«Учитель года». Номинация «Педагогический дебют». Часть 1

Лариса Ракитянская

Как мы уже сообщали, 24 января в лицее № 8 города Ставрополя стартовал II (городской) этап Всероссийских конкурсов «Учитель года России - 2018», «Воспитатель года России - 2018». Городской конкурс «Учитель года» проводится уже 27-й раз, а «Воспитатель года» - 24-й.

Сегодня «Вечерка» представляет первую группу молодых учителейторые участвуют в конкурсе «Учитель года» в номинации «Педагогический дебют».

 

Евгений Арутюнов: «Найти свой стиль преподавания...»

Евгений Маратович Арутюнов всего два года работает учителем географии в 7-й школе города Ставрополя. Он окончил Северо-Кавказский федеральный университет. Его девиз в профессии - «Учитель для ученика -  это друг, товарищ, психолог, энциклопедия».

Почему «энциклопедия»? Все просто: Арутюнов уверен, что в работе учителя должны оптимально сочетаться современные технологии обучения, при которых развивается личность каждого ученика и личность самого учителя. Потому и ведет он личный сайт, где появляются самые свежие новости, связанные с его предметом. Например, там можно увидеть такие заголовки: «Обнаружена необычная голубая комета», «Какие вулканы представляют опасность в 2018 году», «Землетрясение в Ставрополе», «В пустыне Сахара выпал снег»...

И Евгений Маратович сам признается: выбирая профессию учителя, он знал, что она обязывает всегда быть мобильным, находчивым, креативным и шагать в ногу со временем.

- Меня всегда беспокоил вопрос, как найти свой стиль преподавания, - говорит Арутюнов, - чтобы он совпадал с требованиями сегодняшнего дня. В новых условиях учитель должен быть высоконравственной, социально зрелой, творчески активной личностью. От его профессионализма, компетентности зависит не только успешное обучение учащихся в школе, но и их успешность в жизни. Переступая порог школы, я понимал: для школьников учитель не только носитель знаний по определённому предмету, но и яркая личность, которая интересно организует их учебный труд. Всем известно, что профессия учителя является одной из наиболее творческих видов деятельности. Соответственно и сам учитель должен быть личностью творческой...

 

Мария Ашигова: «Гореть, чтобы светить»

Мария Федоровна Ашигова - учитель истории и обществознания лицея № 35 города Ставрополя. Выпускница Северо-Кавказского федерального университета, она имеет педагогический стаж два года. Но, несмотря на молодость, уже поняла, что девизом ее может быть только один - «Гореть, чтобы светить».

Мария Федоровна признается: с первых дней работы на педагогическом поприще осознала - каждый урок, который она дает  для детей, становится уроком и для нее самой.

- История, как бы ни спорили великие умы, все же сложная наука, - говорит Ашигова. - Понять, прочувствовать и выявить истину порой бывает очень сложно. Множество мнений по поводу одного

и того же события одновременно могут все больше запутать, а могут и заполнить пробелы в знаниях и могут стать первым шагом на пути поиска истины. Временные рамки урока очень «тесные» для такой аналитики, и это подвело меня к мысли создать дискуссионный клуб «Твой выбор». Прежде чем вступить в дискуссию, ребята готовятся к ней, подбирая источники информации по проблеме, учатся слушать оппонента, анализировать и приходить к собственному мнению. В результате развивается навык мыслительных операций, читательская информационная культура, расширяется кругозор, и ребята приобретают опыт публичных выступлений.

Уже на первых заседаниях клуба «Твой выбор» Мария Федоровна заметила, что у ребят накапливаются знания, расширяется словарный запас, приобретаются качества, которые необходимы для будущего самоопределения в жизни. Да и качество образовательного процесса в рамках урока значительно возросло: учащиеся не боятся высказывать свое мнение, вступать в дискуссию, даже если их мнение расходится с мнением педагога. Ашигова довольна: такая форма подачи учебного материала помогает учителю и ученику.

Выходит, ее девиз работает: сама горит — и светит, и греет...

 

Анна Данченко: «Наши воспитанники - это наше отражение...»

Анна Сергеевна Данченко работает всего три года учителем математики в кадетской школе им. Генерала А. П. Ермолова города Ставрополя. Ее девиз: «Учитель - это не профессия, а жизнь».

Фраза выглядит математически точной, хотя, по мнению Данченко, жизнь эта очень разносторонняя, интересная, необычная. Она питается любовью, состоит из маленьких успехов и больших достижений.

И пусть выражение «Учитель - это благородная профессия» всем знакомо, - говорит Анна Сергеевна, - и пусть мой опыт работы совсем маленький, но я все больше и больше убеждаюсь в самоотверженности и возвышенности этой профессии. Ведь недаром слово «благородство» имеет столько синонимов: честность, великодушие, святость.

