В Ставрополе четверть века исполняется уникальному проекту «Татьянин день»

.

В этом году отмечает юбилей проект «Татьянин день», который появился в стенах детской музыкальной школы № 2 города Ставрополя 25 лет назад. Его автор – заслуженный работник культуры РФ, преподаватель по классу скрипки Татьяна Абрамовна Даниелян хорошо знакома читателям «Вечернего Ставрополя» как постоянный автор, пишущий о музыкальных событиях, которые происходят в нашем городе.

Татьяна Даниелян и ансамбль «Малина БЭНД» после концерта «Татьянин день» в 2019 году.
Татьяна Даниелян и ансамбль «Малина БЭНД» после концерта «Татьянин день» в 2019 году.

В этом году проект «Татьянин день» второй раз будет проходить на сцене Ставропольской государственной филармонии, он посвящен трем датам: приближающемуся 75-летию Великой Победы, 30-летию газеты «Вечерний Ставрополь» и собственному 25-летию. Большой концерт с участием коллективов и артистов, о творчестве которых Т.А. Даниелян писала на страницах нашей газеты, состоится в Татьянин день, 25 января. Накануне юбилейного события мы встретились с Татьяной Абрамовной, чтобы подробнее рассказать читателям о необычном проекте.

Говоря о создании проекта «Татьянин день», мы должны вспомнить скрипача, композитора, поэта, преподавателя детской музыкальной школы № 2 (теперь это детская школа искусств № 2) Георгия Георгиевича Габруся. Татьяну Абрамовну и Георгия Георгиевича связывали 32 года счастливой семейной и творческой жизни. В 1995 году Т. Даниелян организовала и провела в детской музыкальной школе № 2, где Георгий Георгиевич работал 20 лет, концерт его памяти.

– У Георгия Георгиевича осталось много учеников, – рассказывает Татьяна Абрамовна. – Они разъехались по всему миру. Особенно их много в Хабаровске, среди музыкантов симфонического оркестра, которые были когда-то его и моими учениками. Я до сих пор поддерживаю с ними связь.

В том концерте, посвященном памяти Георгия Георгиевича, принимали участие и его ученики, и выпускники школы, в том числе известные в городе музыканты Евгения Ханова и Татьяна Кошанская.

– Татьяна Абрамовна, а как произошла та судьбоносная встреча с Георгием Георгиевичем?

– С 1963 по 1965 год я работала в симфоническом оркестре Кисловодской филармонии. Там мы и познакомились с Георгием Георгиевичем, создали семью. В мае 1965 года по приглашению главного дирижера Хабаровской филармонии Юрия Ильича Николаевского мы вылетели на Дальний Восток. С собой были только две скрипки и чемодан. Годы, которые мы прожили в Хабаровске, я считаю золотым десятилетием, потому что на этот период пришлось становление: как профессиональное, и как личностное. В Хабаровск приезжали наши самые знаменитые музыканты: Ойстрах, Коган, Ростропович, там выступали великие певцы. Все, кто летели на гастроли в Японию, останавливались ненадолго в Хабаровске для акклиматизации, давали концерты и отправлялись дальше.

Нам посчастливилось работать с великими дирижерами. Например, с такими, как Карл Ильич Элиасберг. В августе 1942 года он дирижировал симфоническим оркестром, исполнявшим симфонию Д. Шостаковича в осажденном Ленинграде. Великое счастье быть на одной сцене с такими мастерами, как он. Это было десятилетие большой школы.

– Татьяна Абрамовна, у Вас очень много учеников. Не только в Ставрополе и Хабаровске, но и в Москве, в Белоруссии, на Украине, даже в Италии и Америке. Однако главная Ваша ученица это, наверное, дочь?

Георгий Габрусь с дочерью Алиной  (из семейного архива Татьяны Даниелян).
Георгий Габрусь с дочерью Алиной (из семейного архива Татьяны Даниелян).

– Да, Алина действительно продолжила нашу профессию. Она родилась на Дальнем Востоке, когда мы с Георгием Георгиевичем работали в симфоническом оркестре, и, можно сказать, с пеленок мечтала о том, что станет скрипачкой. С младенчества она присутствовала на репетициях оркестра. Пока мы играли, Алина, завернутая в одеяло, тихонько лежала и слушала. Она исполнила свою мечту – окончила музыкальное училище при Московской консерватории, затем Московскую консерваторию, аспирантуру, прошла по конкурсу в Государственный академический симфонический оркестр имени Е.Ф. Светланова. И уже много лет работает в этом прославленном коллективе.

– Татьяна Абрамовна, нашим читателям было бы интересно узнать, как Вы стали публиковаться в СМИ. Вмешался счастливый случай или это был Ваш осознанный выбор?

– Судите сами, что это было. По семейным обстоятельствам в 1975 году мы приехали в Ставрополь. Здесь мы с Георгием Георгиевичем преподавали в детской музыкальной школе № 2 и работали в филармонии – в струнном квартете. Потом играли в симфоническом оркестре под управлением Владислава Чачина.

В ставропольских культурных кругах было много интересных, талантливых людей. Мы подружились с поэтами Вениамином Ащеуловым, Володей Кудиновым. Однажды наш струнный квартет пригласили выступить в редакции «Ставропольской правды». И там мы познакомились с ответственным секретарем газеты Александром Иосифовичем Маяцким. Эта встреча стала началом долгой дружбы между нашими семьями. Жену Александра Иосифовича – Бэллу Яковлевну называли ходячей энциклопедией, она более 60 лет проработала корректором в «Ставропольской правде». Удивительные люди высокого интеллекта и культуры.

