В гостях у Сенеки

Василий Скакун

Старшее поколение нашей страны не могло не заметить явный перекос всей педагогической отрасли, который произошел после изменения курса развития в сторону капитализации всего и вся. Впрочем, не только в педагогике и медицине, пожалуй, везде, где присутствует так называемый человеческий фактор людских отношений. Как-то сама по себе исчезла учтивость, элементарная вежливость куда-то делась, не говоря уже о взаимопомощи и сострадании. Все и везде, и прежде всего в педагогике и медицине, стали этакими специалистами, передающими исключительно знания предмета, от всего остального они отмахнулись, ведь за это деньги не платят.

И нтересно, что, знакомясь с творчеством древнеримского философа Сенеки, с немалым удивлением обнаруживаешь аналогичные рассуждения. «Иные ставят вопрос: могут ли свободные художества (так он называет всех педагогов, искусствоведов, музыкантов и т. п. – Прим. автора) сделать человека хорошим? Они даже не обещают этого и не ставят себе таких целей. Грамматики занимаются наукой о правилах речи, или, если понимают свой предмет шире, - о правилах прозы, или, наконец, в самом широком объеме своего предмета, также и стихов. Очевидно, ни один из этих предметов не ведет к добродетели. Конечно, ни наука о слогах и словообразовании, ни содержание исторических басен или законы стихосложения не могут устранить страх, укротить волнение и обуздать страсти. То же можно сказать о геометрии и музыке: в них нет ничего такого, что бы заставило перестать бояться и желать. А между тем, тому, кто не умеет этого, ни к чему все остальное.

Итак, всегда надо обращать внимание на то, учит ли учитель добродетели или нет; и если он не учит ей, его наука ничего не дает, если же он учит добродетели, то он – философ. Историки не ленятся исследовать вопрос, где скитался Одиссей – между Италией и Сицилией или за пределами известного нам мира, ибо, казалось бы, нельзя блуждать так долго в столь тесном пространстве. А между тем нас самих ежедневно носят душевные бури, а наша немощь подвергает нас во все беды, испытанные Одиссеем. Тут нет недостатка ни в чудовищах, упивающихся человеческой кровью и поющих коварные льстивые речи; есть и кораблекрушения и все разнообразие бедствий. Итак, научи меня лучше, как любить Родину, жену, отца, как приплыть к далекому берегу спасения, хотя бы претерпев крушение. К чему разбирать вопрос, нарушила Пенелопа супружескую верность или сдержала свое слово, или, наконец, подозревала, что тот, кого она видела, и есть Одиссей, еще раньше, чем узнала его? Научи меня лучше, что такое целомудрие и как велико благо, заключающееся в нем, и должно ли оно ограничиваться телом, или так же следует соблюдать его в помыслах? Геометрия научает мерить землю, но из нее нельзя узнать, как отмерить столько, сколько достаточно для человека. Какую пользу принесет мне умение делить поле на участки, если я не умею делиться с братом. Геометрия учит, как не терять ни фута своей земли, а я хотел бы научиться искусству оставаться веселым, даже лишившись всего имущества. Ты знаешь расстояние между звездами, все ты измерил и вычислил. Но если ты поистине искусен в своем деле, измерь душу человека. Скажи, как велика она или ничтожна? Ты знаешь, что такое прямая линия. Но что толку в этом, если ты не знаешь, что такое прямая жизнь?

Перехожу к музыке. Ты учишь меня сочетанию высоких и низких тонов, тому, как получается гармония двух струн, издающих разные тона. Научи меня лучше, как добиться гармонии в моей душе, как уничтожить разногласия в моих мыслях. Ты перечисляешь мне минорные тона, научи лучше, как не жаловаться среди несчастий?».

Сенека поднимает колоссальную по значимости тему. Прошло ровно две тысячи лет со времени его рассуждений, а ведь ничего, по большому счету, не изменилось. Все, что волновало его, не может не волновать и нас, ибо мы опять все плаваем по штормовому морю своей жизни. Нам не хватает осознания, что все то, чем занимаемся мы, и то, к чему приобщаем своих детей, - это всего лишь средства познания того, как обеспечить свою жизнь перечнем материальных потребностей, и не более. Но это, по большому счету, только подспорье к настоящей жизни. Она обитает совсем в иных плоскостях, о которых мы даже не догадываемся.

Продолжая исследование творчества Сенеки, можно с уверенностью говорить о том, что неприятие основ добродетели и неподчинение ее законам (милосердия и сострадания), не дает возможности человеку быть здоровым. Это еще одна ловушка: хочешь быть здоровым телом – воспитай вначале здоровый дух. Великая Мать-Природа исподволь подталкивает нас со всех сторон к выбору праведного направления для своей жизни. Мы все без исключения просто по своему невежеству даже не пытаемся осознать ее замысел. Так и медицина не способствует разумению, успешно или менее успешно борясь со следствием наших недоразумений духа, которые передаются на недоразумения тела.

Ведь если мы осмыслим единую цель всех и каждого – зачем мы здесь, – то нетрудно догадаться, что цель у всех одна: стать счастливым человеком. Но опять-таки и здесь попадаем впросак – высочайший уровень компетенции в любой из отраслей науки ни в коем случае не гарантирует человеку счастья, если он лишен качеств добродетели. Наличие высших наград, как и обладание несметными богатствами, к непониманию многих, тоже не дает гарантии на обладание счастьем, если он не открыл в себе качество милосердия. Можно быть народным артистом, любимцем публики, но не знать, что такое счастье, не научившись состраданию. Можно быть многократным чемпионом Олимпийских игр, но одновременно несчастливым человеком, если не поймешь, что жизнь основана на принципах высокой морали.

Счастливыми становятся только и исключительно люди доброжелательной расположенности своего характера. И самое главное, что это опять-таки Великая Задумка Высших Сил, которые и вложили в каждого из нас именно только предпосылки к обладанию здоровьем и счастьем при условии достойного выбора основ своей жизни.

Кстати, все проблемы жизни, и даже страдания, которые мы получаем с некоторой регулярностью, это опять-таки результаты нашего отступления от этих истин.

 

 

человеческий фактор людских отношений, Василий Скакун: грани бытия, перекос педагогической отрасли