Среди педагогических принципов и подходов к образованию для себя выделяю уважение к личности ребенка, а также - разумную требовательность. Эти две стороны взаимосвязаны. Педагог должен восприниматься как человек, искренне заинтересованный в судьбе своего воспитанника и уверенный в его успехах. В современном мире это важно не только для учителя-предметника, но и для классного руководителя. Нетрудно заметить, что наши воспитанники - это наше отражение. Самое главное - больше спрашивать с себя, трудиться с полной отдачей...

Данченко важно зажечь огонек в глазах детей, стать для них хорошим наставником, грамотным учителем, да и просто человеком, которого они запомнят навсегда...

 

Словесник ищет ключики от сердца каждого ученика

Наталья Александровна Дронова уже два года работает в 11-й школе им. И. А. Бурмистрова города Ставрополя учителем русского языка и литературы. Окончив в 1992 году Северо-Кавказский федеральный университет, за этот небольшой период работы в школе Дронова успела понять, что учитель-русовед - это не просто профессия, а призвание, зов души и искреннее желание повлиять на подрастающее поколение. Для нее девиз в профессии - «Сердце отдаю детям».

Но как влияет учитель-словесник на подрастающее поколение? Наталья Александровна думает, что через... чтение. Она так и говорит:

- Сейчас особенно остро встаёт проблема отсутствия у детей интереса к чтению. Конечно же, самая главная роль в воспитании любви к книге принадлежит родителям. Однако и  учителю русского языка и литературы в ней также отводится немалое место. Пожалуй, именно ему под силу восполнить этот пробел. Самое главное – найти те самые заветные ключики от сердца каждого ученика. И неважно, учится ли он на одни пятёрки или перебивается с тройки на четвёрку. Практически каждый ребёнок захочет читать, если у него появится нешуточный интерес к книге. И задача учителя в таком случае – преподнести информацию так, чтобы хотя бы один человек из всего класса (а это уже серьёзная педагогическая победа!) захотел прийти домой и, вместо привычного просмотра социальных сетей, посвятить свой вечер чтению. Не потому, что так надо, и не для того, чтобы получить пять баллов. А в первую очередь для себя. Ну и немножко для учителя – пусть знает, что его усилия не напрасны...

Наталья Александровна убеждена, что современный педагог должен сочетать традиционные методики с новаторским подходом. Только в такой гармонии можно избавиться от рутины и скуки. А прелесть своей профессии Дронова видит в такой вот мысли: нельзя знать наперёд, что именно принесёт конец урока, если его начало было нестандартным и интересным.

- И к этому я стремлюсь ежедневно, не теряя профессионального азарта, - говорит она.

 

 

Ульяна Колесникова: «Ради счастливых детских глаз и ежедневных открытий я прихожу в школу»...

 

Ульяна Сергеевна Колесникова, учитель английского языка гимназии № 25 города Ставрополя, можно сказать, «новорожденная» в своей профессии: ее педагогический стаж составляет... четыре месяца! Но уже родился девиз новоиспеченного учителя: «Средством и посредником преподавания должна быть любовь – любовь к своему предмету и  ученикам».

 

Вот как рассказывает о себе Ульяна Сергеевна: 

- Чтобы попасть из одного корпуса нашей гимназии в другой, в среднем требуется минута. У меня этот путь занимает практически всю 10-минутную перемену. Причина проста – дети. Большие и маленькие, смешливые и серьезные, они спешат со мной поздороваться - бегут, наперебой задают вопросы. Калейдоскоп улыбок, разноцветье детских глаз и неподдельное желание поделиться со своим учителем радостью, теплом, чем-то сокровенным, окрыляет меня. 

Каждое утро школа встречает меня привычным шумом. Вхожу в класс, вижу любознательные детские лица и рвущиеся вверх руки. Урок еще не начался, а у детей – тысяча вопросов. Будем ли мы сегодня петь? Выучим ли новую пословицу? Поиграем в шарады? Мои уроки – это не попытка показать более опытным коллегам возможности современных технологий и методик обучения. Я ставлю перед собой другую цель. Мне хочется верить, что на моих уроках дети учат не только язык, но и знакомятся с другой культурой, открывают для себя новые миры и становятся духовно богаче. 

Ради счастливых детских глаз, радостных улыбок, добрых слов и ежедневных открытий я прихожу в школу. Да, мою работу легкой не назовешь, но только в школе у меня есть возможность искать и творить, испытывать счастье от того, какую пользу я приношу своим ученикам. Учительство каждый день позволяет мне быть в вечном движении, вечном поиске, вечном стремлении стать лучше. 

Сейчас я нахожусь в начале большого пути, но для себя я решила: буду идти достойно, добиваться поставленных целей, менять окружающий меня мир, раскрашивая жизнь вокруг яркими красками новых открытий и безграничных возможностей!

 

Ссылки по теме:

Подведение итогов.

Лучший учитель Ставрополя-2018. Часть 1, Часть 2.

«Учитель года». Номинация «Педагогический дебют». Часть 2

Городской этап Всероссийского конкурса «Учитель года» и «Воспитатель года"-2018. Часть 1, Часть 2,  Часть 3,  Часть 4,  Часть 5. 

профессиональный конкурс, учитель года, Образование, воспитатель года