Уходит из школы … пессимизм!

Лариса Ракитянская
Состоялась итоговое заседание коллегии управления образования администрации г. Ставрополя. Вела его заместитель главы администрации города Валентина МУРАВЬЕВА.

В заседании приняли участие первый заместитель министра образования Ставропольского края Л. Харченко, зам. председателя городской Думы В. Заярный, заместители глав районных администраций, депутаты городской Думы, ректоры ведущих вузов, представители военкоматов, управления внутренних дел, управления по делам ГО и ЧС, руководитель службы занятости города, педагогические работники, директора образовательных учреждений.

Перед началом работы коллегии ее участникам продемонстрировали фильм об успехах образования в прошлом году. А проблемы и перспективы были подробно рассмотрены в докладе начальника управления образования администрации г. Ставрополя В. Новиковой Она подчеркнула, что итоги развития образования в нашем городе говорят об определенной стабильности.

На содержание учреждений образования в прошлом году было израсходовано на 91,5 млн рублей больше, чем в 2004-м. Ощутимой прибавкой стала и помощь депутатов городской Думы – 2 млн рублей.

Особый акцент в докладе начальника управления образования был сделан на обеспечение безопасности школьников и воспитанников ДОУ. На противопожарные мероприятия было израсходовано около 12 млн рублей: по сравнению с 2004 годом это больше в 3 с лишним раза. Пожарная сигнализация установлена в 59 образовательных учреждениях. И все же выделенных средств на эти цели явно недостаточно, но администрация города и управление образования намеры решать эти проблемы настойчиво.

Один из самых острых вопросов для школ и дошкольных учреждений города – ремонт. Да, в прошлом году на эти цели выделялись средства. Но подсчеты говорят, что их потребуется еще больше. В бюджете 2006 года запланировано 16,7 млн рублей на эти цели, а у нас есть 17 образовательных учреждений, находящихся (по заключению специалистов КБ Ивлева) в предаварийном состоянии, – на их ремонт необходимо более 55 млн рублей. Значит, придется искать дополнительные средства…

Компьютеризация образовательного процесса – еще один шаг который мы сделали для повышения качества образования. В прошлом году для школ города было приобретено 14 компьютерных классов, сегодня все школы имеют доступ к сети Интернет. Работает система ИСО, и на базе гимназии № 12 и МОУ СОШ № 21 открылись межшкольные методические центры, а на базе МОУ СОШ № 5 и 25-й гимназии появились апробационные площадки, где учат пользоваться современными информационными технологиями. В числе первоочередных перспективных задач стоит максимальная замена старой компьютерной техники.

Похвалилась В. Новикова и хорошей подготовкой наших учителей: по итогам года каждый пятый работник отрасли отмечен государственными и отраслевыми наградами, у нас прибавилось педагогов с ученой степенью. Особо отмечено и то, что увеличилось в городе число молодых специалистов. В. Новикова поблагодарила за это ректора СГПИ Л. Редько.

И все же в кадрах есть проблема: 20 процентов учителей – предпенсионного и пенсионного возраста; 68 процентов вынуждены работать на две и более ставки, так что через 5 лет нехватка учителей в школах города составит около 12 процентов.

Учительство города ощущает социальную поддержку со стороны администрации: им выплачиваются надбавки, предоставляются льготы. Особо отмечено: если в 2004 году ордера получили 58 учительских семей, то сегодня в строящихся домах распределено уже 93 квартиры.

Модернизация образования сегодня – это ставка на профильное обучение. В нашем городе оно ведется по 11 направлениям. Уже второй год работает научно-исследовательская лаборатория по этой теме, и практики совместно с учеными трудятся над созданием модели современной городской школы. Все бы хорошо, но замечено: предпочтение отдается информационно-технологическому и экономическому профилю, а вот академический пока не является приоритетом: его, к сожалению, выбрали лишь 23 процента старшеклассников. Вот почему нам предстоит упорядочить программу элективных курсов в 2006 — 2007 году, сказала В. Новикова.

Дошкольное образование для нашего города – и гордость, и поле проблем. Гордость – потому, что мы смогли сохранить систему: 76 процентов дошколят города сегодня посещают детсады. Это на 17 процентов больше, чем по краю в целом. Но детсадов в городе не хватает: в отдельных ДОУ фактическая наполняемость превышает возможную на 37 — 38 процентов, группы до трех лет переполнены в два раза. Да, в 2005 году было открыто 12 новых групп, в муниципальное ведение передано три ведомственных ДОУ. Это позволило дополнительно обеспечить около тысячи ребят местами в ДОУ. Эта работа будет продолжена: в 2006 году планируется за счет внутренних резервов ДОУ открыть еще 7 групп. Эти меры, считают специалисты, все же недостаточны. Поэтому, отметила В. Новикова, сейчас обсуждается вопрос о размещении малокомплектных детских садов в строящихся домах в густонаселенных районах города.

Предшкольная подготовка возможна только в ДОУ, уверены специалисты. Поэтому в 2006 — 2007 году решено создать специальные классы в 7-й, 22-й, 26-й школах и лицее № 35. По предварительным подсчетам, их открытие потребует и дополнительных средств – на каждый класс 1,5 — 2 млн рублей.

Все это учтено в проекте программы развития дошкольного образования города.

На коллегии выступили многие. Но своеобразным лейтмотивом прозвучали слова директора лицея № 5 Надежды Погребовой, которая сказала: знаете, пожалуй, еще три года назад мы не смотрели в будущее с такими надеждами. А вот сегодня учительство может уверенно сказать: «Пессимизм из школы уходит!»…