В службе «03» - новый порядок

Лариса Денежная

Но для пациентов ничего не изменится. Это главный ответ на вопрос наших читателей, выразивших беспокойство в связи с прошедшей в СМИ информацией, что служба скорой помощи будет работать по новому регламенту. Согласно новому порядку, утвержденному приказом Минздрава № 388 от 20/06/2013 года, приоритет в ее работе – экстренные состояния. А если не сбивается высокое давление, температура? Куда обращаться?

О нововведениях в службе «03» мы беседуем с заместителем главного врача городской станции скорой помощи г. Ставрополя Натальей Згинник.

В службе «03» - новый порядок

– Наталья Дмитриевна, реформа службы «03» людей пугает. «Скорая» для многих как островок социализма в здравоохранении, где придутна помощь в любое время суток и денег за это не возьмут. Чем вызвано принятие нового регламентирующего документа для вашей службы?

– Принятие этого документа назрело давно. Старый порядок оказания скорой медицинской помощи даже с последними изменениями не отвечал реалиям. А некоторые его положения не соответствовали пунктам нового Федерального закона РФ № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Новый порядок определил, какие учреждения скорой помощи могут быть – а это и самостоятельные станции, и больницы этого статуса, объединения скорой помощи и отделения участковых больниц. Прописал, как каждое из них должно работать. Порядок разграничил работу службы скорой помощи на догоспитальном и госпитальном этапе, а также разделил «скорую» на экстренную и неотложную помощь с приоритетом оказания первой.

Документом изменены штатные нормативы. Исключена должность санитара выездной бригады, зато введены новые – «водитель-санитар» и «фельдшер-санитар».

– Врачи и раньше жаловались, что нет санитаров, им приходится носить больных, когда нет ни соседей, ни родственников. А теперь должность санитара вообще убрали. Получается, водителю и фельдшеру вменили в обязанность переноску больных? Решили сэкономить на санитарах?

– Это вызвано не стремлением сэкономить, а скорее, узаконить то, что и так есть, решить проблему дефицита кадров. Нехватка персонала ощущается особенно в сельских районах. Чтобы руководитель службы скорой помощи имел полное право сформировать бригаду для отправления на вызов из имеющихся в наличии работников, нужно было юридически закрепить совмещение функций водителя и санитара или фельдшера-санитара. Пока такие должности в крае не введены, потому что и должностных окладов таких еще нет.

– Если подобное совмещение еще можно понять, то чем вызван отказ от специализированных бригад?

– Причин две. Первая – отсутствие кадров. Это проблема всей страны. Служба скорой помощи укомплектована кадрами на 40 процентов. Поэтому при формировании бригад идет перераспределение в сторону фельдшерских. Собственно, так организована экстренная служба и за рубежом, это мировая практика. Такая тенденция будет сохраняться в связи с созданием отделений скорой помощи в больницах. Потому как функция скорой помощи – доставить как можно быстрее больного в стационар. И это – вторая причина. Из специализированных бригад у нас на станции осталась реанимационная. Раньше были кардиологическая, неврологическая, травматологическая. Иногда мы отправляем фельдшера на вызов, потому что занята врачебная бригада. Ежедневно у нас выходит на линию около 30 - 33 бригад, из них две – реанимационные, порядка 10-14 фельдшерских и столько же – общеврачебных. Отказ от специализированных бригад не сказывается на качестве экстренной помощи. В бригадах остались врачи, имеющие специализацию по кардиологии, неврологии.

– Давайте вернемся к разделению скорой помощи на экстренную и неотложную. Есть какие-то изменения в их обслуживании?

– По большому счету нет. Экстренные вызовы и раньше обслуживались в первую очередь. Сейчас порядок юридически определил поводы, по которым вызовы делятся на «экстренные» и «неотложные». Экстренные – с угрозой для жизни: нарушение сознания, дыхания, системы кровообращения, внезапный болевой синдром, травмы, ожоги, кровотечения и т.д. Если угрозы жизни нет – неотложные.

Это разделение идет во время приема вызовов. Очередность определяет фельдшер, в том числе с учетом занятости бригад.

Служба неотложной помощи у нас организована при поликлиниках. Вызов по «неотложке» может поступить как в поликлинику, так и к нам на станцию. Перечень поводов, по которым фельдшер передает вызовы в поликлинику, определен приказом горздрав-управления. Правда, их обслуживание ограничено временными рамками - в рабочие часы и дни поликлиник. Как правило, это до 17 часов, поскольку вызовы нужно еще обслужить. После 17 часов и в праздничные, выходные дни неотложные вызовы обслуживает «скорая» Обычно фельдшер предупреждает: вызов будет передан в «неотложку» поликлиники. Эти вызовы мы фиксируем в отдельном журнале.

– Если акцент делается на быстрой доставке больных в стационар с поддержанием жизненных функций, есть ли какие-то новшества в оснащении санитарного транспорта?

– Порядок изменил комплектацию санитарного автомобиля, значительно ее увеличив, в том числе и по медикаментам. В лекарственном наборе сейчас есть новые препараты для купирования гипертонического криза — и в таблетках, и для инъекций, хорошие лекарственные средства для «инсультных» больных, а также для проведения тромболитической терапии прямо в машине «скорой» при остром коронарном синдроме. В комплектации бригад — и аппарат ЭКГ, и глюкометр. Но «скорая» - не «больница на колесах», как ее воспринимают многие. То есть должна приехать со всем «арсеналом» и оказать помощь на дому. И тем более - не перевозочная карета, не социальное такси.

Порядком введен даже новый термин - «медицинская эвакуация». Под этим подразумевается транспортировка, при которой есть необходимость (или таковая может возникнуть) оказания экстренной помощи в пути следования, а также контроля функций органов. То есть это специализированный транспорт, в котором будет оказываться помощь на пути в медицинское учреждение.

– Передача неотложных вызовов поликлиникам разгрузила «скорую»?

– Эта система в Ставрополе работает с 2012 года. В среднем, до 40 вызовов мы передаем «неотложке» поликлиник. Это около 4 — 5 процентов от поступивших за сутки. Что касается нашей станции, то после новогодних праздников, когда поликлиники не работали, мы по-прежнему получаем большое количество вызовов. Сейчас их на уровне — 470 - 490 в сутки, обычно в среднем до 420. Да и люди перестраховываются подчас, вызывая «скорую», а некоторые делают это сознательно, от нежелания идти в поликлинику, пользуясь тем, что услуги бригады — бесплатные, приедет со своими лекарствами, приборами. Некоторые по нескольку раз на день звонят на станцию.

– Наталья Дмитриевна, сейчас по прибытии «скорой» просят медицинский полис и паспорт. А если этих документов нет, что, помощь не окажут?

– Помощь, конечно же, окажут, независимо от того, есть полис и паспорт или нет. Предъявление этих документов связано с изменением финансирования службы «03». Если раньше средства шли из бюджета, сейчас — по линии обязательного медицинского страхования. Полис нужен для выставления счета страховой компании за оказание помощи пациентам. Однако в бюджете тоже заложены средства — около 10 процентов от госзаказа — как раз для таких людей, у которых нет по какой-то причине документов.

– Какие еще новшества введены порядком?

– Возрождение санитарной авиации. За последнее десятилетие это подразделение в некоторых регионах вообще исчезло. В документе также прописаны телефоны для вызова «скорой». Раньше было только «03», сейчас – и через мобильные телефоны, единую службу экстренных вызовов. Последняя - «112» - у нас работает давно. Можно будет делать вызов и через Интернет в режиме видеосвязи он-лайн.

А в целом для населения ничего не изменилось. Мы работаем в обычном режиме.