У судьбы не баловень

Елена Павлова

В рамках форума Золотой Витязь в Ставрополе прошла встреча студентов аграрного университета с артистом Владимиром Гостюхиным

Народный артист Республики Беларусь Владимир Гостюхин на встрече со студентами СтГА.
Александр ПлотниковНародный артист Республики Беларусь Владимир Гостюхин на встрече со студентами СтГА.

Славянский форум искусств «Золотой Витязь» был богат творческими встречами, которые наверняка запомнятся зрителям. Студенты Ставропольского государственного аграрного университета с большим интересом общались с народным артистом Беларуси Владимиром Гостюхиным.

Никогда не падайте духом

На том, чтобы это был не монолог, а именно общение, настаивал сам гость:

– Я прошел не выступать, а общаться, – сказал он в начале встречи. – Мне интересно, чем дышит современное молодое поколение… Или оно погружено в такие плоские и безмозглые телепрограммы, как «Универ» или «Комеди-клаб»? Или все-таки вас интересуют проблемы страны, проблемы взаимоотношений между людьми и вы глубоко задумываетесь о жизни и позволяете своему сердцу страдать, не быть равнодушными к тому, что происходит вокруг вас…

Владимир Васильевич вовсе не против комедий и юмора.

– Только это должен быть юмор, а не хохма, – уточняет артист. – Хохма – это всегда ниже плинтуса, примитивно и пошло, а юмор – это дар высокого ума…

Но все-таки подсознательно Владимир Гостюхин изначально относится к молодежной аудитории как к мыслящей и думающей. Он был рад, что встречается именно со студентами аграрного университета.

– Вы мне родные, – с улыбкой пояснил он. – Вы решили посвятить свою жизнь профессии, которая кормит человечество. Конечно, вы ученые, но при этом – крестьяне. А я люблю это слово. У меня родители, все мои предки были крестьянами: мама из Курганской области, отец – из Кировской… Они тоже посвятили свою жизнь земле.

Актер говорил со студентами не только о творчестве, но и о жизни, которая порой проверяет человека на прочность. Пример самого Владимира Гостюхина в этом смысле очень показательный. Это сейчас он один из востребованных артистов российского кино, а начинал он свой жизненный путь очень нелегко:

– После окончания ГИТИСа я отслужил в армии, а потом очень долго не мог устроиться по специальности. Четыре года в театре Советской Армии работал рабочим сцены. Физически мне это было нетрудно – тяжести таскать, я был крепким парнем, спортсменом. Так что, я был хорошим рабочим сцены, даже премии получал. А вот морально… – я находился в отчаянном положении. Был момент, когда думал, что надо уходить из профессии, что я ее потерял и перспектив у меня в театре нет никаких… Это одна часть моего существа говорила… А другая часть все время повторяла: держись, продолжай верить, сопротивляйся, делай все, чтобы сохранить себя как профессионала… И вот каждый день после работы я шел в склады, где были составлены декорации, захватив в собой пьесу из репертуара театра. Я ведь обслуживал спектакли, видел, что происходит на сцене. Какие-то спектакли, какие-то роли мне особенно нравились, и я пытался эти роли примерить на себя. И вот после спектакля брал с собой на склад пьесу и учил приглянувшуюся мне роль, я ее «разминал», как-то на себя прикладывал…

Народный артист Республики Беларусь Владимир Гостюхин на встрече со студентами СтГА.
Александр ПлотниковНародный артист Республики Беларусь Владимир Гостюхин на встрече со студентами СтГА.

Я у судьбы не баловень. К своим «звездам» всегда иду через тернии – с огромным перенапряжением сил. Это моя судьба – я это понял, смирился и каждый раз мучительно, кроваво и потливо иду к результату… Так было и в тот раз. Бог испытывает-испытывает. А потом дает шанс… Надо только это понять и быть к этому готовым. Я был готов…

Случилось так, что в театре заболел ведущий артист, и спектакль «Неизвестный солдат» остался без исполнителя главной роли. А я эту роль знал, я ее практически самостоятельно подготовил. Спасибо моему однокашнику по ГИТИСу Борису Морозову, который вел этот спектакль как режиссер. Он убедил руководство театра дать мне возможность попробовать себя в этой роли. Поначалу они не соглашались: мол, мало ли что Гостюхин роль знает, он же рабочий сцены. А Борис настаивал: «Вы забыли, что у него актерское образование». Мне дали всего две репетиции, но, знаете, все артисты, которые были заняты в этой постановке, очень мне сопереживали. Они мне помогли войти в ткань спектакля…

Все получилось, Владимир Гостюхин в «Неизвестном солдате» играл великолепно. Это отметили и коллеги, и критики, и зрители. И на этом же спектакле молодого артиста заприметила ассистент режиссера с «Мосфильма», занятая поисками актера на роль Красильникова в телесериале «Хождение по мукам». А потом рабочий материал этого фильма увидела режиссер Лариса Шепитько, которая на ту пору готовилась к съемкам своей легендарной картины «Восхождение»… И вскоре Владимир Гостюхин был утвержден на роль Рыбака, которую по сей день считает знаковой в своем творчестве.

– Я вам вот что хочу показать этим примером, ребята, – сказал Владимир Гостюхин, обращаясь к студентам. – Если у вас что-то не будет получаться в жизни, не отчаивайтесь, никогда не падайте духом. Заклинаю вас. Если вы любите то дело, которому себя посвятили, то должны верить, что взойдет и ваша звезда. Верить и работать над собой.

