В системе профобразования наметились изменения

Наталья Тарновская

В прошедший вторник состоялось выездное заседание комитета Государственной Думы Ставропольского края по образованию, науке и культуре. Оно проходило на базе Ставропольского государственного пединститута по инициативе ректора вуза депутата Госдумы СК Людмилы Редько.

Как сообщило управление информации и общественных связей ГДСК, в разговоре приняли участие депутаты краевой Думы Е. Бражников, А. Гоноченко, В. Гончаров, В. Трухачев, Л. Редько, министр образования Ставропольского края А. Золотухина, представитель губернатора и правительства края в ГДСК В. Калугин, а также сотрудники высших, средних и начальных учреждений профобразования. Обсуждались вопросы и проблемы, связанные с реализацией Закона Ставропольского края «Об образовании» (в части профессионального образования).

Председатель комитета Госдумы СК по образованию, науке и культуре Евгений Бражников, который вел заседание, отметил, что в крае созданы три ресурсных центра на базе ведущих учреждений среднего профессионального образования, а также единый педагогический комплекс на базе Ставропольского государственного пединститута. Однако проблемы финансового, технического и кадрового обеспечения остаются нерешенными.

Депутатов особенно волнует проблема качества образования в учреждениях начального профессионального образования. Оборудование, которое используется для обучения будущих специалистов, морально и материально устарело, знания и умения выпускников часто не соответствуют требованиям современного производства. Рабочие специальности сегодня не относятся к разряду престижных, и как результат — на одного рабочего приходится два специалиста с высшим образованием. В 2007 году только 47% выпускников этих учреждений трудоустроились по освоенным профессиям и специальностям.

Министр образования Ставропольского края Алла Золотухина подчеркнула, что без предоставления учащимся общежитий, без обновления материально-технической базы, без создания программы по переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров и мастеров производственного обучения всё останется на том же уровне, который мы имеем сейчас. А. Золотухина предложила сосредоточить внимание на переходе на новую систему оплаты труда, развитии социального партнерства с работодателями, новых подходах к трудоустройству выпускников.

По мнению депутата Л. Редько, необходима разработка законопроекта о закреплении выпускников: «Все годы профессионального обучения они должны проходить производственную практику на месте будущей работы. Тогда им будет легче, и отношение коллектива будет совсем другое».

Участники заседания затронули еще один наболевший вопрос — об оплате питания учащихся начальных классов и средних профессиональных учебных заведений. Сегодня одному студенту в день выделяется на питание 12 рублей 25 копеек. Депутаты высказали предложение поднять эту сумму хотя бы до 30 рублей.

Подводя итоги заседания, Е. Бражников отметил, что становление конкурентной среды нашей экономики, новые передовые технологии, современная демографическая ситуация требуют не только повышения качества подготовки рабочих и специалистов среднего звена, но и приведения сети профессиональных образовательных учреждений в соответствие с потребностями и возможностями края. В связи с этим депутаты решили при формировании бюджета Ставропольского края на 2009 год рассмотреть возможность увеличения финансирования учреждений начального и среднего профессионального образования края. Предлагается повысить заработную плату работникам на основе внедрения отраслевой системы оплаты труда, выделить дополнительные средства для укрепления материально-технической базы, а также принять дополнительные меры по обеспечению учащихся полноценным и качественным питанием.