Уменьшится ли поток жалоб?

Тамара Коркина

Уменьшится ли поток жалоб?

Как мы уже сообщали, на очередном заседании администрации города обсуждался очень актуальный ныне вопрос: об организации работы комитета городского хозяйства и администраций районов города по взаимодействию с собственниками помещений в многоквартирных домах, управляющими и ресурсоснабжающими организациями.

 

Что мешает доброжелательности и комфорту?

Тон разговору задал исполняющий полномочия и обязанности главы администрации города Игорь Бестужий. Подчеркнув, что одна из главных задач администрации — создание доброжелательной атмосферы в городе, комфортной для горожан, он тут же обозначил, что сегодня этому мешает ситуация, сложившаяся в жилищном хозяйстве. Об этом говорят потоки жалоб в администрацию, встречи представителей городской власти с жителями, на которых обязательно поднимаются проблемы, связанные с высокими тарифами на коммунальные услуги, неэффективностью созданной в прошлые годы системы управления и обслуживания многоквартирных домов. Она на сегодня крайне запутана, непонятна, в ее основе пока — диктат жильцам, а не наоборот.

Между тем город устремлен в будущее, согласно стратегии его развития до 2020 года основным в реформировании жилищного хозяйства будет переход на профессиональное управление многоквартирными домами, создание современной и эффективной системы оказания жилищно-коммунальных услуг горожанам.

А для этого необходимо четкое взаимодействие между администрацией города, управляющими компаниями, ЖСК, ТСЖ и собственниками жилых помещений.

И. Бестужий среди первостепенных задач назвал разработку стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и критериев оценки работы управляющих организаций, а также создание в рамках 185-ФЗ преимущественного положения ТСЖ. То, что это наиболее перспективная форма управления многоквартирными домами, доказано опытом как Ставрополя, так и других городов страны.

Например, в Новгороде ТСЖ предоставяются налоговые льготы, муниципальные субсидии, им отдается приоритет при проведении капитального ремонта.

 

Сильный раздражитель

Что касается управляющих компаний, то их в Ставрополе около 400. Эффективность и качество их работы не могут удовлетворить ни собственников многоквартирных жилых домов, ни администрацию города, подчеркнул И. Бестужий. Положение усугубляется тем, что до сих пор нет правового регламентирования деятельности УК, нет порядка изменения способа управления домом. И еще тем, что у старшего по дому неопределенный юридический статус, нет положений, закрепляющих его права, обязанности и полномочия.

Людей возмущают односторонне ориентированные договоры на управление и обслуживание, то, что УК зачастую не представляют отчёты о выполнении договора управления домом, не ведут учёт технической и другой связанной с управлением домом документации.

Сегодня сильный раздражитель для горожан – отсутствие прозрачности расчётов, калькуляции по видам затрат. Все это приводит к недовольству местной властью.

 

Как мы уже сообщали, на очередном заседании администрации города обсуждался очень актуальный ныне вопрос: об организации работы комитета городского хозяйства и администраций районов города по взаимодействию с собственниками помещений в многоквартирных домах, управляющими и ресурсоснабжающими организациями.

Уменьшится ли поток жалоб?

Что мешает доброжелательности и комфорту?

Тон разговору задал исполняющий полномочия и обязанности главы администрации города Игорь Бестужий. Подчеркнув, что одна из главных задач администрации — создание доброжелательной атмосферы в городе, комфортной для горожан, он тут же обозначил, что сегодня этому мешает ситуация, сложившаяся в жилищном хозяйстве. Об этом говорят потоки жалоб в администрацию, встречи представителей городской власти с жителями, на которых обязательно поднимаются проблемы, связанные с высокими тарифами на коммунальные услуги, неэффективностью созданной в прошлые годы системы управления и обслуживания многоквартирных домов. Она на сегодня крайне запутана, непонятна, в ее основе пока — диктат жильцам, а не наоборот.

Между тем город устремлен в будущее, согласно стратегии его развития до 2020 года основным в реформировании жилищного хозяйства будет переход на профессиональное управление многоквартирными домами, создание современной и эффективной системы оказания жилищно-коммунальных услуг горожанам.

