Террор, переросший в геноцид

.

100 лет назад 24 января 1919 года было принято секретное постановление Организационного бюро ВЦИК РКП (б) «Циркуляционное письмо об отношении к казакам»

«Да, мы были противниками, но очень странными. У нас была одна любовь, но не одинокая…
И мы, как Янус или как двуглавый орёл, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».

А.И. Герцен

100 лет назад 24 января 1919 года было принято секретное постановление Организационного бюро ВЦИК РКП (б) «Циркуляционное письмо об отношении к казакам».

Ведут казаков на казнь.
Ведут казаков на казнь.
 Горят поминальные свечи.
Горят поминальные свечи.

В нём, в частности, отмечалось: «Последние события на различных фронтах в казачьих районах – наши продвижения в глубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск – заставляют нас дать указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт года гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:

1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимающим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.

2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.

3. Принять все меры по оказанию помощи переселившейся пришлой бедноте, организуя переселения, где это возможно.

4. Уравнять пришлых «иногородних» к казакам в земельном и во всех других отношениях.

5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

6. Выдать оружие только надежным элементам из иногородних.

7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.

8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящее указания.

ЦК постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли.

Центральный комитет РКП (б)».

Всё то, что происходило на казачьих землях в 1917-1921 гг., являлось неотъемлемой частью трагической истории нашей страны.

Большинство казачьих войск после революционных событий не стремились участвовать в реставрации монархии, казаки считали себя свободными от присяги, данной императору. К «корниловскому мятежу» многие из них практически были нейтральны, не в последнюю очередь поэтому мятеж был подавлен быстро.

Во время Первой мировой войны казакам, действующим на фронте, впервые пришлось услышать слово «большевик». Их агитационные речи вполне устраивали воинов, так как в них говорилось, что после революции традиции казаков будут сохранены, землю, которую они имеют, никто не позволит отобрать. Ну а коли так, то казакам не о чём беспокоиться. В их сознании большевиками являлись те, кто изгонял помещиков, кто обещал сохранить их традиции.

Однако когда в станицах стала устанавливаться советская власть, то управлять всем стали коммунисты. На местах быстро поняли, что их, образно говоря, надули. Красные, придя к власти, сразу же уничтожили казачье самоуправление, стали проводить принудительную продразвёрстку, насаждать коммуны, свирепо подавлять протесты. Всё это не могло не вызвать протесты казаков. Ну а потом, когда появились постановления ВЦИК РКП (большевиков), то казаки поняли, что и коммунисты, и большевики — это одно и то же — враги казачества.

На Донском областном съезде крестьян (в мае 1917 г.) под давлением большевиков было принято Постановление «О земле». В нём отмечалось (приводим лишь часть этого постановления):

«1. Вся собственность на земле в пределах Ростовского государства навсегда отменяется.

2. Вся земля, входящая в состав Ростовского государства, является достоянием всего народа.

3. Все без исключения земли, составляющую собственность личную, общественную и государственную, переходят в распоряжение всего народа без выкупа…

5. На пользование этим общенародным достоянием имеют равное право все граждане и гражданки России».

…Такие же постановления вскоре были приняты во всех казачьих войсках. Значит то, что обещали большевики, оказалось ложью.

…11(24) ноября 1917 г. был принят Декрет ВЦИК и СНК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». И хотя в самом декрете слово «казачество» не упоминалось, юридически как сословие оно было уничтожено. (Как этнос его стали уничтожать со времён Петра I).

Казаки стали понимать, что их обманули, и при том очень жестоко. Казаки — народ чести, поэтому обман на государственном уровне ими был воспринят как личное оскорбление, поэтому не случайно начались восстания. Их начало и ход очень хорошо описаны М.А Шолоховым в «Тихом Доне».

Не случайно в начавшейся Гражданской войне многие казаки воевали в составе Белой армии. В этой войне казачьи соединения во многом превосходили красноармейские.

Партийные органы и советскую власть такое положение тревожило, потому не случайно в документах конца 1918 - начала 1919 г. уже чётко стала прослеживаться идея о «расказачивании». Появление таких документов связывают с именем Я.М. Свердлова. Так, 15 января 1919 года появилась «Директива Я.М. Свердлова», где упомянуты карательные меры в отношении казачества. А 24 января 1919 г. состоялось заседание Оргбюро ВЦИК РКП(б), где принято Постановление «Об отношении к казачеству». Кстати, в этом документе по неизвестным причинам фамилии присутствовавших на этом заседании не указаны.

Я.М. Свердлов скончался 18 марта 1919 г. в день открытия VIII съезда РКП(б). На съезде выступил В.И. Ленин, который высоко оценил деятельность Я.М. Свердлова. Это означает, что и с Ленина, и с Троцкого, и с их политического окружения нельзя снять ответственности за принятие решений о «расказачивании» и их тяжелейших последствий.

При обсуждении вопроса «О циркулярном письме по отношению к казачеству» на съезде принята несколько сглаженная формулировка. Она стала звучать «мы приостанавливаем репрессии», но это не означало, что их отменили. Репрессии против казачества продолжались по-прежнему и в 20-е, и в 30-е годы ХХ века.

