«Туапсинка»-2013. Часть первая

Станислав Маслаков

«Туапсинка»-2013. Часть первая

«Вечёрка» решила отметить предстоящий День города велоэкспедицией по легендарной Туапсинской железной дороге – её ныне разрушенному участку между Ставрополем и Армавиром. Сегодня мы публикуем первую часть отчёта о ходе экспедиции и впечатлениях её участников.

«Ничто на Земле не проходит бесследно»

Да простит меня читатель за затасканную цитату, но именно эта строчка из песни прошла рефреном через всю поездку. Всё, что уходит, оставляет за собой какой-то след – будь то люди или плоды их трудов. Мы оставляем отпечатки в чьей-то памяти и на своей земле; атомы, из которых мы состоим, произошли в недрах звёзд и, вполне вероятно, когда-нибудь туда вернутся…

Железные дороги принято изображать на картах прерывистой линией. К «Туапсинке» такое обозначение подходит как нельзя лучше. Где-то от неё совсем ничего не осталось, где-то стоят заброшенные посреди степей, но оттого ещё более величественные мосты, а где-то наследие «Туапсинки» используется поныне. Исполинским пунктиром она протянулась между полузабытым прошлым и маловероятным будущим, между романтикой и прагматикой, легендами и фактами, бытием и небытием. Два дня мы ехали по призраку исчезнувшей почти столетие назад дороги, чья печальная история во многом определила судьбу Ставрополя.

Мы не стали организовывать громких акций, собирать большую толпу участников. Нам, работникам первой городской газеты, хотелось в первую очередь самим прикоснуться к, возможно, самому тонкому и болезненному нерву ставропольской истории. И в эти праздничные дни не просто порадоваться за родной город, но лучше почувствовать и понять его и самих себя.

От центра – к окраинам

«Туапсинка»-2013. Часть первая

Стартовав от здания редакции, мы направились к центру города по улице 8 Марта, про которую шутят, что она начинается тюрьмой и заканчивается кладбищем. Впрочем, мы проследовали в обратном направлении, да и то не до конца. Пока что велодорожек в Ставрополе почти нет, поэтому приходится выбирать улочки потише и тротуары пошире. Так или иначе, мы добрались до Ангела и от него по бульвару Ермолова спустились к Тифлисским воротам. К слову, на этой аллее (то есть посреди проспекта Карла Маркса) вполне можно было бы сделать велодорожку. В идеале – проложить отдельную – благо, расстояние между деревьями позволяет. Но можно прочертить и на тротуаре – опыт парка Победы показывает, что велосипедисты и пешеходы довольно быстро учатся не мешать друг другу.

Миновав Тифлисские ворота, мы повернули к Туапсинке – ныне депрессивному району, который некогда возник вокруг одноимённого вокзала. Его здание сохранилось и поныне, хотя следы былого величия разглядеть в нынешнем обшарпанном бараке весьма сложно. После ликвидации железной дороги здесь сделали некое подобие многоквартирного дома.

Увидев велосипедистов, старательно фотографирующих здание со всех сторон, местная жительница посетовала:

- Лучше напишите, какое тут болото! А то все только ездють-снимають, а толку никакого!

Написали. И впрямь вид не лучший. Но надо отдать Туапсинскому вокзалу должное – спустя век нещадной эксплуатации он, пусть и потеряв былой лоск, стоит, крепко уцепившись за склон. Если переселить жильцов в более приспособленные квартиры и провести реконструкцию – можно было бы сделать музей, посвящённый прекрасному железнодорожному прошлому Ставрополя.

От Туапсинки – к Мамайке

«Туапсинка»-2013. Часть первая

Рисунок улиц этой части города определялся железной дорогой, пусть она и просуществовала всего ничего. Объездная, Достоевского, Биологическая, Горная – и сегодня эти улицы идут вдоль исчезнувшей ветки, плавно огибая неровности Ставропольской возвышенности. Время от времени здесь попадаются здания, имевшие отношение к «Туапсинке». К примеру, на углу Баумана и Южной можно увидеть довольно приметный белый домик с узкими окнами. Старожилы помнят, что ещё десять лет назад здесь располагалась баптистская церковь (до того как они построили себе более приспособленное и вместительное – на переулке Можайском), а век назад была железнодорожная станция.

Миновав некогда известный всему городу «дом Разина» (тоже своего рода достопримечательность и примета времени), мы достигли окраин Мамайки. Возле Свинячки (ой, простите, Елагинского пруда) нас встретил первый мост Туапсинской железной дороги. Сегодня его ещё называют Малым Немецким. На каменной опоре красовалась зловещая надпись, выполненная почему-то аквамариновой краской: КУПАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО!

Терминатор по имени Ярослав

«Туапсинка»-2013. Часть первая

Вообще, журналисты – народ не суеверный. Мы слишком часто вынуждены проникать в подоплёку происходящих вещей, чтобы пытаться видеть в них сверхъестественное начало. Поэтому не увидели мы дурного предзнаменования, к примеру, в этой странной надписи, сделанной в таком месте, где купаться никому и в голову не взбредёт. Не смутил нас и выбранный день начала экспедиции – пятница, 13 сентября. И даже пожелание одного психопата в комментариях на сайте «разбить голову» не особо расстроило. Мы-то знаем, что хороших людей больше, чем плохих, особенно среди читателей «Вечёрки». Тем не менее одной неприятности за поездку суждено было случиться. Во время спуска к Немецкому мосту участник экспедиции Ярослав Распутин не справился с управлением и совершил короткий, но чувствительный полёт.

В связи с этим редакция делает официальное заявление. Уважаемые велосипедисты! Не пренебрегайте таким средством защиты, как шлем. Однажды эта не всегда удобная штуковина может спасти вам жизнь!

К счастью, всё обошлось. Ссадины и ушибы быстро пройдут. Но на некоторое время самый молодой корреспондент «Вечёрки» стал похож на Терминатора. Волю и закалку он проявил соответствующие. Несмотря ни на что, он дошёл до вершины Немецкого моста – финальной точки первого дня экспедиции.

Название сыграло с мостом дурную шутку. Сегодня многие жители города думают, что его построили немцы во время оккупации. По другой версии – пленные немцы сразу после Великой Отечественной. Между тем гитлеровские оккупанты и впрямь планировали восстановить Туапсинскую железную дорогу, но к самому мосту не имеют никакого отношения. Стоял он десятилетия до них, и строили его не пленные, а рабочие. Впрочем, как говорят, по немецкой технологии.

У этого моста дурная слава. Недавно там разбился молодой экстремальщик. Лет десять назад был убит подросток. Да и нашей команде не вполне повезло. Но всё равно это одно из самых живописных и притягательных мест Ставрополя. Этой мистической привлекательностью отличается и вся дорога.

I’ll be back

«Туапсинка»-2013. Часть первая

Инцидент внёс коррективы в наши дальнейшие планы, и ночёвку под мостом пришлось отменить. Благо, отъехали от города всего ничего. Также решили пропустить участок дороги от Дёмино до Татарки – места хорошо известные и далеко не такие красивые, как те, что лежат далее.

Наша экспедиция на время прервалась, чтобы уже наутро вернуться на свой путь, но уже в несколько ином качестве и составе.

Продолжение следует

Фото Александра ПЛОТНИКОВА.