Мы не играли своих героев – мы становились ими

Фильм «Восхождение» стал отдельной темой разговора Владимира Гостюхина со ставропольскими студентами. Он снимался сорок лет назад, но многим ребятам предстояло посмотреть его в первый раз только сейчас, после встречи с артистом. И узнать не просто еще одну военную историю, а ту суровую правду о войне – без прикрас и сантиментов, которую знали и видели только ее участники – представители, как тогда говорили, «лейтенантской прозы»… О войне, которая жгла и рушила не только города и деревни, но и людские души. Это фильм-притча, почти что библейская история о жертвенном подвиге и иудином предательстве. Хотя и не за тридцать сребреников предает своего товарища некогда лихой партизан Рыбак (он жизнь себе таким образом пытается сохранить), а сохранив, понимает, что жизнь после предательства ему уже не нужна…

– Этот фильм является программным и обязательным для просмотра студентами Гарвардского университета, – говорит Владимир Гостюхин. – Для вас это не обязательно, но желательно, чтобы вы его посмотрели…

Народный артист Республики Беларусь Владимир Гостюхин на встрече со студентами СтГА.
Александр ПлотниковНародный артист Республики Беларусь Владимир Гостюхин на встрече со студентами СтГА.

– Когда я прочитал сценарий будущего фильма «Восхождение» и непосредственно повесть Василя Быкова «Сотников», меня это потрясло, – продолжает Владимир Васильевич, – но я не представлял, как можно сыграть моего героя – Рыбака. А придя на «Мосфильм», увидел Ларису Шепитько. И второй раз был потрясен, узнав, что именно она – режиссер. Не укладывалось в голове, как эта удивительной красоты женщина будет снимать такой мужской фильм в тяжелейших условиях зимних натурных съемок. Это потом я узнал, как она мучительно шла к возможности снять эту картину. В течение четырех лет ходила по партийным инстанциям. Ну не было до этого в советском кинематографе фильма о войне, где одним из главных героев был предатель... При этом она еще сильно болела после травмы позвоночника… Все это требовало огромного мужества и силы духа. Я сразу понял, что лгать ей нельзя ни в чем. Мы много разговаривали о жизни, и я всю свою историю ей рассказал… И чем больше мы общались, тем больше я чувствовал ее интерес ко мне, как к человеку. И это меня так увлекло, что я уже твердо знал: только я и никто другой смогу сыграть эту роль. Умру, но сделаю. Собственно, когда начались съемки, мы были близки к этому. Зима стояла лютая. Мы с Борисом Плотниковым (исполнителем роли Сотникова) от холода теряли сознание. Но у нас хотя бы были интервалы в работе, и мы периодически имели возможность укрыться в вагончике, отогреться чаем или чуток прикорнуть. А Лариса, запакованная в танкистский комбинезон, в самые лютые морозы и ветер с шести утра до шести вечера находилась на съемочной площадке, являя собой пример немыслимой терпимости и терпения. И все мужики, которые находились там же, этому примеру следовали – никто не мог себе позволить дать слабину… Это были не просто съемки – мы проживали жизнь наших героев, мы становились ими… Я вам расскажу уникальный случай. Снимали финальную сцену картины, которую придумал я и приняла Лариса. Это покаяние моего героя, который, понимая, что совершил, после безуспешной попытки покончить с собой бредет к воротам. Они открыты – за ними ни своих, ни врагов, только чисто поле – Родина. Казалось бы: беги! А он падает на колени и рыдает. И вот его рыдания, его вой: Простите меня!!!» – я это не играл. Я в этот момент стал Рыбаком. Когда сняли этот эпизод, я находился, мягко говоря, в сложном психо-физическом состоянии. Мне с трудом разжали ножом губы, чтобы влить немного водки и хоть как-то привести в чувство. В чувство привели, но вот грим снять так и не смогли. Гример пытался стереть синяк, который перед съемкой сам же мне нарисовал, а он не стирался. То есть когда я играл финальную сцену, я ушел в то военное время, абсолютно всем своим существом соединился с Рыбаком 1942 года… Из того времени меня вернули, а вот синяк я носил еще две недели, пока он не прошел естественным путем…

…Фильм очень тяжело пробивался на экраны. Его пять раз заворачивали на Мосфильме. Картина увидела свет только благодаря поддержке тогдашнего первого секретаря РК КПСС Белоруссии Машерова. А потом завоевала «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале, получила множество призов и наград в Советском Союзе…

Конечно, студентов интересовало, чем сегодня занимается Владимир Гостюхин и в каких новых фильмах мы его сможем увидеть. Сможем, и очень скоро. На телеэкраны выходят сериалы «Казаки» и «Гроздья винограда». В первом народный артист России играет кубанского казака, во втором – донского. Работать, говорит, было очень интересно.

Напоследок Владимир Гостюхин произнес слова, которые можно считать пожеланием, можно – напутствием.

– Если вы хотите добиться в жизни хорошего результата, надо эту цель перед собой поставить и идти к ней, несмотря ни на что. Это важно для жизни, и не только вашей. Из таких решений, которые каждый принимает внутри себя, строится наша действительность. Сейчас время такое, что нужно думать не только о себе, но и о нашей стране. Мы раньше так и жили, но в 90-х, когда наша страна разваливалась и разрушалась, это чувство личной ответственности за страну было выброшено из общественного сознания. А сейчас все меняется и возвращается то время, в которое жил я… И еще хочу пожелать – не бойтесь ошибаться. Не стоит замыкаться в себе, нужно жить полнокровной жизнью. Надо любить дело, которому посвятил жизнь, и отдавать ему все силы. И надо любить. Любовь – созидательное качество. И нам обязательно нужно переживать это чувство – любить и быть открытыми миру.

Золотой витязь, СтГАУ, Гостюхин