Таргим. Амга. Армхи. Май 1987 года

Александр Плотников

В десятом классе у нас появляется новый одноклассник – Олег Слесарев, явно выраженный холерик, Овен по гороскопу, весёлый и живой парнишка.

Минеральный источник.
Александр ПлотниковМинеральный источник.

Из-за чего его к нам переводят, он так и не признаётся, как все экстраверты, Олег очень много говорит, но никогда не выдаёт главного. Его интересуют наши с Пашей походы в горы, и он просится с нами.

Времени до армии остаётся очень мало, и мы собираемся в Таргим. Задачу немного усложняем, и решаем подняться по Ассе до перевала Архотиставигеле. Олегу достаются Пашины штаны и мой рюкзак, я иду с рюкзаком Жоры Ряузова, который угощает нас настоящей почти новой перкалькой.

Мы доезжаем до Нижнего Алкуна, выгружаемся из автобуса и не успеваем дойти до первого сужения дороги, как Олег с огромным энтузиазмом бросает рюкзак, забирается по камням на обрыв и говорит:

– Сфотографируй меня, чтобы было видно, что я в горах!

Школьный перевал.
Александр ПлотниковШкольный перевал.

Меня потрясает такая энергия, я понимаю, что идти нам далеко, а рюкзаки будут тяжёлыми, лезть просто так наверх, чтобы сделать слайд мне бы и в голову не пришло, но Олег нисколько не обескуражен нашим смехом, он готов двигаться вперёд хоть бегом!

Он постоянно что-то спрашивает, любознательность прёт из него, как из маленького ребёнка, и мы еле успеваем отвечать на его многочисленные вопросы. По мере продвижения спектр вопросов сужается, в основном остаются:

– А сколько ещё метров нам идти?

– А когда будет привал?

– А какая здесь высота?

Овринги Олег проходит нормально, но впереди ещё подвесные мосты и переправы из брёвен…

Ненадолго останавливаемся возле минерального источника попить воды и отдохнуть. Позже приходим на Солнечную поляну и ставим палатку.

Вечереет, на небе появляются огромные звёзды, мы готовим ужин, разглядываем Млечный Путь и болтаем о пустяках.

Вершина Гиреч вечером.
Александр ПлотниковВершина Гиреч вечером.

С утра собираем вещи, готовим завтрак и чай на местном очаге и выходим. Погода отличная, уже видны заснеженные вершины хребта Цейлам, долина сужается, и вскоре должен появиться первый подвесной мост.

Асса чистая, настроение отличное, Олег сегодня задаёт меньше вопросов, однако тарахтит без умолку, и восторг у него вызывают порой совсем незначительные вещи. На подвесных мостах замечаю, что он сильно неуверен, но пока переходит сам, без посторонней помощи. Обзываем его «троллейбусом», за то, что он обеими руками цепляется за проволоку, короче, троллим потихоньку. Я беспокоюсь за самый высокий, четвёртый мост, его Олег переходит нормально, а с Пашкой снимаем слайд из разряда «в аэропорту их встречали…».

Преодолеваем самый большой подъём и отдыхаем на своём любимом месте с видом на теснину Ассы внизу. Пытаюсь сфотографировать Пашку и Олега, но пока я нажимаю на спусковую кнопку, Олег успевает отвернуться, а Пашка скорчить козью рожу.

Вовнушки.
Александр ПлотниковВовнушки.

До Таргимской котловины остаётся совсем немного, мы подустали и опять садимся отдохнуть. Бивак проходим, не останавливаясь, выходим в котловину и видим вершины Гиреч и аул Таргим. Проходим всю котловину, и прячем рюкзаки возле аула Пуй, а сами отправляемся на экскурсию к христианскому храму Тхаба-Ерды и, конечно же, на Вовнушки, ведь это самое красивое местечко с башнями во всей Ингушетии. У Олега без рюкзака открывается второе дыхание, теперь он хочет сделать снимок не просто в горах, а на башне. Он забегает на башню и садится на самом краю. На Вовнушках лезу по скале, чтобы найти самую выгодную точку съёмки, отсюда башни смотрятся просто потрясающе. Для осознания масштаба ставлю Олега в седловину рядом с башнями.

На обратном пути забираем рюкзаки, проходим по Ассе вверх и уже в ущелье ставим палатку на симпатичной поляне у речки. До вечера ещё остаётся время, готовим ужин, едим и отдыхаем после насыщенного рабочего дня.

Утром умываемся ледяной водой, завтракаем, собираем вещи и выходим. Тропинка переходит с одной стороны реки на другую по бревенчатым мостам. Поручней здесь нет, так что Олегу приходится справляться со своим страхом самостоятельно. Иногда встречаются старые лавины, речка течёт под ними, как в тоннеле.

