Ставрополь ждет развязки

Ольга Токмакова
Ставрополь ждет развязки
Оказывается, в Ставрополе живут самые предприимчивые люди, а строить и жить им помогают, конечно же, не песни. По рекламной площади и количеству автомобилей на душу городского населения да и по темпам перестройки центра города Ставрополь лидирует в России. Одна из самых нетерпимых задач городской перестройки – транспортные развязки.

На пороге в третье тысячелетие центр Ставрополя оперативно перестроился. Ангел, «Флагман» и «Галерея» стали новыми достопримечательностями города. Перестройка в центре продолжается, и, что интересно, строят прямо по социалистическому принципу: «лучше меньше, да лучше». Однако, действительно, работают явно лучше, чем при социализме. И, между прочим, хорошую память о зодчестве начала XXI века архитекторы и строители оставляют на улицах имени известных социалистов: ожидается открытие 53-го квартала и прямой выход на проспект Карла Маркса (бульвар Ермолова), напротив улицы Клары Цеткин вырастет еще одно офисное здание с эскалаторами и атриумным пространством, на углу улиц Советской и маршала Жукова (бывшей Коминтерна) появится двухуровневая автостоянка, а на месте кинотеатра «Экран» - развлекательный центр. Под вопросом и здание нашей редакции на улице Булкина, центральная парикмахерская и даже баня на улице Ленина, которые, скорее всего, со временем переедут из центра Ставрополя. Одним словом, выходит, что центр города оказался наиболее привлекательным для инвесторов.

Главным архитектором Ставрополя уже 17 лет является Петр Маркатун. Когда он впервые увидел в начале 80-х краевой центр, то город был далеко не таким, каким бы хотелось его видеть архитектору. А прошедшей осенью, во время совещания архитекторов юга России, Ставрополь стал архитектурным открытием для участников форума. Оказывается, мы обогнали по уровню градостроительства многие крупные южные города.

Вопросы о нынешнем, быстроменяющемся облике краевого центра, обращаем к Петру Константиновичу Маркатуну, который любит Ставрополь, а главное, работает над тем, чтобы город был таким красивым, каким его открыли для себя архитекторы юга России.

- Можно ли считать, что столь стремительная перестройка центра обусловлена тем, что в Ставрополе создан благоприятный инвестиционный климат в сфере градостроительства?

- Думаю, все дело в том, что у нас в городе живут предприимчивые люди. Владельцы вложенных в строительство средств (деньги не только московские), очевидно, довольны тем, как здесь распоряжаются капиталом и продолжают с удовольствием их вкладывать. Вероятно, вам известно, что наш город занимает первое место в России по рекламе? Об этом свидетельствуют московские исследования по рекламной площади на 1000 жителей, которые датируются началом 2004 года: из 50 российских городов Ставрополь занимает первое место. Но сам я против рекламы, которая загромождает все визуальное пространство и портит вид – превращаемся в Токио, где нет архитектуры, одна реклама. Сейчас в Ставрополе деньги, как правило, вкладываются в заметные, украшающие город здания, и нет такого заказчика, который просил бы построить побыстрее да подешевле. Предлагают использовать самые современные строительные материалы и сложные архитектурные решения.

Инвестиционный же бум в строительстве объясняется выгодой. Вкладывать средства в капитальное строительство и недвижимость выгодно и надежно, и нет ничего более рентабельного в мире, чем строительство. В центре города нет участков, которые бы не забрали в аренду. И уже в Ставрополе появились несколько продвинутых компаний, которые начали сносить ветхое жилье и находить варианты решения с его владельцами, выплачивая им компенсацию или предоставляя жилье как на первичном, так и на вторичном рынке. (Сейчас одной из основных задач подверженного оползневым процессам Ставрополя является ликвидация ветхого и аварийного жилья. - Авт.). Эти компании быстро, а главное качественно строят, чего при социализме не было замечено. Мало того, они работают над тем, чтобы их дома выгодно отличались от рядом стоящих зданий

- Реконструкция центра Ставрополя - приоритетный комплексный проект пятилетнего плана развития города. Центр должен стать и, как я понимаю, уже становится привлекательным для инвесторов. Отсюда вопрос: строить красиво будут только торговые и офисные здания?

