Смоленский ставрополец

Виталий Задорожный

Композитор Николай Писаренко

Когда он вспоминает свое детство, в памяти встают не только пыльные улочки села Петровского, по которым мотался он босоногим мальцом. Помнит он и шумные деревенские свадьбы, озорные и веселые, где ему, мальчишке с гармошкой, надлежало всегда быть: что за свадьба без музыки? Но детство его, как у большинства его сверстников,  это еще и война. Он познал ужасы оккупации, видел пожары и слышал взрывы. На его глазах горели элеватор и птицекомбинат, взлетали в воздух взорванные мосты. Острая мальчишеская память запечатлела и краснозвездный «Ястребок», бомбивший немецкий штаб, и партизан, входивших в освобожденное село.

Все это никогда не изгладится из его памяти еще и потому, что в числе двадцати миллионов советских людей, что унесла Великая Отечественная война, был и его отец. Он погиб на Смоленщине, под Ельней, где шли жестокие, кровопролитные бои, где рождалась советская гвардия. И спустя тридцать с лишним лет погибший отец оживет в песне сына.

Это все – о нем, нашем земляке композиторе Николае Писаренко. В 1972 году в журнале «Огонек» были напечатаны две его песни, фотография и краткая биография. Через какое-то время Николай получает от московского поэта Алексея Кубарева письмо со стихами, которые тот посвятил его отцу. Сам поэт родом из Смоленска, воспитывался в детском доме. Потому и взволновала его судьба отца Николая, погибшего на Смоленщине. Стихи поэта и легли в основу песни, которую тут же написал Николай Писаренко.

До сего дня помнит Николай своего первого учителя музыки Ивана Андреевича Шереметьева, который не только научил его азам баянной техники. Он дал путевку в музыкальную жизнь многим музыкантам, которые работали на Ставрополье и за его пределами. Это преподаватель Черкесского музыкального училища Степаненко, окончивший Львовскую консерваторию. Это выпускник Горьковской консерватории Черниговский, преподаватель музыкального училища в Ставрополе. Это заслуженный артист республики Сергей Чернобай, учившийся в Московской консерватории, один из  руководителей Северного народного хора, а позднее возглавлявший Государственный Кубанский казачий хор. Ставропольское музыкальное училище Николай Писаренко оканчивал с двумя своими тезками – Николаем Федоровичем Зинченко, который уже тогда писал песни, и Николаем Филипповичем Солдатовым, который был впоследствии директором культпросветучилища.

Годы учебы в Казанской консерватории оторвали Николая Писаренко от Ставрополья. Но они не смогли оторвать его от тех истоков, которыми он питался с самого детства. А распределился он после консерватории на Смоленщину, поближе к тому месту, где погиб его отец. Но связи со Ставропольем, своей малой родиной, композитор не прерывает.

- Любое сообщение в газетах, журналах о Ставрополье меня всегда привлекает и радует, - рассказывал Николай Писаренко, когда приезжал на Ставрополье и приходил на краевое радио, чтобы записать свои новые песни. – Приятно было, например, когда вся страна заговорила об ипатовском методе. Я тогда даже удивился: а почему не петровский метод?

В восьмидесятые годы, когда Ставрополь отмечал очередную круглую дату своего рождения, родилась у Николая Писаренко «Песня о Ставрополе» на стихи Геннадия Фатеева. А до этого у композитора была песня на стихи Вячеслава Пятко «Бешпагир», песня «Ленинская площадь» на стихи Гервасия Орловского.

В тот приезд Николай Писаренко привез на краевое радио цикл песен на стихи Александра Екимцева «Ставрополье». Глубоко проникнутые любовью к Родине, преклонением перед ее  историей, верностью и преданностью ей, стихи поэта привлекли внимание композитора.

- Они поразили меня своей чистотой, какой-то прозрачностью, нежностью, - подхватывает мою мысль Николай Писаренко. – Вот эти строки, например:

С вышины журавли

Плачут светлой росой,

Белый домик вдали,

Словно парус косой.

Действительно, когда приезжаешь на родину, я ведь еду на машине, когда въезжаешь, то через это марево, через синеву какую-то проглядываются контуры скирд, лесополос, где-то синь озер… И тут же сердце невольно поет «Ставрополье, родное мое» потому, что ты возвратился на свою малую родину. Я ведь по натуре лирик, а в стихах этих много лирики. Александр Екимцев – лирический поэт.

А в то же время в стихах этих есть и героическая тема:

Тюльпаны, тюльпаны

На землях отцов –

Давнишние раны

Отважных бойцов.

Через лирику мы соприкасаемся с героикой. Вот эти «медсестры-ромашки», «горюнья-полынь». И тут же вспоминается моя песня, посвященная отцу, на стихи московского поэта. Они тесно соприкасаются где-то. Потому, что это – мое родное, близкое мне, оно во мне живет, оно питает мои корни. Я здесь вырос, воспитан теми песнями, которые в детстве довелось мне слышать. Вот здесь мой дед по матери, ему уже 96 лет, он живет в Ставрополе. Сейчас он, конечно, песен не поет, но раньше, когда работал чабаном, знал и пел великолепные песни – и русские, и украинские. Я им очень благодарен, и, наверное, потому в моих песнях можно услышать что-то близкое тем старым песням. Да и сейчас, если приедете в деревню, там услышите, как поют старушки – матери наши. Приезжайте в Светлоград, например, осенью, когда обычно свадьба гуляется или когда сельчане празднуют День урожая, и вы услышите, как разливаются песни, те самые, что по-настоящему питали мою душу и до сих пор питают мое творчество.

