Там чудеса, там леший бродит...

Там чудеса, там леший бродит...
«Ожившие» сказки все чаще встречают детвору в детских садах нашего города. В их таинственной романтической атмосфере малышне легче освоиться и зажить в свое удовольствие! Но как трудно порой бывает создать такой волшебный уголок, знают только взрослые...

Природа как фактор воспитания

Благоустройство и озеленение территорий образовательных учреждений города Ставрополя впервые стало серьезной заботой власти, педагогов и родителей еще в конце 2008 года, когда на базе лицея № 8 прошло широкое совещание педагогов, инициированное управлением образования администрации города. А идея превратить территории детских садов в «кусочек сказки» исходила от мэра нашего города Николая Пальцева. Он так и сказал тогда: город старается все силы направить на здоровье детей, и тема озеленения в этом смысле очень актуальна, ведь соприкосновение с прекрасным — это тоже фактор здоровья, фактор воспитания... Глава города поставил задачу № 1: чтобы нигде на юге России не было лучших территорий у детсадов и школ — только у нас, в Ставрополе!
Можно сказать, что с тех пор в нашем городе всерьез заговорили о Концепции озеленения школьных территорий. И не только заговорили — многое уже сделано...

Чтобы дворик «зазвучал»...

Детство - пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Окружающее обладает множеством явных и скрытых свойств, которые ребенок учится открывать для себя. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (экологическую тропу, картину, звучащую мелодию). Вот почему педагоги вместе с родителями решили создать все условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения. Все муниципальные дошкольные образовательные учреждения активно включились в работу по благоустройству и озеленению территорий.
Был разработан план — не только на уровне города, но и в каждом детском саду. Вот и получилась красота: осенью радует глаз яркая листва и плоды. Зимой на виду необычные формы ветвей и стволов, интенсивная окраска и фактура кроны. Безусловными фаворитами зимнего периода являются хвойные растения. Весна приветствует красками раннецветущих деревьев и кустарников. Летом - цветковые.
Опираясь на оптимальные сроки проведения работ по озеленению и посадке деревьев, весной педагогическими коллективами дошкольных учреждений было высажено более 500 деревьев, 350 кустарников. Были подготовлены саженцы, рассада и высажено в грунт около 1500 разнообразных цветковых растений. И «зазвучали» нотами радости детские сады...

Воспитатель — это... «дизайнер»

Сколько выдумки и фантазии пришлось проявить, чтобы «музыка сказки» стала гармоничной и «вписалась» в планировку детсадовской территории, об этом знают воспитатели и руководители ДОУ. Поистине многим пришлось «поменять профессию» и многое узнать о декоративных свойствах растений – их размерах, окраске листвы и цветков, фактуре и цвете коры. Выяснилось, например, что посадку деревьев и кустарников надо вести группами, в которые растения подбираются по сходству декоративных признаков. 
Дорожки, искусственные водоемы, альпийские горки, малые архитектурные формы придали участкам ухоженный и обжитой вид. Но до этого было много работы: белили и окапывали деревья, готовили почву для посадки, разбивали клумбы, огороды, подрезали сухие ветки, спиливали сухостой, стригли газоны.
Педагогам помогли семинары-практикумы, организованные совместно со Ставропольским государственным аграрным университетом.
А еще в нашем городе по инициативе управления образования администрации города Ставрополя была открыта городская многофункциональная практическая  лаборатория  «Благоустройство и озеленение  территорий образовательных учреждений города Ставрополя» на базах муниципальных учреждений: СОШ № 7 и детского сада № 70. Это «пилотные» площадки, «маяки» в работе по озеленению и благоустройству территорий. Проект «Участок детской мечты», реализуемый коллективом детского сада № 70, не сможет никого оставить равнодушным. Каскадные клумбы, рабатки (длинные грядки с цветами), водоемы сделаны своими руками...
Результаты работы образовательных учреждений представлялись на городском конкурсе на лучшую территорию.
Но главное все-таки — не «галочка» в отчете. Важнее всего то, что детвора почувствовала себя настоящими хозяевами сказки: малышня охотно берется за грабельки, даже не подозревая, что она участвует в экспериментально-познавательной работе на территории детского сада. Так и проходят тематические занятия: «Мы  - друзья природы», «Сохраним природу», «Птицы - наши друзья», «Учитесь жалеть и беречь природу» и другие. Сказка учит, лечит и воспитывает...

Над материалами, посвященными Году учителя, работали журналисты «ВС» Лариса РАКИТЯНСКАЯ, фотокор Юрий РУБИНСКИЙ, Елена Никифорова,
Сергей АГАФОНОВ, работники управления образования администрации г. Ставрополя, учителя и руководители школ города.