В Ставрополе дождались «Ревизора». Публика осталась довольна

Ольга Метёлкина

Событие культурной жизни

Участники проекта «Ревизор (Наши дни)».
Александр ПлотниковУчастники проекта «Ревизор (Наши дни)».

Вот и свершилось то, чего так ждали заинтригованные зрители и сами артисты необычной труппы, которых собрал в своём проекте режиссер театра-студии «Слово» Евгений Пересыпкин. В минувший четверг на сцене Ставропольского Дворца детского творчества состоялась премьера гоголевского «Ревизора». В зале на 750 мест наблюдался аншлаг! А для тех, кто не смог попасть на спектакль, его телевизионную трансляцию в прямом эфире вела компания «26 регион».

Василий Балдицын: «Так и ждешь, что вот отворится дверь и - шасть...».
Александр ПлотниковВасилий Балдицын: «Так и ждешь, что вот отворится дверь и - шасть...».

Казалось бы, и что здесь такого: «Ревизор», он и в школе «Ревизор». Отчего же такой ажиотаж?.. Однако новость о том, что в спектакле заняты не обычные артисты, а известные в городе и крае люди - представители власти разных уровней, деятели культуры и журналисты, - заметно подогрела интерес к ожидаемому событию.

Казалось бы, что нового могут сказать персонажи пьесы, идущей на сценах мира вот уже 180 лет?! Однако Николай Васильевич Гоголь заложил в свою комедию такой заряд жизненной правды и возможностей для развития темы (причем не одной), что обеспечил ей бессмертие. Времена цилиндров и кринолинов прошли, а люди остались прежними. Поэтому режиссер театра-студии «Слово» Евгений Пересыпкин решил перенести действие в наше время и погрузить героев в реалии сегодняшнего дня, а жанр спектакля обозначил как «Современная комедия в исполнении известных лиц».

«Любовь! Я не понимаю любовь... я никогда и не знала, что за любовь...» (Юлия Пересыпкина и Илья Захаров).
Александр Плотников«Любовь! Я не понимаю любовь... я никогда и не знала, что за любовь...» (Юлия Пересыпкина и Илья Захаров).

Кто такой городничий по сравнению с директором туристско-рекреационной зоны «Классная поляна»?.. Антон Антонович Сквозник-Дмухановский в исполнении Василия Балдицына (председателя краевого отделения Союза журналистов России и главного редактора «Ставропольской правды») более чем убедителен в своём образе. Особенно близко и понятно было стремление этого персонажа как можно лучше принять чиновника, прибывшего с проверкой из столицы. Жена у Сквозник-Дмухановского под стать мужу - в ее роли выступила заместитель главы администрации Ставрополя Татьяна Середа. Анна Андреевна лихо ориентируется в ситуации: для дочки подвернулась удачная, как она считает, партия - чиновник из Москвы, так надо же действовать. Хлестаков вращается в «нужных» кругах, имеет влияние, считает маменька. А еще недурен собой и безмерно обаятельный (совсем как телеведущий СТВ Илья Захаров, который сыграл эту роль). Дочка - Марья Антоновна, барышня на выданье, «включает сексапил» на полную мощность и, буквально сметая всех на своём пути, устремляется к заветному счастью со «столичной штучкой». В ее роли радиоведущая и бизнес-тренер Юлия Пересыпкина сверкала всеми гранями своего артистического таланта! Ее Марья Антоновна уже и платье свадебное надела в ожидании желанного бракосочетания, и так «политкорректно» бросила букет невесты через плечо в зрительный зал - он попал прямо в руки председателю городской Думы Ставрополя Георгию Колягину... Но финал пьесы так и остался гоголевским.

«Это я - мелюзга?!» (Николай Новопашин в роли Коробкина).
Александр Плотников«Это я - мелюзга?!» (Николай Новопашин в роли Коробкина).