А для этого необходимы четкое взаимодействие между администрацией города, управляющими компаниями, ЖСК, ТСЖ и собственниками жилых помещений.

И. Бестужий среди первостепенных задач назвал разработку стандартов качества предоставления жилищно-коммунальных услуг и критериев оценки работы управляющих организаций, а также создание в рамках 185-ФЗ преимущественного положения ТСЖ. То, что это наиболее перспективная форма управления многоквартирными домами, доказано опытом как Ставрополя, так и других городов страны.

Например, в Новгороде ТСЖ предоставяются налоговые льготы, муниципальные субсидии, им отдается приоритет при проведении капитального ремонта.

 

Сильный раздражитель

Что касается управляющих компаний, то их в Ставрополе около 400. Эффективность и качество их работы не могут удовлетворить ни собственников многоквартирных жилых домов, ни администрацию города, подчеркнул И. Бестужий. Положение усугубляется тем, что до сих пор нет правового регламентирования деятельности УК, нет порядка изменения способа управления домом. И еще тем, что у старшего по дому неопределенный юридический статус, нет положений, закрепляющих его права, обязанности и полномочия.

Людей возмущают односторонне ориентированные договоры на управление и обслуживание, то, что УК зачастую не представляют отчёты о выполнении договора управления домом, не ведут учёт технической и другой связанной с управлением домом документации.

Сегодня сильный раздражитель для горожан отсутствие прозрачности расчётов, калькуляции по видам затрат. Все это приводит к недовольству местной властью.

И сами собственники мало вникают в процесс управления своим домом, а это всегда на руку управляющим организациям, приобретающим определённую свободу действий.

Уменьшится ли поток жалоб?

Бесхозные сети

Известно, что тарифы на ресурсы устанавливаются Региональной тарифной комиссией. Администрация на этот процесс напрямую влиять не может. Но в ее власти и компетенции - опосредованное влияние на платежи путем устранения некоторых острых вопросов.

Например, уже не один год в городе идет разговор о бесхозных сетях. Ресурсоснабжающие предприятия любят говорить о балансовой принадлежности: 

мы –  хозяева до стены, дальше вся ответственность — на собственниках. На практике эта ситуация не так проста. Жители домов платят за водоотведение. Но стоит засориться колодцу, расположенному в десятках метров от стены, как управляющая компания должна заплатить «Водоканалу» за его прочистку 4500 рублей. Засорится еще раз – еще столько же надо выложить. Или взять электрические сети. Людям понятно, что они должны заплатить за потребленный свет в своей квартире и в местах общего пользования. Но никто не может уразуметь, почему им на показания общедомового электросчетчика, посчитавшего каждый потребленный домом киловатт, набрасывается еще от 4 и выше процентов. При разбирательствах им говорят: это потери в сетях.

— Из-за этих бесхозных сетей жителям в глаза смотреть стыдно, — заметил И. Бестужий. И тут же твердо подчеркнул: — Бесхозные сети ни на жителей, ни на управляющие компании вешать нельзя! Мы будем идти в суды, добиваться наведения порядка.

Насколько я поняла, монополисты так просто сдаваться не собираются. Руководитель «Водоканала», например, вызвал большое оживление в зале, сказав: отдайте нам бесхозные сети, мы в дальнейшем расходы на их обслуживание заложим в тариф.

По ходу заседания комитету управления муниципальным имуществом и комитету городского хозяйства было дано задание в ближайшее время сделать полную ревизию бесхозных сетей, с тем чтобы передать их соответствующим предприятиям. Вся эта работа, подчеркнул Бестужий, должна быть проведена быстро.

Уменьшится ли поток жалоб?

Сколько стоит управление домом?