Мосты пропадают, на переправах теперь лежат одиночные брёвна. По первому такому бревну, уже высохшему, Олег проходит благополучно. Выше я вижу второе, это свежая сосна, когда я перехожу – она пружинит под ногами.

«В аэропорту их встречали».
Александр Плотников«В аэропорту их встречали».

Не успеваю я отойти и тридцати метров, как слышу истошный вопль Паши: «Шу-уу-ри-ик!!!». Я оборачиваюсь и вижу Олега в воде, схватившимся за бревно руками, Паша мечется по берегу. Олег орёт: «Я до дна не достаю!». Ещё бы он доставал – течение реки поднимает его ноги вверх и тянет под бревно. Он отпускает руки, ныряет, рюкзак выталкивает его на другой стороне, как поплавок. Олег, с глазами по шесть копеек, огромными гребками плывёт к берегу, причём именно к тому, с которого только что стартовал. Я снимаю рюкзак, перехожу назад и забираю рюкзак Олега, чтобы перенести. Олег делает две попытки, но ближе к середине у него начинается тремор, от которого бревно вибрирует, как тетива. Мы долго объясняем ему, как надо переходить, и с третьей попытки ему это удаётся.

Он переодевается в сухие вещи, рюкзак промокнуть ещё не успел, и мы продолжаем путь. На очередном прижиме видим хилый подвесной мост, брёвна которого болтаются прямо в воде, но делать нечего – надо переходить. Я иду первым, Паша вторым, срывается, но повисает на тросе, содрав кожу на пальце. Олег, видя такую картину, переходить наотрез отказывается. Я возвращаюсь, забираю его рюкзак и переношу. Олегу ничего не остаётся, как последовать за нами.

Становится прохладнее, в одном из кулуаров лежит свежая лавина, с опаской проходим по её краю.

Наконец лес расступается, мы выходим в верховья ущелья и видим грузинский аул Амга.

Мы знакомимся с парнем, его зовут Георгий, он только вернулся из армии. Он селит нас в своём родовом доме на втором этаже, а на следующий день даёт с собой в дорогу свежие лаваши.

Снежные поля.
Александр ПлотниковСнежные поля.

Хевсуры говорят нам, что через перевал ещё никто не ходил – там очень много снега, и предлагают остаться у них и погостить. Но утром мы выходим и идём по высокогорной долине. Вот аул Ахиели, делаю снимок боевой башни и гор, замыкающих боковое ущелье. Зимой эти места полностью отрезаны от цивилизации, и попасть сюда можно только вертолётом.

Ущелье сужается, садимся отдохнуть. Дальше начинается снег, тропа пропадает, и мы выходим на белые поля. Опыта хождения в горах по снегу у нас маловато, но снег плотный, и мы идём дальше. Открывается перевал Архоти, но наш перевал Архотиставигеле должен быть правее и дальше. Всё чаще мы начинаем вязнуть в снегу, выходим на прямую видимость своего перевала, и тут Паша, идущий впереди, проваливается по пояс. Он пытается грести в одну сторону, потом в другую, но безуспешно, везде какая-то снежная трясина. Тут на перевале появляется группа, Паша возвращается к своим следам, и мы напряжённо смотрим наверх. У людей наверху рюкзаки упакованы в пластиковые сани, они садятся на них верхом и едут с перевала вниз. Кто-то из них замечает нас и что-то кричит. Пашка говорит, что это КСС и нам надо сматываться, потому что путевого листа у нас нет, и кончится это плохо. Мы, недолго думая, разворачиваемся и быстро идём вниз. На наших следах лежат две свежие лавины, это нас только подстёгивает, и мы добираемся до аула почти бегом.

Аул Амга.
Александр ПлотниковАул Амга.

Хевсуры встречают нас радушно, они нисколько не расстроены нашей неудачей и закатывают по поводу нашего возвращения маленькую пирушку.

На следующий день мы собираемся и очень быстро спускаемся по Ассе до Таргимской котловины. По дороге курим сигареты «Памир», которыми нас угостили в ауле.

Олег не капризничает на переправах, и всё обходится благополучно. Мы выходим на полевую дорогу, садимся отдохнуть, Олег хочет запечатлеть на слайде свою майку с надписью «Монтана». Я лежу на земле, любуюсь облаком и понимаю, что мы отделались наверху лёгким испугом.

До Школьного перевала мы в этот день не доходим, становимся на ночёвку ниже и вечером любуемся вершиной Гиреч, за которую опустилось солнце.

Утром просыпаемся рано, из-за хребта Цорилам поднимается солнце, освещает Гиреч, и мы идём на перевал. Погода отличная, на небе нет ни одного облачка, мы поднимаемся на Школьный перевал и любуемся панорамой окрестных вершин.

Наше путешествие заканчивается в селе Армхи, где мы садимся на автобус. Мы в очередной раз побывали в любимом Таргиме, а Олег запомнил это приключение на всю жизнь.