Надо отдать должное режиссеру, Евгений Пересыпкин весьма бережно и уважительно отнесся к авторскому тексту пьесы. Он не пытался осовременить язык Гоголя. Разве что обогатил действие некоторыми «вольностями», отражающими сегодняшний день. Ну куда же мы без овременных средств связи и соответствующей «гаджетной» терминологии. Хлестаков сегодня вряд ли написал бы приятелю Тряпичкину письмо на бумаге, конечно же, он бы воспользовался мобильником и, соответственно, на этом погорел. Получилась замечательная сцена, когда персонажи выхватывают друг у друга айфон с глумливой аудиозаписью, в которой столичный «ревизор» каждому чиновнику дает острую характеристику.

Шпекин (Егор Басович), Земляника (Вячеслав Коршун) и Ляпкин-Тяпкин (Иван Высочинский).
Александр ПлотниковШпекин (Егор Басович), Земляника (Вячеслав Коршун) и Ляпкин-Тяпкин (Иван Высочинский).

А чиновники на сцене просто загляденье! Артемий Филиппович Земляника в исполнении руководителя комитета культуры и молодежной политики администрации Ставрополя Вячеслава Коршуна - весельчак и балагур, душа любой компании, но, если представится случай, сдаст кого угодно за милую душу. Как это, собственно, и случилось, когда он охаживал веничком Хлестакова в баньке.

Режиссер Евгений Пересыпкин.
Александр ПлотниковРежиссер Евгений Пересыпкин.

Да-да, у Гоголя псевдоревизора в баню не водили. Но куда деться от неписаного «протокола» нашего времени?! В классическом «Ревизоре» Хлестакова не развлекали программой с участием знаменитого артиста, «напоминающего Стаса Михайлова». В этом эпизоде на сцену в облаке дыма и сопровождении шоу-балета (в исполнении Дарьи Сидоренковой и Алевтины Бороденковой) вышел певец, композитор и шоумен Сергей Лещёв, специально написавший музыку для проекта. Вообще-то, в этом спектакле он исполнял роль начальника охраны... Держиморды. А идея выдать загримированного Держиморду за супер-звезду шоу-бизнеса вполне в стиле жуликоватого Сквозник-Дмухановского: пыль в глаза пустил и сэкономил заодно...

Да простит Гоголь режиссеру еще одну «вольность». В спектакле театра-студии «Слово» персонажи классической пьесы Добчинский и Бобчинский неожиданно стали... женщинами. Нет, с гендерной самоидентификацией у них всё в порядке, просто Евгений Пересыпкин решил, что в пьесе явно не хватает женской энергетики, да и не реалистично это как-то - ни одной дамы в аппарате туристско-рекреационной зоны. Одним словом, две Марины Ивановны - Бобчинская (телеведущая «26 регион» Екатерина Перова) и Добчинская (ведущая «Русского радио», арт-директор сети мастерских «Дари цветы» Виктория Богданова) весьма оживили своим участием ход сценических событий. Слухи, интриги, флирт, фехтование зонтиками и многое другое, что они использовали в своём артистическом арсенале, публика оценила смехом и аплодисментами. Обе невероятно экспрессивны и выразительны. Перед премьерой обе просили у партнеров по сцене только об одном - чтобы в финальной сцене, увлекшись, те не побили их по-настоящему...

Кстати, на радость необычной труппе, смеялись зрители много. Чего только стоила реплика городничего в исполнении Василия Балдицына: «...мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду! Трёх губернаторов обманул!..». Зал захохотал, должно быть, сопоставив слова гоголевского персонажа с тем, что Василий Вячеславович в течение четырех лет работал зампредом краевого правительства.

«Да продлит бог жизнь вашу и новой четы» (в роли Растаковского - Геннадий Натье).
Александр Плотников«Да продлит бог жизнь вашу и новой четы» (в роли Растаковского - Геннадий Натье).

Впервые за происходящим я наблюдала не из зрительного зала. «Должен же театральный критик хоть раз побывать в актерской шкуре», - решил режиссер Евгений Петрович и предложил мне роль... жены Коробкина. «Должен», - согласилась я и взялась учить роль, состоящую из четырех реплик.