Однажды Александр Иосифович Маяцкий поручил мне написать материал о каком-то музыкальном событии. Затем я стала регулярно получать задания от него и от журналиста Олега Павловича Даусона. В то время на летние гастроли в Ставрополь приезжали театры оперы и балета. Помню замечательные спектакли артистов из Донецка и Улан-Удэ, о которых я писала в «Ставропольской правде».

Так в моей жизни появилась журналистика. Своими учителями я считаю Олега Павловича Даусона и Александра Иосифовича Маяцкого. Когда Олег Павлович перешел работать на радио, он позвал меня туда. Больше десяти лет я готовила цикл музыкально-просветительских передач. Мне давали 25 минут, и я рассказывала о композиторах, музыкальных произведениях, исполнителях. В этих передачах звучали и произведения ставропольских композиторов. В те годы практически в каждом доме, в каждой квартире было радио. После выхода программы Олег Павлович отдавал мне пачки писем от слушателей.

– Татьяна Абрамовна, как получилось, что концерт, который прошел в Татьянин день 25 лет назад, стал творческим проектом-долгожителем?

– Директором музыкальной школы № 2 в то время была заслуженный работник культуры РФ Лилиан Виола Павловна Солдатова, она поддержала мою идею. Многие артисты с готовностью приняли предложение выступить в программе концерта. В зале были те, кто знал и любил Георгия Георгиевича. Всех переполняли эмоции.

Когда прошел год, кто-то спросил у меня: «А «Татьянин день» будет?». Мы подготовили второй концерт в школе. И так повторялось каждый год: где-то за месяц до 25 января мне обязательно напоминали о «Татьянином дне». Каждый раз мы подбирали новую тему. Одна программа была посвящена известным ставропольским Татьянам, другая называлась «Мелодия любви», третья – «Ха-ха-ха в Татьянин день», четвертая – «Виражи судьбы в Татьянин день»... Цель была – показать замечательных людей, которые живут в нашем городе. Я рассказывала о членах городского женсовета, о женщинах, потерявших своих мужей, сыновей в локальных войнах, и, конечно, о своих коллегах…

Проект «Татьянин день» продолжил свою жизнь и после того, как директором детской школы искусств № 2 стала почетный работник культуры Ставропольского края Светлана Александровна Бородина. Ее поддерживали и завучи школы Ольга Леонидовна Богданова и Оксана Степановна Бурхан. Всегда рядом была верный друг и помощник хормейстер Ирина Константиновна Исакова.

– В течение 23 лет «Татьянин день» проходил в одних и тех же стенах. А как получилось, что переместился из школы искусств в другой зал?

– После того как на одном из наших концертов побывала директор филармонии Лариса Леонидовна Конева и увидела, что зрители не помещаются в зале, она предложила провести «Татьянин день» в филармонии. Мы очень благодарны ей за щедрое госте-приимство. Опыт сотрудничества оказался очень успешным. В прошлом году программа проекта «Татьянин день» была посвящена наступающему 30-летию «Вечернего Ставрополя». В программе концерта, прошедшего с аншлагом, выступали артисты, которым были посвящены мои материалы на страницах городской газеты. А в зале сидели и читатели «Вечерки», и журналисты, и герои публикаций.

И вот новый «Татьянин день» в зале филармонии. Меня радует, что в программе концерта, посвященного приближающемуся 75-летию Великой Победы, прозвучат произведения Георгия Георгиевича Габруся, светлая память о котором незримо живет в этом проекте. Прозвучит песня «Вечно живой», которую он написал к 50-летию Победы. Театр-студия «Вдохновение» школы-интерната №36 покажет спектакль-пантомиму «Дот» по одноименной литературно-музыкальной композиции Георгия Габруся.

– Кто еще выступит в программе концерта?

– Публику ждет встреча с замечательными артистами: симфоническим оркестром, камерным хором и солистами Ставропольской государственной филармонии Ильясом Батчаевым и Сергеем Захарченко. Стихи Екатерины Полумисковой будет читать директор филармонии Лариса Конева. На сцену выйдут: хор ветеранов «Факел», автор-исполнитель полковник Александр Филипенко и вокальный квартет «Радуга» гарнизонного Дома офицеров, ансамбль «Русские узоры» Ставропольского городского Дома культуры под управлением композитора Александра Маслова, ансамбль «Ретроспектива», которым руководит талантливый пианист-импровизатор, композитор Дмитрий Оспин. Выступят артисты детской школы искусств №2: вокальный ансамбль хорового отделения и камерный ансамбль «Гармония» струнного отделения. Своим творчеством порадуют студенты эстрадного отделения краевого колледжа искусств, а также его руководитель Олег Щербин вместе с супругой Еленой. И конечно, зрители будут рады новой встрече с ансамблем «Русский БЭНД» и его солисткой Натальей Амироковой.

Хочу сказать, что меня очень радует, что ставропольцы живо откликаются на то, что мы делаем. Больше всего воодушевляет, что этот творческий проект создан во благо людям. И мою душу греет то, что я могу сделать что-то хорошее.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА.

Ставрополь, музыкальный проект «Татьянин день», Татьяна Даниелян, музыкальная школы № 2