В чьих руках ставропольские парки?

В чьих руках ставропольские парки?

В последние десять лет тема «холодной войны» между городскими властями и руководством потребительского общества «Ставропольские парки культуры и отдыха» не сходит со страниц местных газет и экранов телеканалов. Предприятием на протяжении десятков лет бессменно руководит Виктор Бондаренко, который с помощью бесчисленных публикаций в СМИ пытается внедрить в сознание горожан образ непримиримого борца за экологию. Но так ли это на самом деле?

Без срока и контроля

К сожалению, мало кто из горожан интересуется тем, что же действительно сегодня происходит в городских парках, и прежде всего в парке Победы, который давно превратился из полюбившегося жителям города места спокойного и здорового отдыха в мощный центр поставки развлечений и как следствие источник значительной прибыли для хозяев предприятия. Подчеркнем, хозяев предприятия, но не земли! Ведь земля под парками городская, и, по существу, она принадлежит всем жителям Ставрополя. И этот факт, судя по всему, не дает покоя руководству паркового предприятия.

Во многих публикациях, инициированных ПО «Ставропольские парки культуры и отдыха», можно прочесть о том, что городские чиновники будто бы спят и видят, как растащить по частям парк Победы с целью его последующей застройки. Но кто же в действительности угрожает лесу – подотчетная населению и вышестоящим инстанциям городская власть или коммерческая структура, которая априори имеет целью извлечение максимальной прибыли из предоставленных ей в пользование природных ресурсов?

На сегодняшний день перспектив у парков две, так как действующее законодательство предусматривает в ближайшее время окончательно определиться с тем, кто и как управляет предоставленной паркам в бессрочное пользование землей.

Первый вариант – земля остается в городской собственности и передается администрацией города в аренду потребительскому обществу. Именно арендные отношения являются наиболее приемлемым и цивилизованным вариантом во всех смыслах, ведь речь идет об излюбленной зоне отдыха жителей города. Как раз в этом случае арендодатель не теряет контроль за деятельностью арендатора, которому не будет позволено произвольно толковать закон, беспорядочно застраивать парк питейными заведениями, незаконно продавать спиртное, в том числе несовершеннолетним, провоцировать конфликты и драки, которыми в последнее время изобилуют полицейские сводки из территории «заповедного культурного отдыха».

А вот если пройдет второй вариант, и потребительское общество сможет, обойдя все существующие препятствия, выкупить землю в собственность, то оно уже в буквальном смысле превратит парк Победы, а вместе с ним и парк «Центральный» в частную лавочку со всеми предсказуемыми последствиями. Руби хоть все деревья под корень, строй что хочешь, зарабатывай как можешь. Нужен ли городу такой путь развития событий?

Кто разбазарил землю...

Как рассказали в комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 199,7 гектара за парком Победы закреплено в 1993 году. В 1999 году это право было переоформлено на ПО «Ставропольские парки культуры и отдыха». В октябре 2003 года потребительским обществом было получено свидетельство о государственной регистрации права на недвижимое имущество нового образца, согласно которому вид права, кадастровый номер земельного участка и площадь оставались прежними, был лишь присвоен адрес земельного участка по ул. Шпаковской, 111. А в 2008 году предприятие получило новое свидетельство на тот же земельный участок и с той же площадью. Но на самом деле территория земли под парком Победы заметно уменьшилась за счет выделения отдельных участков под коммерческую застройку.

За все эти годы в своих заявлениях руководство потребительского общества «Ставропольские парки культуры и отдыха» не раз выражало свое согласие на изъятие земельных участков из территории парка Победы для строительства различных капитальных объектов, но при этом правоустанавливающие документы на свой земельный участок в соответствие с законом не приводило.

Вот конкретные примеры: в 1999 году земельный участок площадью 2133 кв.м был передан под строительство автозаправочной станции, в 2005 году - площадью 10603 кв.м под строительство спортивно-оздоровительного комплекса (впоследствии там выросли жилые дома), в 2006 году - площадью 7873 кв.м под строительство центра по продаже автомобилей. Все решения были приняты с учетом заявления руководства паркового предприятия о добровольном отказе от земли. Но общая площадь земли под парками в документах – все та же, что должно было как минимум вызвать массу вопросов у правоохранительных органов.

Вместе с тем на территории самого парка и на его центральной аллее руководством ПО «Ставропольские парки культуры и отдыха» постоянно ведется незаконная вырубка деревьев и строительство объектов недвижимости, которых в настоящее время насчитывается более шестидесяти.

Значительная часть территории парка Победы в настоящее время представляет собой, скорее, «кафе под открытым небом», парковку автотранспорта или «мини-рынок», чем место массового отдыха горожан с детьми, оборудованное соответствующими спортплощадками и безопасными аттракционами.

По инициативе руководства общества в парке размещается гораздо большее количество сезонных объектов, чем установлено администрацией города в соответствии с законодательством. К примеру, действует 31 летняя площадка вместо 22 запланированных, причем их количество вне зависимости от решения городских властей ежегодно увеличивается. Большинство летних площадок не соответствуют комплексу предъявляемых требований и не располагают необходимой разрешительной документацией.

В нарушение требований законодательства в парке торгуют табачными изделиями, действуют объекты, напрямую не связанные с основной задачей парка: магазины «Детская одежда», «Музыкальные диски», «Фрукты». Размещение объектов руководством парка производится самостоятельно без учета мнения заинтересованных служб, ответственных за формирование потребительского рынка города.