Надо сказать, что взгляд на происходящее «изнутри» принес массу впечатлений и просто огромное удовольствие от общения с «господами актерами» на репетициях. Те, кого в пресс-релизах принято называть «официальными», на время стали «театральными лицами», и можно только догадываться, какие трудности им приходилось преодолевать на пути к сцене, втискивая в плотный рабочий график еще и репетиции. Со своей сценической «второй половиной» - господином Коробкиным, роль которого досталась депутату Думы Ставропольского края Николаю Новопашину, из-за его бесконечных заседаний и командировок мы познакомились всего дней за десять до премьеры. Президент коллегии адвокатов «Принцип права» Вячеслав Савин, игравший роль слуги Хлестакова Осипа, призывал собраться на репетицию пораньше, аргументируя тем, что в 21:00 ему надо быть в тюрьме... Ничего не поделаешь, - работа. И так у каждого. Но практически все эти занятые до предела люди приходили на репетиции, поднимая настроение себе и другим.

Хлестаков (Илья Захаров), Бобчинская (Екатерина Перова) и Добчинская (Виктория Богданова).
Александр ПлотниковХлестаков (Илья Захаров), Бобчинская (Екатерина Перова) и Добчинская (Виктория Богданова).

Особенно лихо это получалось у бывших КВНщиков. Сегодня Егор Басович и Юрий Фунда - члены Общественной палаты Ставропольского края, но если судить по их репликам, рождавшимся прямо на сцене, тяге к импровизации, нетрудно догадаться, что бывших КВНщиков не бывает. Они постоянно генерировали идеи и подбрасывали их режиссеру. Так, в первом действии директор юридического департамента Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, которого играет ведущий «Русского радио», директор креативного агентства «Есть Идея!» Иван Высочинский, появился в охотничьем облачении с подсадным гусем в руках. И с того момента из реквизита птица перешла в разряд полноправного персонажа. Сначала Ляпкин-Тяпкин, переживая стресс от сообщения о приезде ревизора, гладил его машинально, как кота. А потом гусь перекочевал в руки директора по строительству Ивана Кузьмича Шпекина, роль которого исполнял Егор Басович. И началось: то Шпекин делал селфи с гусем, то пытался напоить его из своей рюмки, то использовал в качестве партнера в пьяном танце. Наблюдать за этим было уморительно смешно. Впрочем, даже на то, как директор по безопасности Степан Ильич Уховертов (он же - Юрий Фунда) спит, сидя на стуле, во время экстренного совещания, зрители не могли смотреть без смеха. Каждый персонаж был по-своему гоголевским: вечно пьяненький директор по персоналу Лука Лукич Хлопов (первый секретарь Ставропольской краевой общественной организации «Российский союз молодежи», член Общественной палаты Ставропольского края Илья Юрчишин), и его эмоциональная жена (в роли которой выступила директор Ставропольского Дворца детского творчества Лариса Козлова), и величавый Иван Лазаревич Растаковский (шоумен, телеведущий Геннадий Натье), и хамоватый слуга в гостинице (фотохудожник Алексей Блужин, под прицелом фотокамеры которого проходил весь проект), и купцы-просители в исполнении артистов студии «Слово» Игоря Кофанова и Евгения Попова. На сцене выступили и настоящие артисты - фолк-группа «Malina Band» очень гармонично вписалась в происходящее на сцене.

Сцена из спектакля.
Александр ПлотниковСцена из спектакля.

Словом, премьера удалась. Публика неистовствовала. Евгений Пересыпкин сообщил со сцены, что есть планы показать «Ревизора» в дни празднования 240-го юбилея Ставрополя. А замглавы администрации города Татьяна Середа, выйдя на финальный поклон, сказала, что все средства, вырученные от продажи билетов за спектакль, будут переданы в фонд развития Дворца детского творчества.

 

журналисты, Балдицын, театр-студия Слово, Пересыпкин, ревизор