Современные традиции. Архыз: заметки с матраса

Елена Павлова

Современные традиции. Архыз: заметки с матраса

Поселок Архыз, а точнее, поляны, расположенные выше, в период с 30 апреля по 10 мая представляет собой масштабную тусовку людей разных профессий и возрастов, привлеченных сразу несколькими ежегодными мероприятиями. Это и фестиваль авторской песни, и «Вахта памяти», и митинг у мемориала защитникам Кавказа.

Традиционно здесь образовалась особая атмосфера тепла и свободы, не похожая на сдержанный прием, оказываемый Домбаем. Здесь легко дышит­

ся и легко вспоминается, каково быть ребенком – открытым людям и миру, любознательным и веселым. В атмосфере Архыза ключ к понимаю того, отчего под благовидными предлогами сюда стекается такое количество людей. Большинство из нас едет на фестиваль авторской песни и умудряется за 10 лет ни разу не попасть на концерт. Кто–то собирает снаряжение и не поднимается даже до Софийской поляны. Настоящие туристы, спускаясь с гор коричневыми от загара, снисходительно называют наше мягкотелое большинство «матрасниками» и с удовольствием присаживаются у костра, чтобы рассказать, как было наверху, и заинтересованно заглянуть в кипящий над огнем котелок.

Но начнем по порядку…

Пограничный контроль

Первоначально планировалось для въезда на территорию выдавать пропуска в Черкесске, но буквально за несколько дней до заезда первых участников традиционной «Вахты памяти» появилась информация, что все документы можно будет оформить на погранзаставе за поселком Архыз. Казалось бы, процедура упростится, но на деле оказалось иначе. Запрос с данными отправлялся факсом в Черкесск, откуда часа через 3 – 4 поступало подтверждение. Пропуска выдавались с 8 до 19 часов, и многим из тех, кто приехал после обеда, приходилось ночевать у поста. Утром 5 мая даже было объявлено, что пропуска выдаваться больше не будут, потому что в Черкесске закончилась бумага! Так, на погранзаставе стихийно образовался альтернативный фестиваль из не получивших пропуска, получивших, но поленившихся идти с десяток километров до поляны, и их друзей, вернувшихся назад, чтобы морально поддержать аутсайдеров. Некоторые, очевидно, вдохновленные надвигающейся датой, вспомнили способы ведения партизанской войны и дошли до фестивальной поляны лесами, минуя пост и необходимость регистрации.

Избежать долгого ожидания можно было только одним способом – заранее самостоятельно отправить факсом данные в Черкесск и на посту получить уже готовые пропуска. Тогда процедура занимала максимум 10 минут.

«Вахта памяти»

Все группы, планирующие восхождение, не только получали пропуск на погранзаставе под Архызом, но и в обязательном порядке регистрировались в Карачаево–Черкесском ПСО МЧС. Погода в горах непредсказуемая и изменчивая, и первые дни «Вахты памя­
ти» были осложнены снегопадом: каждое утро для альпинистов начиналось с зарядки – откапывания палаток. Сложные погодные условия прибавили работы и спасателям. Помимо стандартных происшествий, без которых не обходится ни одно массовое мероприятие и выезды на которые они называют «спасами», пришлось перекрывать некоторые ущелья и снимать группы с опасных маршрутов.

Напомню, что впервые молодые люди прошли по местам боев советских солдат с бойцами фашистской дивизии «Эдельвейс» 42 года назад. В начале 80–х ставшие традиционными походы превратились в ученическое движение «Вахта памяти», несколько тысяч школьников и студентов побывали в местах, где в годы войны велись сражения. Сейчас «Вахта памяти» – это многочисленные альпиниады, участники которых покорили перевалы Алибек, Хадюка, Чагордали, Северная Каракая, Марухский…

Фестиваль

авторской песни

<

В этом году, то ли по причине пропускного режима, то ли из–за не самого удачного времени проведения, Х, юбилейный фестиваль получился не таким масштабным, как предыдущий. Концерт 5 мая шел чуть дольше 2 часов, хотя обычно только официальное прослушивание выступлений затягивалось далеко за полночь, а уж о неформальном песенном общении у костров и говорить нечего. Несмотря на холод и удаленность фестивальной поляны от «мест жительства» большинства любителей авторской песни, людей собралось немало, и хорошая встреча была обеспечена всем – и дебютантам, и старожилам. Помимо собственных, исполнялись песни Галича, Визбора, Высоцкого, со сцены звучали стихи и инструментальные композиции; выступали классические бородатые барды–одиночки, семейные пары, молодые исполнители и группы. Группа «Жюль Верн» (Ставрополь – Невинномысск) вызвала две волны громких перешептываний в рядах слушателей – справа донеслось: «На «Сплин» похоже» и тут же с противоположного участка раздалось грозно–доброжелательное: «Все фолк–группы похожи друг на друга». Конфликта не получилось, да и не могло быть.

Авторов, представляющих песни строго на указанную тематику (туристская и военно–патриотическая песня), не так уж и много. Стандартно преобладают лирика и социальная проблематика. Если жанр военно–патриотической песни строг и определен, то туристская песня оставляет больший простор в рамках достаточно условного жанра. Не все знают, что истоки зарождения жанра туристской песни следует искать в Германии начала ХХ века. Молодежное движение «перелетных птиц» объединяло десятки тысяч гимназистов Германии и всей Европы. Идеи коллективности и братства, асексуальность отношений мужчин и женщин, походы на природу и песни под гитару у костра удивительно напоминают отечественные КСПшные мероприятия. Отличие одно – «перелетные птицы» были все же движением натуристов, а не бардов.

Фестиваль в Архызе – это и стартовая площадка для молодых участников. Любопытно, что волнение, которое не все новички смогли преодолеть, у многих «заслуженных» бардов отсутствовало напрочь. И если первым его присутствие помешало раскрыть весь очевидный потенциал, то отсутствие страха сцены и волнения у вторых вылилось в излишнюю самоуверенность некоторых выступающих, которая не исчезала даже по мере забывания слов собственных песен.

Итак, назовем лауреатов X фестиваля авторской песни в Архызе. Ими стали:  Игорь Спиридонов (г. Н. Новгород) ­ за верность классической бардовс­кой песне в своем творчестве; Сергей Маковеев (г. Ставрополь) ­ за лучшую военно­патриотическую песню; Игорь Замолотов (г. Волгоград) ­ за верность туристским традициям.

Дипломантами фестиваля названы: Александр Гетманов (г. Черкесск) ­ в номинации «Открытие фестиваля»; Ангелина Глушкова (г. Пятигорск) ­ в номинации «Молодые голоса»; Василий Сутормин (г. Ессентуки) ­ в номинации «Юное дарование».

Почетные грамоты фестиваля получили Михаил Трошенков (г. Железноводск) ­ за новую песню и группа «ЖЮЛЬ ВЕРН» (г. Невинномысск – Ставрополь) ­ за высокое исполнительское мастерство.

Валерия ФЕДОРЕНКО.