Учись создавать сам

Василий Мягкий

«Роббоклуб» – школа робототехники в лицее № 17, в которой делают акцент на воспитание в детях самостоятельности, способности в дальнейшем решать сложные задачи без помощи взрослых.

Василий Мягкий

«Роббоклуб» в 17-м лицее работает уже второй год, за это время преподаватели успели обучить мастерству программирования и робототехники несколько десятков первоклассников. «Учись создавать сам» – не только громкий лозунг, это основное кредо клуба, в котором дети учатся работать со сложными устройствами. Как говорят сами педагоги, не только дети, но и родители серьезно интересуются процессом обучения, активно участвуя в выполнении заданий.

Василий Мягкий

Курс обучения рассчитан на один год, за который молодое поколение должно освоить пять основных направлений деятельности.

Первым и самым простым из них является программирование простых компьютерных сервисов. Чтобы детям было более интересно, они, в частности, создают компьютерные игры. Учебный процесс стартует в начале октября, но уже сейчас, всего лишь через месяц, можно отметить, что некоторые юные ученики уверенно пользуются различными приложениями: «обрезают» звук и вставляют его в игру, усложняют игровой процесс, добавляют новые функции. Всего на курс выделяется около двух месяцев.

В дальнейшем дети переходят к более сложным задачам, к примеру, учатся программировать систему «Умный дом». На этом этапе они знакомятся с микросхемами, платами и основными принципами их работы.

Василий Мягкий

Третий этап – робоплатформа. Теперь, когда ученики познакомились с технической начинкой устройств, им предлагается научиться программировать робота, задавая в его код разнообразные команды. Следуя им, устройство должно выполнять поставленные перед ним задачи. На этом этапе ребята могут наглядно увидеть, как, казалось бы, сложный и нудный процесс программирования реализуется в понятную и очень интересную форму.

Следующий этап обучения – схемотехника. Ученикам предлагается своеобразный электронный конструктор, состоящий из всевозможных микросхем, транзисторов, электроцепей. На их основе первоклашки должны построить работающее устройство. Предполагается, что ребята уже достаточно знакомы с функциями различных деталей и в состоянии создать действующий прототип какого-либо девайса.

И, наконец, пятый этап, это работа с 3D-принтером. Воспитанники клуба начинают осваивать навыки программирования, и с радостью видят, как принтер по их команде печатает удивительные вещи. Кроме того, школьники изучают устройство и принципы работы техники.

По окончании обучения ученики разбиваются на команды и готовят выпускной проект с использованием знаний и навыков, полученных за все время обучения.

Так, в рамках одного из проектов ребята построили работающую автономную теплицу, где можно выращивать растения. В устройство включены различные полезные детали, например, фитолампа, которая излучает свет особой длины волны, стимулирующий рост растений за счет ускорения процесса фотосинтеза. Также в системе установлен водяной насос, при необходимости поливающий растения.

Ученики «Роббоклуба» участвуют в инженерной олимпиаде НТИ, рассчитанной на выявление детей со склонностью к робототехнике и программированию. Ребята уже отлично зарекомендовали себя, заняв призовые места в различных номинациях.

Хотя победы на олимпиадах и важны, сами преподаватели отмечают, что их основная задача – научить детей разбираться в сложных электронных системах и действовать самим, не прибегая к помощи взрослых.

«Роббоклуб», лицей № 17