На заседании были подняты многие волнующие горожан проблемы. Например, до сих пор как-то в тени оставался вопрос о стоимости управления домом. Жители в большинстве диктуемую им цифру принимают как фатальную неизбежность. Управляющая компания, имеющая юристов и экономистов, тут же докажет, что услуга ее дешевле стоить никак не может. На заседании были озвучены такие цифры: в Ленинском районе услуги управляющей компании стоят 45 копеек, в Октябрьском — 2 рубля 50 копеек и выше, в Промышленном — 3 рубля 50 копеек - 4 рубля и выше. Эта плата – с каждого квадратного метра. Да еще с него и старшему по дому платить надо - от рубля и больше. Так что управление плюс опять-таки заложенные в квадратном метре услуги аварийно-ремонтных служб (независимо от того, нуждается в них дом или нет), еще по мелочи - и даже на текущий ремонт из полутора-двух миллионов рублей по первой строке ничего не остается.

Глава города Георгий Колягин, до недавнего времени председатель Региональной тарифной комиссии, знающий не только цену, но и место каждой копейки в платеже или тарифе, признался на заседании:

— Мне, как жителю, принесли платежку, по первой строке — 12 рублей 50 копеек, те строчки, которые в ней предлагались, я не смог расшифровать! Управление домами сегодня дорого, комитет городского хозяйства должен проанализировать долю компании в платеже по каждому дому!

Не раз выступивший на заседании председатель комитета городской Думы по строительству, городскому хозяйству и экологии Михаил Миненков поднял вопрос о расценках в управляющих компаниях, входящих в «Проминтерн»: покраска скамейки — 5 тысяч рублей, уборка двора – до 40 тысяч, тогда как дворник больше восьми тысяч не получает. Надо сказать, что по поводу таких цен, не поддающихся никакой логике, люди возмущаются с первых дней работы управляющих компаний в Промышленном районе.

 

Все - воры?

Среди проблем, волнующих горожан, — большой разрыв между показаниями общедомового прибора учета и квартирных счетчиков. К сожалению, эта обозначенная на заседании тема прозвучала с той же обреченностью и покорностью, которых требуют от людей уже не один год. «Здесь целый пласт работы с недобросовестными пользователями, обманывающими своих же соседей, которые вынуждены платить за них». От себя скажу, что у представителей «Водоканала» это вообще несокрушимый довод: 

«Вы там воруете друг у друга…» Чуть отвлекшись, вспомним, что дня не проходит, чтобы нам не сообщили об очередном миллионно-миллиардном долларовом воровстве высокопоставленных чиновников. И ни государство с его мощной карательной машиной, ни президент ничего не могут пока сделать с мздоимством и воровством. Откаты, распилы кругом, чего ни коснись. Так стоит ли вбивать и простым людям, у большинства из которых только того и осталось, что нормальная человеческая честь, что они все воры? Причем все понимают, в чем дело: незарегистрированные квартиранты, мифическо-условные нормы потребления, неизбежный в нынешних условиях разнобой в подсчетах — до сих пор ничего не предпринималось для того, чтобы подойти к общедомовым приборам учета профессионально, с гражданской и служебной ответственностью, заставив работать всех – правоохранительные органы, монополистов, власть.

О том, что из этого всего сегодня получается, на заседании в нескольких словах сказал заместитель главы администрации  Ставрополя Юрий Шепелин:

— На нерешенных проблемах ЖКХ формируется протестная обстановка в городе, растет социальное напряжение. Если мы не примем меры для стабилизации, то получим пикеты и митинги.

 

Наша палочка-выручалочка - старшие

На заседании, конечно же, пошел разговор о старших домами. Пока они — единственная палочка-выручалочка жильцов. Да и власти тоже. Но… Давайте прямо скажем: большинство из них — из советских времен, как прозвучало на заседании, «из другой системы хозяйствования». Сегодня они должны отстаивать интересы домов, многие из которых — приличных размеров село, если мысленно расселить людей по домам. А что такое управляющая компания? Как сказал на заседании Георгий Колягин, управляющая компания — это новый бизнес, очень привлекательный, судя по связанным с ним скандалам и дракам, происшедшим в том числе и в некоторых населенных пунктах края. Бизнес, который всегда выставит против самого принципиального старшего армию юристов и экономистов. В общем, обороноспособность дома и управляющей компании — это пацанья стрелялка из дудки и минимум пулемет.

