«Успеть замолвить слово». Народная трибуна

Лия Карапетян

 

«Успеть замолвить слово». Народная трибуна

В России 1 декабря 2010 года началось общественное обсуждение законопроекта «Об образовании». В тот же день была опубликована новая редакция проекта: документ стал менее объемным, и из него исключили «обязательное дошкольное образование». 

Обсуждение закончится 1 февраля 2011 года. «Вечерка» еще 15 декабря объявила «Народную трибуну» по новой редакции проекта закона: мы хотели выслушать учителей, родителей, ученых, руководителей отрасли образования и понять, что же изменилось в новой версии документа, учтены ли предложения, которые высказывались в свое время в том числе и педагогами нашего города.

Однако обсуждение шло, надо признать, ни шатко ни валко. Позвонившие учителя школ города отказывались называть себя, не желая «лишних неприятностей».

И все же нам удалось собрать несколько мнений.

 

 

 

«Заобсуждали»...

Галина Алексеевна, к примеру, обижалась на СМИ: ей показалось странным, что закон об образовании, в отличие от закона о полиции, касается всех, но обсуждают его люди пассивно. Я с ней не согласилась: на днях смотрела внимательно все сайты, которые так или иначе освещают тему — там на каждую статью нового проекта есть высказывания народа, и их много, очень много. Другое дело, что в нашей стране (есть такое мнение!) хоть и насчитывается 26 миллионов пользователей Интернета, подавляющее большинство из них все-таки развлекается...

Моя собеседница высказала мысль, что в педагогических коллективах о проекте закона много говорили в прошлом году. Может быть, поэтому сейчас активность снизилась - «заобсуждали»...

Ирина Степановна согласилась с этим, сказав, что летом 2010 года во всех школах майский вариант проекта буквально «разжевали» и покритиковали всласть.

 

Меньше — лучше?

О содержании закона позвонившие тоже высказались. Та же Ирина Степановна считает, что в нынешнем проекте практически нет острых для общества вопросов. Хотя то, что из проекта полностью убрали начальное профессиональное образование, на ее взгляд, неверно. Ведь оно касается молодых людей, которые сейчас не очень-то политически активны, а между тем их это напрямую касается и должно интересовать. Но такие издержки Ирина Степановна относит на недоработки современной школы — в области профессиональной ориентации.

Воспитатель детского сада Наталья Яковлевна вспомнила, что летом при обсуждении первого проекта была удивлена декларацией об обязательном дошкольном образовании. Порадовалась, что этот момент исключили, но думает все-таки, что его как-то надо вернуть — затрудняется с формулировкой, хоть и убеждена: у семьи должно быть право на дошкольное образование детей.

Положительно оценили учителя и тот факт, что объем документа значительно сократился: первый вариант состоял из 429 страниц, а сейчас осталось 230.

Прозвучало и такое мнение: зачем вообще было менять закон об образовании 1992 года? Он на самом деле создавал необходимые условия для свободного развития школы. И вроде бы новый проект закона тоже дает такую возможность, но плохо то, что он предусматривает создание многочисленных подзаконных актов «местного значения».

 

Про «договорные риски» и требования родителей

Анна Павловна высказала еще одно мнение: в новом законе идет речь о разграничении полномочий в сфере образования между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 

- С одной стороны, государство провозглашает образование своим приоритетом, а с другой — разграничивает полномочия. Мне лично это не понятно, - сказала она.

Другая моя собеседница, Татьяна Михайловна, обратила внимание на то, что в соответствии с законодательством об образовании регулирование образовательных отношений строится на договорной основе. И в новой редакции закона написано, что эти самые отношения «не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий граждан по сравнению с установленными законодательством об образовании. Если такие условия включены в договоры, то они не подлежат применению». Но она убеждена: любые договорные отношения априори могут нести такие риски!

Как иначе строить отношения в сфере образования, если нынче уже стало реальностью «предоставление услуг» по обучению, Татьяна Михайловна не знает, но к числу положительного относит тот факт, что современные родители, отдавая ребенка в школу, уже очень хорошо представляют, какие требования они хотели бы ей предъявлять. Люди, считает учительница, сегодня все чаще хотят «на выходе» не набора знаний, а успешного ребенка, способного после школы делать выбор и принимать самостоятельные решения. 

 

Остались считанные дни

Напомним: новый законопроект регулирует нормы всех уровней образования -  начиная с дошкольного и заканчивая высшим. Законопроект уже прошел четыре этапа обсуждений: парламентские слушания в Госдуме, сессию союза ректоров на базе МГУ и два слушания под эгидой Общественной палаты.

На специально созданном сайте www.zakonoproekt2010.ru довольно активно обсуждают новый законопроект. Замечания участников уже коснулись и общего, и профессионального, и высшего образования, и организации школьных олимпиад, и государственной аккредитации образовательных учреждений, и даже некоторых формулировок. К примеру, люди интересуются, почему бакалаврам можно претендовать на бюджетные места в магистратуру, а специалистам в этом праве отказано, предлагают вывести подготовку кадров высшей квалификации за рамки высшего образования отдельной составляющей, говорят о необходимости узаконить получение дистанционного образования и так далее. 

Общественные обсуждения продлятся до 1 февраля 2011 года, а затем поступившие рекомендации будут рассмотрены рабочей группой и внесены в законопроект. После этого документ будет согласован с регионами и федеральными органами исполнительной власти и вынесен на рассмотрение правительства. Так что желающие еще могут успеть сказать свое слово.