...и имущество

В 2001 году администрацией города Ставрополя обществу было передано муниципальное имущество – всего 98 наименований, в том числе различные аттракционы для детей, здания, павильоны, транспорт, животные. Арендатор был обязан застраховать переданное имущество, осуществлять за собственные средства его ремонт, использовать по прямому назначению, а затем возвратить его в прежнем состоянии городу. Однако в настоящее время большая часть аттракционов исчезла, а на освободившихся местах выросли кафе.

В 2006 году по решению Арбитражного суда Ставропольского края предприятие было обязано вернуть аттракционы «Иллюзион», «Ромашка», «Веселый поезд», «Вихрь», демонтированные без разрешения комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, а также возвратить из незаконного владения иное муниципальное имущество, но решение суда так и не было исполнено.

Кстати, при уточнении в 2010 году границ своего земельного участка потребительское общество «Ставропольские парки культуры и отдыха» самовольно захватило часть муниципальной земли по улице Шпаковской вдоль дороги. К сожалению, и это администрации общества по независящим от городских властей причинам сошло с рук. Не стоит ли вмешаться в это и другие дела органам прокуратуры, которые во многих случаях остро реагируют на публикации в прессе, а нарушения в парке Победы предпочитают не замечать?

Нет стоимости - нет налогов?

Посмотрим на проблему с другой стороны. Может быть, успешно действующая индустрия развлечений приносит пользу городу, пополняя местную казну весомыми поступлениями, которые затем направляются на социальные нужды? Попробуем разобраться и в этом вопросе.

До 2006 года потребительское общество «Ставропольские парки культуры и отдыха» было освобождено от уплаты земельного налога. С 1 января 2006 года в связи с введением в Налоговый кодекс главы 31 «Земельный налог» сумма земельного налога от кадастровой стоимости земли под парками составила за 2006 год – 4,4 миллиона рублей по ставке 1,5%, и за 2007 год – 11,3 миллиона рублей по ставке 0,3%.

В целях развития и благоустройства территорий, занятых городскими парками, и создания условий для массового отдыха жителей Ставрополя городские власти пошли навстречу парковому предприятию. В 2007 году решением Ставропольской городской Думы были установлены пониженные ставки земельного налога в отношении участков, занятых городскими парками культуры и отдыха на 2006 год - 0,3 % (в 5 раз ниже), и с 1 января 2007 года - 0,03 % (в 10 раз ниже).

Но и эти налоги потребительское общество платить не спешит. На протяжении пяти последних лет в многочисленных судебных инстанциях парковое предприятие усердно борется за то, чтобы максимально уменьшить размер их уплаты и главное – до смешного занизить кадастровую стоимость земельного участка под парком Победы.

Доходит до абсурда. Руководство предприятия заявляет, что на территории парков ведется культурная деятельность. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии определяет стоимость участка как «земли культуры и искусства» в размере 41,3 миллиарда рублей. Тогда общество заявляет, что парк – это заповедный лес, и получает новый расчет стоимости как «земли под лесами в поселениях» в 3,7 миллиарда рублей. Но и эта стоимость руководство потребительского общества не устраивает, оно снова обжалует ее расчет в суде, ссылаясь на то, что якобы при проведении кадастровой оценки не использовались данные статистического анализа рыночных цен, не проведено оценочное зонирование территории, не составлена карта оценочных зон. Видимо, как раз для того, чтобы получить возможность выкупить земельный участок за бесценок, ведь размер выкупа напрямую зависит от кадастровой стоимости участка.

Пока суды принимают с переменным успехом решения то в пользу заявленных требований ПО «Ставропольские парки культуры и отдыха», то против, в воздухе завис главный вопрос: так сколько все-таки стоит земля под городскими парками? Прежнюю суд отменил, а новую – не узаконил. И эта неопределенность, во-первых, связывает руки налоговой службе, не давая возможности в полной мере взыскивать с предприятия платежи в городской бюджет, а во-вторых, вызывает обеспокоенность в связи с возможностью дальнейших действий по поводу увода городской земли в частные руки.

Приватизации не подлежит

Мы рассказали только часть истории борьбы предприятия за собственные коммерческие интересы. Заметим, борьбы вовсе не за интересы простых жителей города. Так стоит ли отдавать сотни гектаров земли тем, кто стремится превратить городские парки в неконтролируемый асоциальный бизнес вопреки положенному для них по закону и по здравому смыслу статусу городского центра культурного отдыха?

Судебное разбирательство еще продолжается, но будущее парков, скорее всего, предопределено, так как администрация города, судя по всему, будет отстаивать свою позицию. И заключается она в том, что потребительское общество до 1 июля 2012 года должно, как того требует закон, переоформить право бессрочного пользования земельными участками на право их аренды. Арендные отношения предполагают долгожданное наведение порядка на территории парков, о чем уже давно просят и даже требуют жители Ставрополя.

В то же время Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» относит парки к местам общего пользования, которые приватизации не подлежат. И хотя мы на реальных примерах показали, как пытаются обойти закон в собственных интересах некоторые предприимчивые руководители, остается надеяться, что в конечном счете все-таки восторжествуют интересы города и его жителей.

Сергей Емельянов