Театр, идущий на опережение

Ольга Метёлкина
Театр, идущий на опережение
Театр "Модернъ" заявил о себе в 1988 году. Правда, тогда он еще назывался Театр-студия на Спартаковской площади. В

труппу, созданную режиссером Светланой Враговой, вошли выпускники Щепкинского училища, последние ученики народного артиста СССР М.И. Царева. Как рассказал технический директор театра Кирилл Крок, помещение, которое предложили театру, находилось в полной разрухе. От этого старинного особняка дореволюционной хлебной биржи на Спартаковской площади в свое время отказались режиссеры О. Табаков и А. Васильев. Но у Враговой хватило решимости вдохнуть жизнь в памятник архитектуры и гармонично вписать в его обновленный изысканный стиль творческую атмосферу театра.

О первом же спектакле молодой труппы "Дорогая Елена Сергеевна" говорила вся Москва, с ним ездили на гастроли, успешно показывали за рубежом. С 1993 года театр изменил название, и в соответствии с новым наименованием – "Модернъ" - Светлана Врагова начала разрабатывать проблематику Серебряного века в театральном искусстве. Модерн стал фирменным стилем театра. Он присутствует и в сценографии, и режиссуре, и в игре актеров, и даже в оформлении программок.

Поворотным спектаклем в жизни театра стала постановка по пьесе Леонида Андреева "Катерина Ивановна", осуществленная десять лет назад. Пресса тогда писала, что это самый дорогой российский спектакль, - он обошелся в 250 тысяч долларов. Зрительский интерес к нему не проходит до сих пор – билеты на "Катерину Ивановну" достать почти невозможно.

На пресс-конференции заслуженный артист РФ Олег Царев сказал: "Мы берем пьесы малоинтересные и совершенно нераскрученные. "Катерина Ивановна" была поставлена впервые во МХАТе в начале ХХ века Станиславским. Она недолго шла на сцене. Вторым после Станиславского пьесу поставил театр "Модернъ".

"Петля" тоже не относится к числу "раскрученных" произведений. Один из критиков написал о ней: "Пьеса Рустама Ибрагимбекова

затянула бы в петлю любую из московских трупп, а театр "Модернъ" сумел придать ей некоторую занимательность". И эта самая "занимательность" держит зрительный зал в напряжении на протяжении двух с половиной часов. В пьесе нет положительных и отрицательных героев. Полковник Субботин (Олег Царев) – белогвардеец, соучастник расправы над Распутиным… Ротмистр Коновалов (Сергей Пинегин) – боевой товарищ Субботина и одновременно агент ГПУ, шпионящий за ним… Внезапно появляющийся и также растворяющийся в темноте призрак Распутина (Олег Масленников) и его таинственная свита… Нина (Елена Стародуб) – женщина, которую полковник любил еще в ТОЙ России, и на протяжении долгих лет считал ее виновной в краже. Жених Нины Жюль (Андрей Болсунов) – человек, цинично соглашающийся получить причитающийся ему долг "по бартеру": возможностью сфотографировать повесившегося эмигранта и продать снимки в газету… Такое вот общество "оживляет" унылую атмосферу номера дешевой парижской гостиницы. Герои противоречивы и импульсивны. Их захлестывают ностальгия по России, боль утраченного и несбывшегося… Вместо того, чтобы выйти замуж за преуспевающего француза, Нина хочет навсегда остаться с нищим русским офицером. Субботин, первоначально планировавший повеситься, предпочитает быть …застреленным, несмотря на то, что в его душу вновь пришла любовь. Ротмистр мечется между предательством и муками совести. Самым последовательным среди персонажей остается Распутин. Он настойчиво жаждет смерти Субботина в качестве платы за собственное убийство.

Рассказывают, что в начале работы над пьесой старец выглядел традиционно по-распутински: с неизменной бородой и толстовкой. Но Светлана Врагова внесла коррективы, в результате которых Распутин превратился в двойника Субботина, его болезненную совесть, проводника из прошлого в никуда.

Спектакль окончился, а в зале долго не стихали овации, а в ушах еще звучали слова последней песни: "Мы Отечество не выбираем, потому что Отечество в нас!"...

Елена Стародуб, играющая главную героиню, заметила: "Театр идет на опережение. Когда ставилась "Петля", программного разговора о возрождении России еще не звучало. Вышел наш спектакль, и буквально через год об этом заговорили: необходимо возрождение России, культуры, офицерства. Светлана Александровна умеет интуитивно просчитать направление, которое будет волновать умы завтра. Это тоже талант режиссера".

В спектакле играет всё: и актеры, и динамичные декорации, и эффектно поставленный свет. Ставропольские зрители смогли увидеть спектакль таким, каким он идет на московской сцене. Кирилл Крок сказал: "Мы достаточно часто выезжаем на гастроли и всегда с полным комплектом театрального оборудования, с полноценными декорациями. Тем самым проявляя уважение к зрителю, живущему в провинции".

На пресс-конференции речь зашла и о театральной реформе в России, которая будоражит всю культуру в стране. Сергей Пине-

гин процитировал в этой связи Светлану Врагову, которая сказала так: "Люди культуры вынуждены всегда стоять с протянутой рукой, а сейчас в эту руку положили камень".

"Если закон будет принят с поправками, каковые предлагает внести театральная общественность, то мы надеемся, что театральная реформа минимизирует потери театров и других учреждений культуры. Лужков пообещал, что театры в Москве закрываться не будут, это может грозить только творчески несостоятельным коллективам", - продолжил Кирилл Крок.

Москвичи с тревогой говорили о том, что в результате глобальной коммерциализации культуры мы можем потерять репертуарный театр. Особенно это касается провинции, которую захлестнут низкопробные заезжие антрепризы, неспособные дать зрителю ничего, кроме воспитания дурного вкуса.

Чтобы не заканчивать встречу на столь болезненной теме, под занавес артисты театра "Модернъ" рассказали о ближайших творческих планах. Так, через две недели состоится выпуск пьесы А. Казанцева "Старый дом", официальная премьера которого пройдет в октябре-ноябре. Режиссер Светлана Врагова планирует продолжить сотрудничество с драматургом Р. Ибрагимбековым. В новом сезоне на сцену "Модерна" выйдет новая, но хорошо известная зрителям актриса - Марианна Вертинская.

…Гастроли закончились. Театр уехал, оставив в Ставрополе своих новых почитателей. И хотя знающие люди утверждают, что на спектакли «Модерна» очень трудно достать билеты, будучи в Москве, ставропольские театралы наверняка постараются попасть на Спартаковскую площадь.

Фотография с официального сайта театра «Модернъ».