Упрощай свою жизнь

Доброе свойственно человеку, и потому все доброе просто и незаметно.
Л.Н. Толстой
Недавно по TV (там есть замечательный канал – 365, где превалируют исторические сюжеты
о жизни цивилизаций, стран и отдельных, заслуживающих внимания жителей планеты Земля) мне удалось вполглаза посмотреть передачу о Н.К.Байбакове, очень долгое время возглавлявшем Госплан СССР. Он истинный нефтяник, и уже в 33 года был наркомом нефтяной промышленности СССР. А это был очень неспокойный 1938 год. Так вот он, повествуя о своей жизни, говорил, что для девушки, которая ему понравилась (в те самые 33), он сумел выкроить из своего наркомовского графика всего несколько часов, чтобы сходить в кино и ресторан, и сразу предложил ей руку и сердце. Но занятость его была такова, что на собственную свадьбу он опоздал на два часа. Причем обо всем этом он рассказывал без всякой рисовки, просто в ином режиме он не представлял свою жизнь. А с женой они прожили долгую и счастливую жизнь.
Вообще то поколение истинных коммунистов, свято веривших в победу братства, равенства и справедливости, отличала колоссальная работоспособность, личная честность и безудержное желание быть участниками многочисленных программ по переустройству жизни в стране. В тот же период времени Николай Вавилов говорил: «Чем больший воз проблем взвалишь на свои плечи, тем больше добрых дел способен сделать». Но, к сожалению, и таких гигантов мысли и их дела репрессивная машина государства ломала через колено.
Теперь уже нет таких, которые бы клали свои жизни на алтарь Отечества - другое нынче племя, богатыри не мы, перефразируя М.Лермонтова, можно с уверенностью заявить о современном поколении.
Но задача наша лежит в иной плоскости. Нам хотелось бы провести сравнительный анализ между множеством разнообразных жизненных обстоятельств, к которым мы имеем отношение и стремимся, с истинными ценностями жизни. Теперь у современного поколения есть только одно явно выраженное желание – деньги, и в этой связи абсолютное большинство людей именно с этой целью пытаются внедриться во множество разнообразных проектов для пополнения личного бюджета, удовлетворенность которого никогда не наступает. И даже, наоборот, здесь работает некая прямая зависимость: чем больше имею, тем в большем нуждаюсь. И если мы полагаем, что это проблема только современного мира, то мнение мудрецов древности на этот счет было таково: «Чем больше ты окружаешь себя нуждами, тем большему подвергаешься рабству, потому что чем в большем ты будешь нуждаться, тем более сократишь свою свободу. Совершенная свобода состоит в том, чтобы вовсе ни в чем не нуждаться, а следующая за нею – нуждаться в немногом» (Иоанн Златоуст).
В чем порочность современных тезисов, что «деньги не пахнут» и «много денег не бывает»? В том, что, развивая в себе непомерное стремление к наживе, люди в обязательном порядке будут снижать нравственный порог взаимоотношения с жизнью. Это закон, подтвержденный высказыванием Иисуса, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в рай. И это не из-за количества скопленных денег, а потому, что их накопление не может обходиться без совестливых прегрешений.
Почему в принципе возможно подобное? Только потому, что значительная часть людей живет запросами своего ума, и они даже не представляют, что есть иные каналы взаимодействия с жизнью. Но все дело в том, что этот путь исключает возможность ощущения счастья, ибо счастье – это составляющая внутреннего состояния человека, тогда как внешнее стремление к наживе перекрывает кран к этому чистейшему источнику цели человеческой жизни. Кроме того, есть еще одна закономерность, управляющая нашим существованием, которая гласит, что в человеке развиваются только часто используемые качества характера, которые затем и определяют основные установки существования. И в погоне за приумножением количества материальных ценностей не может не развиваться элементарная жадность, и она пленит человека, делая его своим рабом, ибо недаром говорится, что всякий порок увеличивается от удовлетворения, то есть от достигнутого.
Но самое важное, надо знать одну истину – нашу жизнь может по-настоящему удовлетворить только умеренность. Никто не говорит и не призывает к нищенскому прозябанию, совсем нет, это иная крайность, в которой человеку будет свойственно качество зависти и агрессии. Ведь если задуматься, то именно в стремлении к умеренности человек обретает покой жизни. Лев Толстой утверждал, что умеренность имеет то важное достоинство, что только при умеренной жизни все люди могли бы жить без нужды и зависти.

Все люди, стремящиеся к богатству, как правило, очень беспокойные. Что порождает беспокой-
ство? Беспокойство указывает на неудовлетворенность тем, что мы видим, что у нас есть и чем мы являемся. Это и есть стремление к деньгам, власти и славе. На Востоке издревле знали, что для того, чтобы прокормиться, одеться и иметь жилище, нужно иметь немного; остальное же приобретается для того, чтобы приспособиться к чужим вкусам или чтобы затмить других.
При этом вот ведь что самое поразительное, что если мы полагаем, ну что здесь плохого, что в людях есть подобное стремление к богатству и роскоши, не воруют же открыто с оружием в руках, хотя бывает и такое в нашей новейшей истории, когда, воруя, прячут людей за выкуп. Дело в том, что подобный настрой не может не влиять губительно на состояние страны в целом. Как вы думаете: почему могла развалиться такая могучая империя, как Древний Рим? У него были колоссальные силы, чтобы в узде держать весь мир. Представьте, они дошли до Англии и стали ей диктовать свои условия. Нет, не воины стали хуже воевать – стремление к роскоши и безнравственность правителей и Сената погубили империю. И, несомненно, был прав Джон Рескин, указывая, что «простота жизни, языка, привычек придает силы народу, а роскошь жизни, вычурность языка и изнеженность привычек ведет к слабости и погибели». Разве не в подобном настрое живет сейчас вся верхушка нашего государства, отдалив себя от народа дворцами, мигалками и заграничными виллами на случай непредвиденных обстоятельств.

Кстати, через буддизм красной нитью проходит учение о срединной линии жизни – это как 
раз о той самой умеренности, о которой говорили и вчерашние, и сегодняшние мудрецы жизни. Вот мнение одного из них: «Покой – это величайшее и высочайшее благословение человека. Человек думает, что он может все приобрести процветанием: но если ему не хватает покоя, тогда он самый худший из возможных нищих.
Мы говорим «покой ума», но на самом деле у нас нет покоя в уме. Пребывая в уме, мы никогда не сможем иметь даже малейшего представления о покое. Когда мы хотим покоя, нам нужно уйти за пределы сферы ума. Как мы можем уйти за пределы ума? Именно через наше постоянное устремление к совестливости. Такое устремление дает нам возможность собрать ум в пучок и бросить его в море сердца. Тогда мы увидим, что наш ум, витал (центр удовольствия) и физическое тело – все наше существо будет залито внутренним покоем. Обычный человек чувствует, что море покоя находится вне его досягаемости. Но это море покоя – в его распоряжении, если он использует духовно-нравственные способы общения с жизнью, так как краеугольным камнем совестливой жизни является покой» (Шри Чинмой).