«Театр может быть каким угодно, но только не скучным»

Ольга Метёлкина
Фото Милославы ПАЛЬЧИКОВОЙ
Фото Милославы ПАЛЬЧИКОВОЙ

Для Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова Год культуры ознаменовался ярким событием. Он принял участие в международном конкурсе среди репертуарных театров России, который проводило агентство ArtUniverse при поддержке International University Global Theatre Experience (IUGTE) - Международный университет «Всемирный театральный опыт». В итоге наш театр выиграл грант на постановку спектакля международной постановочной группой.

На прошлой неделе представители этой группы — режиссер, хореограф, руководитель департамента русского театра IUGTE Сергей Остренко и театральный художник, сценограф, сотрудник IUGTE Геннадий Остренко побывали в Ставрополе. 

Знакомство с труппой театра проходило в ходе мастер-класса, который проводили гости. Это и стало первым этапом проекта. Как рассказал С. Остренко, всего, помимо большого подготовительного дистанционного периода, будет три практических этапа. В ходе второго будет работать творческая лаборатория, когда приедет целая бригада из разных стран: режиссёры, хореографы, люди, которые разрабатывают тексты, инсталляторы, художники и другие. По окончании второго этапа станет ясно, кто из артистов театра будет участвовать в самом спектакле, и начнётся непосредственная постановка. Это работа запланирована на август и сентябрь, чтобы уже в начале октября ставропольские зрители смогли увидеть готовый спектакль. На момент пресс-конференции еще не было известно, какая пьеса будет выбрана для постановки. Но то, что это будет произведение В. Шекспира, сомнений ни у кого нет.

«Я в огромном восхищении от труппы Ставропольского театра»

Фото Милославы ПАЛЬЧИКОВОЙ.
Фото Милославы ПАЛЬЧИКОВОЙ.

- Я почти неделю работал с труппой Ставропольского театра, делюсь тем опытом, который приобрел, путешествуя по многим странам, собирая различные методики, и без комплиментов скажу вам честно, что я в огромном восхищении от труппы Ставропольского театра, - поделился своими впечатлениями Сергей Остренко. - За последнее время это первый случай, когда я на мастер-классе ни секунды не занимался дисциплиной. Такого вопроса ни разу не возникло. Ни одной мелочи нас не отвлекало от работы. Мы посмотрели несколько спектаклей. Все они профессиональные, очень грамотно поставлены, артисты играют абсолютно точно, с огромным вдохновением. В некоторых спектаклях я вижу, что вложена большая энергия художника, интересно оформлено пространство. Во всех спектаклях работа артистов меня убеждала. Уровень Ставропольского театра неожиданно очень высокий.

Фото Милославы ПАЛЬЧИКОВОЙ., день, международный, театра
Фото Милославы ПАЛЬЧИКОВОЙ.

Сергею Владимировичу есть с чем сравнивать. Сам он получил своё первое образование в художественном училище во Владикавказе, там же работал по специальности художником-постановщиком в театре, затем поступил в Ростове-на-Дону на актерский факультет, по окончании которого работал актером. «В 1984 году уехал сначала в Прибалтику, повезло — получил грант на учебу в Копенгагене, уехал изучать современную хореографию, - рассказал он. - Десять лет проработал в Дании в театре танца, получил режиссерское образование. Много преподавал актерское мастерство. Затем уехал в Италию, поступил в Accademia Armata Brancaleone преподавателем, одновременно окончил аспирантуру. Много ставил в театрах России, Белоруссии, Латвии, Литве. Основная деятельность последние 15 лет — исследовательская и педагогическая».

Как рассказал Сергей Остренко, театральные процессы в России и в Европе довольно сильно отличаются. Если в представлении россиян театр — это красивое здание, где почти каждый день одна и та же труппа представляет спектакли своего репертуара, то в большинстве европейских стран стационарных театров осталось не так много.

Фото Милославы ПАЛЬЧИКОВОЙ
Фото Милославы ПАЛЬЧИКОВОЙ

– В Европе, скажем, в Италии, театр, как правило, по своей структуре напоминает кино, - рассказывает С. Остренко. - Театральная компания имеет спектакль, она арендует репетиционный зал, заказывает где-то декорации и костюмы, и затем продает готовый спектакль разным театрам - зданиям со своей техникой и персоналом. Спектакль можно купить на один вечер, на три и больше. Так существует большинство европейских театров. Для людей, работающих в этой сфере, это тяжело, но для искусства — очень хорошо. Те, кто не способен продать себя театральной компании, вынуждены уходить. Артисты получают гонорар за каждый спектакль, а когда заканчивается его прокат, артист может остаться на какое-то время без работы. Чтобы не оказаться без проекта, он вынужден посещать различные мастер-классы, актерские, режиссерские, хореографические тренинги, чтобы его заметили. Всё это платно, это целый коммерческий мир, со своей конкуренцией среди организаторов и преподавателей. Но это позволяет артистам постоянно встречаться с новыми людьми и всё время чему-нибудь учиться. В России артисты работают в очень комфортных условиях, они могут приходить в зал и репетировать, не платя за аренду, за тепло и воду. Это вызывает зависть и ностальгию. В Лондоне я плачу 30 фунтов в час за репетиционный зал.

Сочинять спектакль каждый вечер

Режиссер, хореограф, руководитель департамента русского театра IUGTE Сергей Остренко., день, международный, театра
Александр ПлотниковРежиссер, хореограф, руководитель департамента русского театра IUGTE Сергей Остренко.

Возвращаясь к проекту в Ставрополе, Сергей Остренко отметил, что перед постановочной группой стоит задача — познакомить ставропольского зрителя с другой культурой, другой эстетикой, с другим подходом к процессу, вообще к пониманию театра.

- Я бы не хотел раньше времени пугать, но мы действительно другие, - сказал он. - Мы хотим показать, что существуют и другие подходы, когда не обязательно сделать вид, что ты понял, что написал Шекспир, и рассказать артистам, а когда, может быть, сочинять вместе с артистами и вместе с драматургом и режиссерами, чтобы спектакль был живым. Сочинять его каждый вечер перед зрителями. Театр может быть каким угодно, но только не скучным.

Директор Ставропольского академического театра драмы заслуженный работник культуры РФ Евгений Луганский очень рад тому, что появилась возможность создать спектакль в сотрудничестве с международной постановочной группой.

- Когда наши актёры встретились с Сергеем и Геннадием на занятиях, я увидел, какой у них профессиональный интерес, - говорит Е. Луганский. - У нас был опыт работы с греческим режиссером Моникой Василиу, которая ставила «Медею», Кристиан Ремер из Германии ставил «Коварство и любовь» Шиллера. Это была другая эстетика, другой подход. Но какой бы режиссер ни ставил спектакль, если это трогает зрителя, если вызывает определенные эмоции, если та энергетика, которая рождается на сцене, переходит в зал, мы только за такой театр...

Итак, судя по отзывам с обеих сторон, международный проект в Ставропольском академическом театре драмы успешно стартовал. Теперь мы будем с нетерпением ждать его продолжения в августе, когда уже станет ясно, над какой пьесой начнется работа и кто из актёров труппы будет играть в спектакле. Наберёмся терпения, чтобы увидеть, какой сюрприз готовит нам театр.

театра, международный, день