Твердый знак – это точка отсчета

Станислав Маслаков

Твердый знак – это точка отсчета

В Ставрополе выступила легендарная рок-группа «Алиса». Музыканты привезли свой новый альбом «Ъ». Прошлый раз они приезжали всего год назад, но эта особая любовь к нашему городу неудивительна, ибо взаимна. «Алису» у нас буквально боготворят. 

Цирк

Единственным слабым местом стало, собственно, место его проведения. Акустика там настолько ужасная, насколько это вообще возможно. Как ни старались звукооператоры (а сделали они действительно всё возможное), на верхних рядах музыка превращалась в невнятную шумовую кашу.  Впрочем, основная масса поклонников столпилась у арены и пела вместе с Кинчевым так, что любой другой музыкант обзавидовался бы.

Вообще, цирк произвёл удручающее впечатление. Складывается ощущение, что ремонта там не было никогда. Здание буквально рассыпается внутри и снаружи.

Зато порадовала организация безопасности. Милиция и казаки вели себя предельно корректно, металлоискатели работали исправно, досматривали зрителей вежливо, но тщательно, и как результат – никаких происшествий в ходе мероприятия. Даже сам Кинчев, благодаря поклонников, отдельное спасибо сказал охране – за адекватность и корректность. Увы, во многих других городах службы безопасности на концертах то слишком лютуют, то, наоборот, позволяют разгорячившимся поклонникам слишком многое.

Небо славян

Отношение к творчеству этой группы сложное даже в среде поклонников. Одним нравится ранняя, «бунтарская» «Алиса», и они не приняли резкий поворот Кинчева к славянофильству и религиозности. Другим, напротив, ближе его последние альбомы. Как бы то ни было, пресловутое «Небо славян» ревели всем залом. Личное наблюдение – ничего экстремистского в этой песне нет. Её текст предельно искренний – и про «семя орды», и про «ярмо басурман», и даже про топоры, которые «за бугром куют». Да и с географией всё в порядке – «От Чудских берегов до ледяной Колымы». Но никаких призывов к вражде с кем бы то ни было там нет. «Здесь, на родной стороне, нам помирать» никак на них не тянет.

Вообще, разговоры о том, что сейчас «Алису» слушают только распоследние фашисты, выеденного яйца не стоят. Это было видно даже по контингенту. Вначале «Неба славян» двое или трое вскинули руки в «зиге», но, увидев, что их никто не поддержал, стыдливо изменили жест на классическую рокерскую «козу». Вообще, публика была разношёрстная, преимущественно зрелая и вполне мирная. Фан-клуб группы, известный так же как «Армия «Алисы», был на высоте. Поначалу активисты «раскачивали» зал, потом, наоборот, помогали охране успокаивать слишком разгорячившихся. Концерт удался во многом именно благодаря им.

Твёрдый знак

Дать название жанру, в котором написан новый альбом группы, представленный на концерте, так же сложно, как произнести «Ъ». Наиболее близким определением будет «православный индастриал»: первое слово относится к тематике песен, второе – к собственно музыкальной части. Насколько такие форма и содержание сочетаются – вопрос спорный. Риффы едва ли не в стиле «Раммштайна», сдобренные огромным количеством компьютерных семплов и клавишных партий, звучали достаточно непривычно. С другой стороны, последние альбомы говорили, что всё к этому и идёт. Интересно, куда музыканты пойдут дальше – благо, останавливаться на месте – это явно не в духе «Алисы».

Тем более в текстах нового альбома уже нет ура-патриотизма «Стати севера» или религиозности «Сейчас позднее, чем ты думаешь». Зато куда больше сомнений и поиска чего-то нового. Доктору Кинчеву снова тесно в прежнем амплуа, он идёт к новым высотам. Сам он сказал как-то, что этот альбом для него – точка. Не как конец, а как отправная точка для нового пути.

Кинчев

Вот кто по-настоящему удивил, так это он. 52 года человеку, 14 января дедушкой стал. Но его энергии, молодости, которая прёт из каждого слова и движения, позавидует любой двадцатилетний. Рокерам, конечно, приходится много двигаться во время выступлений. Но столько изящества, такую пластику вряд ли можно увидеть у кого-то ещё на нашей сцене. Кинчев постоянно отвешивал поклоны, изображал шута – впрочем, не теряя чувства собственного достоинства, а лишь подчёркивая своё служение людям. Вообще, такая работа со зрителями «в полный контакт» - это круто, но опасно. Лидер «Алисы» постоянно подбегал к самой кромке, пожимал людям руки. Однажды он еле вырвался из чьих-то цепких объятий. Зато и отдача соответствующая. Граница между ареной и зрительным залом была как никогда призрачной.

Может, в этом заключалось единственное преимущество цирка – круглое пространство, зрительный зал возвышается над ареной, а не наоборот. Даже несмотря на убогость здания и жуткую акустику, концерт получился очень душевный. Под конец Константин Кинчев даже растерялся. Поблагодарил пришедших, потом охрану, а потом, уже чуть дрогнувшим голосом: «Обалденный концерт, правда. Спасибо большое!».