Танцевальные ритмы в духовной и светской жизни

.

Афиша Ставропольской государственной филармонии приглашает меломанов на второй вечер проекта «Большая премьера»

Репетиция хора (Автор фото: Татьяна Даниелян)
Репетиция хора (Автор фото: Татьяна Даниелян)

Первый день весны в культурной жизни Ставрополя отмечен замечательным событием. Афиша Ставропольской государственной филармонии приглашает меломанов на второй вечер проекта «Большая премьера», идея которого принадлежит музыковеду Татьяне Диевой.

Лауреат международных конкурсов дирижёр Михаил Леонтьев из Санкт-Петербурга, полюбивший наш город и благодарную публику, в очередной раз с радостью откликнулся на приглашение директора Ларисы Коневой встать за дирижёрский пульт. Маэстро в программу концерта включил гениальную музыку Ж.Бизе - Р.Щедрина «Кармен-сюиту» и «Мессу из Буэнос - Айреса» М. Палмери.

«Кармен-сюита». История создания

Имя гордой и свободолюбивой цыганки Кармен впервые появилось в новелле французского писателя Просперо Мериме в 1845 году. История героини, не пожелавшей смириться с безоговорочным подчинением постылому поклоннику и выбравшей смерть, вдохновила Жоржа Бизе на создание оперы «Кармен», премьера которой состоялась в 1875 году и оказалась отвергнутой критикой и публикой, что отчасти стало причиной кончины 37-летнего композитора.

П.И.Чайковский, услышав эту гениальную музыку, назвал её «шедевром» и предрёк быть «самой популярной оперой в мире». Предсказание русского композитора сбылось: «Кармен» входит в репертуар всех знаменитых театров мира и вдохновляет талантливых артистов на создание новых образов.

Великая русская балерина Майя Плисецкая мечтала раскрыть характер Кармен в танце. Она обращалась с просьбой написать музыку для балета «Кармен» к Д. Шостаковичу и А. Хачатуряну, но получила отказ. Супруг балерины композитор Родион Щедрин не смог отказать любимой, которую боготворил. Так появился балет «Кармен-сюита», в основу которого легла музыка Ж. Бизе из одноимённой оперы и сюиты «Арлезианка», гениально оркестрованная Р. Щедриным. В партитуре он использовал струнные инструменты и ударные - различные барабаны и колокола, что придаёт особый характер звучанию.

Постановку балета осуществил кубинский хореограф Альберто Алонсо. Мировая премьера спектакля состоялась в Большом театре 20 апреля 1967 года. И вот уже полвека балет «Кармен» царит на самых престижных мировых сценах, а музыка Ж. Бизе - Р. Щедрина получила самостоятельную жизнь в концертном исполнении.

В исполнении симфонического оркестра Ставропольской филармонии прозвучат знаменитая «Хабанера», «Развод караула», «Болеро», тема Тореро, финальная сцена гибели Кармен и другие номера сюиты, которые напомнят имена великих русских артистов, признанных лучшими в мире исполнителями партии Кармен - Майя Плисецкая в балете, Ирина Архипова и Елена Образцова - в опере.

«Месса из Буэнос-Айреса», или «Танго-месса»

Это произведение, созданное современным аргентинским композитором Мартином Палмери, музыковеды считают выдающимся! «Месса из Буэнос-Айреса» написана под влиянием и впечатлением от композиций Астора Пьяццоллы, раскрывшим в своём творчестве удивительно сверкающие грани аргентинского танго и сделавшего танец необычайно популярным во всём мире. Монументальное полотно М. Палмери, написанное для камерного хора, меццо-сопрано, бандонеона и симфонического оркестра, соединило традиционное 6-частное католическое богослужение на латинском языке с красочными переливами танго, украшенное мелодикой, гармонией и ритмами южноамериканской музыкальной культуры. Премьера состоялась в 1996 году.