Сегодня все единодушны: домом должны управлять профессиональные управдомы. Уже сегодня их можно обучать на имеющейся в Ставрополе базе. Можно, но желающих пока — единицы. В Промышленном районе за годы обучили азам председательства в ТСЖ очень многих, но из них к намеченной цели мало кто пришел.

 

Легко ли уйти в ТСЖ?

Никто не даст жильцам избавленья, кроме как ТСЖ. Это на сегодняшний день — бесспорная истина. Но как пока труден путь к товариществу собственников жилья! Людям уйти из хватких объятий управляющих компаний практически невозможно. Кому удалось — прошли, добиваясь свободы, через суды и прокуратуру. Причем ушли голенькими, УК с деньгами расставаться не желают. На заседании это явление в выступлениях было оформлено так: сейчас при выходе из УК возникает конфликт интересов, не всегда процесс проходит объективно, без манипуляции цифрами. А какую работу проводят УК среди жильцов, всеми правдами и неправдами привлекая их на свою сторону и черня инициаторов перехода в ТСЖ! И пластиковые окна обещают, и лестницы мраморные. Так что сейчас что ни дом — то непременно с безграмотной и скандальной оппозицией к здравомыслящим жильцам, действительно обеспокоенным судьбой своего дома. Вот где нужна помощь и советов микрорайонов, и районных администраций.

Выступившие с обширными отчетами главы районных администраций привели множество примеров взаимодействия с управляющими компаниями, с жильцами. Они рассказали про ту работу, которую проводят со старшими домов, про помощь в организации ТСЖ. Работа всеми ведется безусловно большая. Но… На заседании прозвучало, что «в положениях о районных администрациях, в должностных инструкциях глав районов и их заместителей нет статей, обязывающих осуществлять организацию работы по взаимодействию с управляющими организациями и собственниками многоквартирных жилых домов. Очевидно, именно поэтому не определилось место в организации взаимодействия между собственниками – жителями микрорайонов и управляющими организациями советов микрорайонов. А это — 32 штатные единицы районных администраций, профессиональные управленцы, которые могли бы оказывать людям большую помощь». 

На заседании выступил и зам. главы администрации города, руководитель комитета городского хозяйства Александр Вальчук. Он подчеркнул значимость постановления главы Ставрополя «Об утверждении мероприятий по формированию благоприятных условий для образования и деятельности товариществ собственников жилья…», предложил для обучения в школе «Управдом» запланировать средства в бюджете города. Он тоже обозначил множество проблем. Непрофессионально составленные с правовой точки зрения договоры управления домом, некомпетентность собственников жилья, подмахивающих договор не глядя — все это подрывает саму основу взаимоотношений УК и жильцов. По мнению А. Вальчука, назрела необходимость разработать типовую форму договора управления многоквартирным домом. Как и создать при районных администрациях рабочие группы совместно со старшими домов, управляющей компанией, комитетом городского хозяйства для проверки выполненных УК работ.

Об отсутствии прозрачности, обоснованности тарифов на услуги управления, содержания и технического обслуживания говорила и руководитель ОАО «Ставропольский городской расчетный центр» Светлана Фомина. Она предложила установить единые названия услуг, чтобы люди ясно понимали, о чем идет речь.

Что касается общедомовых водомеров, то начисление по их показаниям за потребление воды в 60 процентах домов увеличилось, а в 40 процентах уменьшилось. В анализе участвовало 410 многоквартирных домов, сравнивались начисления до установки приборов учета и после. Эта информация особенно заинтересовала И. Бестужего, подчеркнувшего, что установка общедомовых приборов учета ресурсов должна снижать оплату горожан за них, а не повышать.

Заседание длилось беспрецедентно долго. И то сказать - накопилось, накипело, назрело. У меня все услышанное вызвало большие надежды на то, что измучившие горожан проблемы начнут решаться настойчиво, глубоко, принципиально и профессионально.