До настоящего времени неизвестно, какое количество казаков было уничтожено за 1918 – 1921 гг.

В 1916 году численность казаков, находящихся на военной службе во всех казачьих войсках, равнялась 4 434 тыс. чел., в 1921 г. их осталось менее половины. К сожалению, многие архивные материалы до настоящего времени находятся под грифом «совершенно секретно».

Хорошо, что в последнее время в российской печати появились публикации казачьих офицеров, которым удалось уйти в эмиграцию и там опубликовать свои дневниковые записи. Среди них дневники генерал-лейтенанта М.А Фостикова, полковников Ф.И. Елисеева и П.М. Маслова, которые участвовали в боях на территории Кубани и Ставрополья.

Эти авторы отмечали зверства большевиков во многих станицах Ставропольской губернии. Так, М.А. Фостиков писал: «… За время пребывания большевиков в станице Сенгилеевской (лето 1918 г.) они натворили массу бед, всё было разграблено до кухонной посуды, женщины и девушки изнасилованы. В церкви устроили гульбище и разврат, сгоняя туда днём и ночью женщин. По словам местного священника, на кобылице сидела женщина, и, надев на обоих облачение, эту пару в церкви водили вокруг амвона, поливая из ведра водой.

В станице, где в бассейнах хранили дождевую воду, как питьевую, бассейны были забиты трупами людей и животных».

О зверствах новой большевистской власти автор уже писал в статье «Окаянные дни» (см. «Вечерний Ставрополь» № 233, 8.12.2018 г.).

Рассекречивание Постановления ВЦИК РКП(б) от 24 января 1919 года стало катализатором возрождения казачества в России в 90-е годы прошлого столетия. После Первого Большого казачьего круга в Москве (28 – 29.06.1990) и создания первых общественных казачьих организаций Совет атаманов Союза казаков обратился к Президенту Б.Н. Ельцину с требованием о принятии закона по реабилитации казачества. С таким же требованием ранее обратились чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки, которые были выселены из их традиционных мест проживания в 1943-1944 гг.

В феврале 1991 года под председательством заместителя председателя Правительства РФ С.М. Шахрая была создана комиссия по разработке закона о репрессированных народах (в том числе и казачества). В состав этой комиссии вошёл и автор этой статьи. Работала комиссия по 14 часов в сутки. Она старалась внести множество статей по казачеству в готовящийся закон. К сожалению, большинство наших предложений в вышедший «Закон о репрессированных народах» (26.04.1991 г.) не вошло.

Нам не удалась отстоять территориальную реабилитацию, возможность компенсаций за политические репрессии. Это право получили лишь народы, репрессированные в период ВОВ. Многие члены комиссии от Правительства РФ доказывали казакам, что репрессировали не всех, а только тех, кто подпадал под Постановление от 24.01.1919 г. К тому времени (1991 г.) репрессированные, практически все, ушли из жизни, а их дети, внуки уже не считались репрессированными. Да и доказать репрессии по отдельным лицам и семьям было невозможно, так как к архивным документам не было доступа или они отсутствовали.

И всё-таки по этому закону казачество определено как культурно-этническая общность (т.е. народ), «в отношении которого по признакам национальной или иной принадлежности проводилась на государственном уровне политика клеветы и геноцида, сопровождающаяся их насильственным переселением, упразднением национально-государственных образований, перекраиванием национально-территориальных границ, установления террора и насилия в местах спецпоселения». Так, многие казачьи семьи, в частности, из станиц Новомарьевской, Каменнобродской, Сенгилеевской, Филимоновской, Рождественской, Григорополисской, Новотроицкой и др., выселяли в Архангельскую губернию, Казанскую трудовую колонию, на Урал, в Сибирь и другие отдалённые места.

Почти весь двадцатый век казаки подвергались клевете. Это началось ещё с 1905 года, когда эсеры в СМИ и выступлениях на многих митингах клеймили казаков за то, что они участвовали в усмирении беспорядков в 1905 году, а с 1917-го казаков стали преследовать и большевики. Они всеми силами старались уничтожить не только казаков, но и традиции, которые создавали их предки в течение многих веков.

Разумеется, что утерянные традиции казачьего самоуправления, казачьего землевладения и землепользования, казачьей воинской службы вряд ли удастся вернуть в прежнем виде. Но есть возможность создавать новые казачьи поселения, где можно возродить эти традиции, но уже с условием требований сегодняшнего времени. Концепция таких казачьих поселений, в частности, составлена в 2011 году Ставропольской краевой общественной организацией «Станица». Необходимо найти среди казаков энтузиастов, которые смогли бы воплотить эту идею в жизнь. В этой связи будущим поколениям казаков следует знать не только этнографические факты в жизни казачьего народа, но и полноценную историю, традиции, неповторимую культуру, обычаи, которые дадут возможность сохранить этот самобытный субэтнос на многие века.

Петр ФЕДОСОВ,
кандидат исторических наук.

трагическая дата