После песни «Тюльпаны, тюльпаны», после «Песни об отце» героическая тема в творчестве Николая Писаренко выражена в балладе «Отвлекающий десант», написанной на стихи Анатолия Жигулина, с которым композитора  связывает далеко не одна песня. Баллада рассказывает о действительном событии, которое произошло в годы войны. Отвлекающий десант – это, когда люди знали, что идут на верную смерть. Все они получили звание Героев. Один из них чудом остался жив, но был награжден посмертно, а спустя годы, говоря библейским языком, воскрес, как это иногда бывало в исключительных случаях, и вернулся на то самое место отвлекающего десанта. Там, на месте гибели солдат, стоит сейчас обелиск.

- Мы должны об этом помнить, должны говорить, - размышлял Николай Писаренко. – Война. Самое страшное и несправедливое, что может быть: разрушения, жертвы. И подрастающее поколение должно знать, как это было, как люди воевали, как гибли, как приближали победу. По командировкам журнала «Огонек» я часто езжу по стране – БАМ, КамАЗ, Атоммаш. И где бы я ни исполнял эти песни, они воспринимались именно так: эта страшная война не должна больше повториться. Ведь земля создана для мирной жизни. Поля, широкие и бескрайние – для колосящейся  пшеницы.

Именно об этом песня Николая Писаренко «Поле хлебное». Хотя написана она на стихи московского поэта Евгения Антошкина, но как близка она нашему хлеборобскому краю. Ведь Ставрополье действительно хлебная житница страны.

- Евгений Антошкин опубликовал в «Огоньке» цикл стихов, - вспоминал Николай Писаренко. – И там было стихотворение, посвященное знатному хлеборобу, награжденному за труд  орденом Ленина, человеку, который вырос на земле и растит на ней хлеб. Я прочитал эти стихи, они тронули мою душу, и я понял, что может получиться песня.

Помните, Писаренко признался «Я по натуре лирик». Потому и влечет его поэзия ставропольского поэта Александра Екимцева, москвича Николая Старшинова, смоленского поэта Владимира Клочкова. К примеру, очень просты и доходчивы лирические стихи Николая Старшинова, но как много сказано в них поэтом. Потому-то такими душевными получаются песни Николая Писаренко. Это и песня «Эх ты, мама, моя мама», и песня «Ветер, ты ветер», и «Колыбельная», созданная в год рождения дочери композитора.

А у лирической песни «Золото листьев роняют березы» вначале появилась мелодия, нежная и ласковая, где-то даже с грустинкой. И поэт Владимир Клочков сумел уловить этот щемящий душу настрой, идущий от осенней природы – от падающих и шуршащих под ногами листьев, от прозрачной паутинки на ветках в опустевшем лесу, от узкой тропинки между деревьями, где повстречал когда-то любимую. И все-таки в этой тронутой осенью природе много золотистого цвета, который радует и глаз, и душу, много настоящей доброты, так нужной человеческому сердцу, хотя и к нему уже подкрадывается непрошеная осень.
А вот как познакомилась с Николаем Писаренко, просто как с человеком, журналист Елена Гиндуллина. «Помню то впечатление, которое произвел на меня этот колоритный русский человек, с особой гордостью подчеркивающий  свое казацкое происхождение: статная мужская осанка, приподнятая вверх голова, прямой взгляд в глаза собеседника, открытость в общении. Впечатление это в дальнейших встречах оправдалось и легло в основу моего отношения к Николаю Егоровичу. Добавилось еще и восхищение от его умения, несмотря на преклонный возраст, оставаться в душе молодым, легко находить общий язык и с простыми, и с выдающимися людьми».

Деятельность Николая Писаренко многогранна. Заслуженный деятель искусств России, композитор и певец, педагог и литератор, чтец и рассказчик, общественный деятель, и вообще горячо любящий Россию истинно русский человек. Композиторское творчество его отличается мелодическим богатством, основанном на русском мелосе, сочной, колоритной гармонией, собственным стилем. Как певец, он обладает сильным, бархатным по тембру голосом, превосходно владеет певческой техникой. А умение проникновенно читать стихи лишний раз подтверждает его приверженность к сочинению песен. Однажды на встрече с Татьяной Дорониной во МХАТе он мелодично читал «Мать-земля моя родная» - отрывок из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин».

В минувшем году Николай Писаренко отметил  свой 80-летний юбилей. В Смоленской областной филармонии прошел большой концерт, посвященный этому знаменательному событию. Вот такой он, наш земляк Николай Писаренко, смоленский ставрополец.

композитор, Николай Писаренко