Творец Победы

Елена Павлова
Встреча с Виктором Андреевичем Глушковым состоялась накануне Дня защитников Отечества. Мне подал и крепко пожал руку высокий, стройный человек с открытым лицом и добрыми серыми глазами. Его обходительность и гостеприимство, присущие старшему поколению, настраивали на доверительную беседу. И спустя несколько минут после знакомства мы уже общались как давние и самые близкие друзья.

Родился Витька в 1925 году в маленькой деревеньке Кировской области со смешным названием Носки. В семье было четверо детей – помимо Вити еще старший брат и две сестры. Отец возглавлял колхоз, но, несмотря на это, жили бедно. Чтобы выкарабкаться из нищеты, детей с детства приучали к работе. Они работали в огороде, в поле, ухаживали за скотом.

В Носках была только семилетняя школа, поэтому старшеклассники продолжали учебу в четырех километрах от родной деревни. Каждый день в любую погоду туда и обратно пешком… Суровая жизненная закалка очень здорово пригодилась тому поколению, ведь на их долю выпали самые тяжкие испытания.

Виктор с раннего детства мечтал стать летчиком. С завидной для ребенка целеустремленностью он занимался спортом, ходил на занятия в авиакружок, читал книги об устройстве и технических характеристиках самолетов. А если в райцентр привозили фильм о летчиках, он мог смотреть одну и ту же ленту столько раз, сколько ее крутили.

С началом войны на фронт ушли отец Виктора и брат Николай. А в

42-м на отца пришла «похоронка». Всю ночь Витька не смыкал глаз, а с рассветом отправился в районный военкомат с заявлением. Военком молча отодвинул тетрадный лист на край стола, немного подумал и сказал:

- Молод еще, парень. Рановато явился. Вот через годик мы тебя сами вызовем, а сейчас иди, не мешай работать.

- Никуда я не пойду, под дверью спать буду, пока не отправите на фронт! У меня отец там погиб! – в голосе паренька слышалась решительность и одновременно мольба.

Военком знал, что в таких ситуациях ребята совершают самые непредсказуемые поступки, самовольно убегают на фронт. А зачем?

- Товарищ капитан, я хочу летчиком быть, отомстить за отца, - прервал мысли военкома Виктор.

- Летчиком, говоришь? Хорошо, только сначала нужно будет поучиться. Приходи завтра с вещами на сборный пункт. Вот тебе повестка.

Счастливый, Виктор выскочил из кабинета, а на следующий день эшелон с новобранцами отправился в Саратовскую область. Но мечты о небе разбила медицинская комиссия – подвело зрение. И хотя это был сильный удар, парень справился – стал учиться на авиамеханика.

Спустя год Виктор Глушков отправился к месту службы во второй запасной истребительный авиаполк, который базировался в Горьковской области. Здесь самолеты проходили сложнейшие испытания перед отправкой на фронт. Ежедневно с взлетной полосы в небо взмывали десятки готовых к боям истребителей и брали курс на запад. И каждый раз на прощание летчики слегка покачивали крыльями своих стальных машин в знак благодарности авиамеханикам за проделанную работу.

В июле 1944 года Глушков с группой механиков был направлен на аэродром Люберцы под Москвой. А позже, во второй половине 1944 года, когда боевые действия переместились в Европу, туда же начали перемещать военные аэродромы для более оперативного использования нашей авиации. С этой целью стали создаваться мобильные комендатуры из нескольких опытных авиамехаников. В одну из них попал и Виктор. Аэродром, который он обслуживал, находился в Сарнах Ровенской области. Район был неспокойным, поэтому кроме обслуживания машин их приходилось охранять круглые сутки.

Однажды бендеровцам удалось сбить самолет ПО-2. Упал он на опушку леса в 15 км от г. Сарны. Сбитый самолет было решено доставить на аэродром. Но людей не хватало, поэтому к месту падения направились всего лишь три человека.

- Когда мы прибыли, - вспоминает Виктор Андреевич, - оказалось, что самолет практически цел. Летчик погиб, а стрелок-радист сумел спрятаться в лесу и отбить нападение бендеровцев. Мы сумели доставить самолет на аэродром, а позже насчитали в нем 105 пробоин. И все же «вылечили» машину, поставили на крыло.

Спустя несколько дней бендеровцы взяли в плен летчика И. Ковалева. И предложили лейтенанту сотрудничать с бандой. Он должен был угнать самолет, посадить его в условленном месте, а затем с грузом и бандитами вылететь в Румынию. Тогда летчику гарантировали жизнь.

Вернувшись на аэродром, Ковалев поведал о случившемся капитану Макаренко.

- Вот здесь они будут меня ждать. Здесь лесок, вот тут мост через речку, к нему примыкает небольшая поляна. Я должен приземлиться завтра в семь утра.

- Ну что ж, там мы их и накроем. План такой…

Раннее ноябрьское утро выдалось свежим, но тихим. С деревьев, кружась бабочками, падали желтые листья. Сержант Глушков лежал в зарослях кустарника и напряженно прислушивался. В руках у авиамеханика – автомат. Вокруг полянки притаились в ожидании еще несколько человек. Никаких разговоров, никаких перекличек. Заодно с людьми хранил молчание и сонный лес. Лишь где-то в глубине издавала писк одинокая пичуга.

Наконец в небе послышался знакомый звук приближающегося самолета. Сделав круг, машина плавно опустилась на поляну, и летчик спрыгнул на землю. Часы показывали ровно семь, однако те, кто должен был встретить угонщика, пока не появились. «Неужели узнали о засаде?» – подумал Глушков.

И тут же он увидел высокого бородатого человека с автоматом в руках. Судя по выправке и твердой походке, в нем нетрудно было угадать бывшего военного. Человек долго прислушивался, внимательно осматривался. Наконец он не спеша прошел вдоль лесной опушки и пронзительно свистнул. Видимо, этого сигнала ждали, потому что через минуту из-за моста появилась подвода с десятком вооруженных людей. Подъехав к самолету, бандиты начали спешно разгружать коробки и мешки.

Летчик незаметно отошел в близлежащие кусты, и в этот момент из леса дружно застрекотали автоматы. Сраженные пулями, попадали на землю бандиты. Только бородач мгновенно оценил ситуацию, хлестнул кнутом лошадей и попытался скрыться от возмездия. Виктор Глушков вскинул автомат, дал вдогонку очередь. Бородач дернулся и точно мешок свалился в траву.

С бандой Мишука было покончено.

Сколько за войну Виктор «оживил» самолетов, он не знает – не до счета было. Победа застала авиамеханика в Чехословакии. А после войны судьба бросала его из одного конца страны в другой. Чита, Рига, Крым и, наконец, Ставрополь. Здесь в краевом УВД он дослужился до полковника. И сегодня, уже после выхода на пенсию, воспитывает своих четверых внуков в духе любви к Родине и людям.

Владимир Жидков.