- Не только. Уже есть красивые жилые дома, которые привлекательны для частных инвесторов – будущих владельцев жилья. Возьмите любой новый дом в центре города – отличное качество, хорошая планировка, благоустройство. Сейчас, например, такой дом строится в краевом центре на углу улиц Артема и Мира.

- Какое жилье вообще предпочитают сейчас строить в Ставрополе?

- Элитное - в меньшей степени. Но уж если строят дома, то заметные, с пентхаусами ( Пентхаус - фешенебельная квартира на крыше «небоскреба». - Авт.) и с видом на Эльбрус, и отдельным лифтом - одним словом, что пожелает заказчик. А ниже могут купить квартиру просто состоятельные клиенты. Все в одном доме, как, в общем, и принято строить «небоскребы»: чем выше, тем дороже.

- Наш город будет расти ввысь? Вроде бы рассматривались проекты «небоскребов» в Ставрополе…

- Таких проектов нет, но одно время был у нас заказчик на «небоскребы». Со стороны Невинномысска хотели поставить комплекс зданий в 25 - 30 этажей, чтобы создать сильное первое впечатление, образ нашего города. Для примера, всему миру известен образ Нью-Йорка с воды, который создают «небоскребы» этого мегаполиса. В Ставрополе высотные здания могли бы акцентировать на себя внимание и закрыть банальную застройку «тире-точка-тире» в районе улицы 45-я Параллель. Но получалось очень дорого, потому что после 16-го этажа пришлось бы переходить на дорогостоящие технологии строительства. Хотя дома в 12 - 16 этажей, которые есть в городе, - уже неплохо для Ставрополя.

- У Вас были отмеченные проекты? И есть ли какие-то нереализованные архитектурные решения, о которых Вы особенно сожалеете?

Был смотр зодчества юга России, проходивший 16 апреля в Элисте, где мой проект здания по улице Ленина, 219 - 221, которое уже построено, получил высокую оценку. Это торгово-офисный комплекс, но на последнем этаже - два пентхауса. Его построили за год ставропольские строительные компании. Что касается нереализованных проектов, то их было немало. В итоге они остались или в проекте, или получались не такими, как изначально задумывались. Например, аквапарк на углу улиц 45-я Параллель и Доваторцев. Сначала обещали, что это будет чудо-проект: самый большой аквапарк юга России. А закончилось очень обыденно - небольшой «аквапарчок» плюс две трети территории, отданные под огромные магазины. В процессе проектирования и строительства заказчики поняли, что большой аквапарк себя не окупит.

Но самый печальный пока для города итог – недостроенная магистраль по улице Лермонтова, брошенная на переулке Зеленом. Это нерешенная транспортная проблема. Город задыхается от обилия автотранспорта, а магистраль по Лермонтова могла бы разгрузить улицы Ленина и Мира. Осталось достроить всего 150 метров, но с начала 90-х строительство не двигается. Меня каждый день «бомбят» письмами, с просьбой отдать место, где должна пройти недостроенная магистраль, под заправку, автокомплекс, мойку, индивидуальное строительство. Но если это сделать, то дороги уже точно не будет. Несравнимы миллионные затраты (не хватит всего городского бюджета) по расширению улицы Ленина и малозатратного продолжения магистрали по Лермонтова, которая сразу снимет транспортные проблемы на центральной части улиц Ленина и Мира. И это не единственная развязка, которую надо строить в городе, иначе наш ждет транспортный коллапс. В этой сфере, кстати, Ставрополь весьма странный город. Вроде бы не очень привлекательный для инвестиций, зато по количеству автомобилей на семью входим в первую десятку российских городов. Поэтому у нас сейчас главная проблема не архитектурная, а транспортная.