Совесть - кем ты мне будешь: прокурором или адвокатом?

Василий Скакун

 

 

Чистая совесть – есть постоянный праздник.

Сенека

Пожалуй, нет на свете ни одного человека, который бы не знал о наличии в каждом из нас некоего качества или чувства, или специфической, особого типа внутренней энергии, которую называют совестью. Но единицы из нас находят время и необходимость, чтобы задуматься – а зачем она дана нам, какой прок от нее, почему у человека есть чувство стыда, какой-то неловкости, а кое-кто даже не потерял способности краснеть при этом.

Интересно, что ни один анатом, ни один физиолог, ни один врач и ни один психолог не сможет ответить нам на вопрос о том, где расположена совесть и как она выглядит. Но убежденность, что сверхрациональная Природа никогда не делает никаких необдуманных шагов при создании какого-либо живого существа, тем более человека, убеждает нас в том, что все это неспроста.

Общепринятое объяснение наличия совести понятно – каким-то интуитивным образом способствовать тому, чтобы человек не совершал противосовестливых поступков. Значит – она, совесть, наделена неким собственным разумом, неким кодексом нравственности, морали и чести. При этом вот что интересно – эта самая совесть (ее модель) была и у первобытных людей, и у римских императоров. Она не пропадала во времена Ивана Грозного, и, несомненно, ею не были обделены и руководители гитлеровского вермахта, она была у Сталина, как и у всех членов Политбюро. Она у всех, и у нас с тобой тоже.

И вне зависимости от страны обитания, национальных устоев, обычаев и законов, которые в разных странах могут толковать абсолютно по-разному одинаковые ситуации, тем не менее у совести свои личные (кем-то вложенные) постулаты отношения к жизни. Кто вложил в нее этот морально-нравственный кодекс строителя Царства Небесного здесь, на Земле, тем самым еще раз указав всем нам план своего понимания развития человечества? Тот, Кто и создал весь этот удивительный мир. И когда мы с тобой что-либо совершаем, что противоречит ее постулатам, она выделяет особую энергию, название которой «стыд». И если мы прислушиваемся к ее голосу, то можем приостановить намерение к действию, которое ей, совести, почему-то не нравится. Но можем и не обращать на ее призывы никакого внимания и поступать так, как считаем нужным, хотя наверняка и догадываемся, что выходим за некие рамки морали. Но что поделаешь (нам так кажется, по крайней мере), уж если очень хочется, то можно. В подобных случаях (неподчинения совестливым призывам) она начинает нас доставать какими-то переживаниями, страхом, внутренней неодобрительностью. Ведь недаром в народе говорится, что лучшая подушка – это чистая совесть. Ага, значит, кроме чистой, она может быть и грязной. Ну и что с этой грязью делается дальше? Говорят, что у некоторых появляется чувство раскаяния. Это наверняка реакция нашего сердца или души на поступок, за который совесть предупреждала, но мы пошли напролом. Зачем бы оно нам? Чтобы мы в следующий раз (а он будет обязательно, так как нам не прощают невыученных уроков) через подсказку совести не допустили повторной ошибки. Логика подсказывает, что это только так, других вариантов быть не может.

Мы уже как-то упоминали высказывания мудрецов, что любые поступки человека так или иначе проявляются в его дальнейшей жизни: «Будущее бессознательно готовится в каждом из нас задолго до своего проявления». Чем или как? Они говорили: «Награда за добродетель – добродетель, возмездие за порок – порок». Значит, совесть самостоятельно (без нашего вмешательства) четко определяет границы нравственного допуска, и доступными ей средствами пытается не допустить глупой выходки.

Совесть неподкупна, и ей неподвластна наша могучая воля и свобода выбора. Как доказать это? Очень просто: при использовании датчиков типа детектора лжи (при желании установить истину) вне зависимости от величины проявляемой силы воли человеком, желающим скрыть правду, совесть через приборы тут же однозначно укажет на ту или иную сопричастность проверяемого к некоему событию. И никакое напряжение воли, мысли, мышц и чего угодно не помешает установлению истины. Это сравнимо с тем, как у нас в обыденной жизни бывают некоторые упреждения прямого подчинения центру и даже президенту. Аналогичными полномочиями наделена и совесть, подчиняемая только Высшему Разуму.

Послушаем великих мыслителей, как они понимали суть совести: «Человек как будто всегда слышит за собой голос, но не может повернуть голову и увидеть говорящего. Голос этот говорит на всех языках, управляет всеми людьми, но никто никогда не видел говорящего. Если только человек станет точно повиноваться этому голосу, примет его в себя так, что не будет более в мыслях отделять себя от него, ему будет казаться, что он сам есть этот голос, он сольется с ним. И чем внимательнее он будет слушать этот голос, тем большая мудрость сообщается ему, и голос этот разрастается в величественный и торжественный призыв, который откроет ему блаженную жизнь. Но если он занят делами мирскими, а не той истиной, ради которой дела должны быть делаемы, тогда голос этот становится слаб и слышится только как слабое жужжание» (Эмерсон).

Но неужели роль совести только в этих робких наставлениях, которыми она пытается оградить нас от неправомерия. И что же, если преступник, поправ мораль, лишает жизни людей, не обращая внимания на собственную совесть: насильник, вор, негодяй, занимаясь своим промыслом и переступив через свою совесть, и что ж, после смерти каждого из них – что, на этом все и закончилось? Тогда наличие совести в нас просто глупость. Если не так и жизнь духа продолжается, кто же должен доложить о делах наших праведных и прочих – больше некому, кроме совести, все у нее: что, как и почему. Если это не так, то наши с вами жизни просто бессмысленны и нелепы, тогда зачем они? Кроме того, не забываем, что все мы абсолютно разные, в том числе и по уровню той самой нравственности. Как понимать это, если не как наработанный в прошлых жизнях опыт нашей совести. Логика подсказывает, что это может быть только так. И думать, что судить нас будет кто-то другой – это тоже абсурд. Судить каждого из нас будет та самая собственная совесть, ведь все данные о наших делах и делишках у нее. Все зависит от того, как обращался ты с ней, понял ли, зачем приходил на Землю, что сумел сделать. Покажи дела веры твоей, ибо истинная вера это и есть дела совести твоей, все остальное просто вздор.

Это она, совесть, и будет для каждого из нас либо прокурором, либо адвокатом в зависимости от того, чем занимались мы тут, в той самой земной командировке. Только тогда эти угрызения будут в десятки и сотни раз сильнее, ведь уже не будет ума и витала (центра удовольствий) – главных ее оппонентов. Ведь и дают нам эту самую совесть, чтобы мы прислушивались к ее голосу и не смогли бы наделать всяких глупостей. Здесь (на Земле) мы способны игнорировать ее указания, но Там (на Небесах) нам придется получать от нее те или иные поощрения или наказания сообразно делам нашим. Мотай на ус, приятель!