Низким поклоном памяти А. Пьяццолы стало использование М. Палмери в качестве солирующего инструмента бандонеона, столь любимого мастером танго. Бандонеон - разновидность гармоники - сконструировал Генрих Банда для украшения звучания духовной музыки в кирхах Германии. В конце ХIX века инструмент попал в Аргентину и сразу стал участником танго-оркестров. Его пронзительно-щемящий тембр органично влился в нежные и страстные мелодии танца. Бандонеон стал национальным инструментом аргентинцев. Свою любовь и почитание они выразили в установке в 2007 году памятника бандонеону в Буэнос- Айресе. В концерте партию бандонеона исполнит солист филармонии баянист-виртуоз Николай Недоступов.

Накануне премьеры я побывала на репетиции камерного хора и в очередной раз порадовалась тому, что в нашем городе есть такой коллектив. Основу хора составляют молодые, красивые, звонкоголосые артисты, имеющие хорошее образование и, самое главное, умеющие слушать и слышать, петь в ансамбле. А это дорогого стоит. Коллектив единомышленников, возглавляемый талантливым руководителем Еленой Бутовой, радует чистым строем, проникновением в образ исполняемого произведения, пониманием стиля, умением пользоваться в вокале инструментальными штрихами, тонкой фразировкой и самоотдачей в работе. Всё это достигается в музицировании только при взаимоуважении и взаимопонимании. Огромную роль в достижениях коллектива играет концертмейстер Любовь Снадная - чуткий и тонкий музыкант, замечательный пианист и верный помощник руководителя.

Услышав в Интернете «Танго-мессу», Елена Бутова «заболела» этой музыкой. Начались поиски партитуры... А как водится, на ловца и зверь бежит! Михаил Леонтьев предложил исполнить произведение в проекте «Большая премьера» и подарил ноты. За месяц тщательной кропотливой работы камерный хор выучил сложную партитуру и готов представить свою работу на суд слушателей.

Ульяна Николаенко и Елена Бутова (Автор фото: Татьяна Даниелян)
Ульяна Николаенко и Елена Бутова (Автор фото: Татьяна Даниелян)

Главный хормейстер Елена Бутова с великим уважением говорит о своих подопечных, называя голоса хористов уникальными. Обладателем такого уникального голоса является Ульяна Николаенко, исполняющая в «Танго-мессе» сольную партию меццо-сопрано. Её жизнь напоминает историю Фроси Бурлаковой из замечательного фильма «Приходите завтра». Красивая, стройная, с яркой сценической внешностью, она покоряет глубоким объёмным голосом бархатного тембра и умением пользоваться этим богатством, дарованным ей природой. С юмором она вспоминает своё босоногое детство в селе Степном, пение с малых лет, желание учиться и поездки в соседнее село Ольгино к педагогу на уроки вокала. Потом были счастливые годы учёбы в Ставропольском государственном университете в классе незабвенной народной артистки России профессора Ольги Мещеряковой и работа солисткой в Волгоградском театре оперы и балета. Участие в многочисленных конкурсах всегда отмечалось жюри призовыми местами. Но особо дорогими для певицы стали Международный конкурс в Испании, где Ульяна в составе ансамбля «Академия вокала» получила Гран-при, и конкурс «Открытая Европа» в Москве в номинации «соло», принесший ей диплом лауреата 1-й степени. Солирующая партия меццо-сопрано в «Танго-мессе» красной нитью проходит через всю партитуру произведения, и мы будем иметь возможность услышать во всей красе уникальный голос Ульяны Николаенко.

В концерте в исполнении симфонического оркестра также прозвучат музыкальные композиции П. Мориа, Д. Ласта, Д. Дассена и К. Моргана. Уверена, что «Большая премьера» станет очередным откровением в творчестве талантливого маэстро Михаила Леонтьева и оставит яркие впечатления у публики. До встречи в зале филармонии в первый день весны!

Татьяна ДАНИЕЛЯН, заслуженный работник культуры России.

 

концерт, премьера