В Ставропольской филармонии звучали «Зимние серенады»

.

В морозный декабрьский вечер на сцене Ставропольской государственной филармонии состоялся концерт, в программу которого вошли произведения ранее не звучавшие в исполнении симфонического оркестра. Сразу четыре премьеры в одном концерте! Естественно, что составляя программу, главный дирижёр оркестра Юрий Михайленко испытал волнение, так как им были выбраны монументальные полотна великих композиторов XIX столетия, вошедшие в золотую сокровищницу музыкального наследия, - «Серенады» для струнного оркестра Антонина Дворжака и Петра Чайковского.

Дирижер Юрий Михайленко.
Дирижер Юрий Михайленко.

Следует отметить, что в зале собрались искушённые слушатели, в числе которых было много профессиональных музыкантов, что повышало ответственность исполнителей и дирижёра. Афиша концерта приглашала на «Зимние серенады» и это было отражено в убранстве фойе и сцены. Изящные канделябры со свечами, обвитые еловыми ветвями, припорошёнными снегом, и стилизованные сверкающие ёлочки погрузили гостей в зимнюю сказку.

Концерт традиционно открыла элегантная ведущая - музыковед Татьяна Диева. С большим интересом зал слушал её рассказ об истории создания произведений. В средние века серенадой называли песню для возлюбленной, которая обычно исполнялась вечером под балконом избранницы. Название произошло от итальянского слова - sera, что в переводе означает - вечер. Со временем жанр трансформировался и из песни превратился в многочастное произведение для различных по составу ансамблей. Самым ярким примером является четырёхчастная «Маленькая ночная серенада» для струнного оркестра великого В.А. Моцарта, вдохновившая на работу в этом жанре его последователей.

Чешский композитор Антонин Дворжак создал «Серенаду» для струнных инструментов в 1875 году на одном дыхании - в течение десяти дней. Это было время творческих удач и признания его опусов выдающимися музыкантами. Премьера «Серенады» состоялась в Праге в декабре 1876-го - ровно 141 год назад. Унаследованный от Й. Гайдна и В.А. Моцарта жанр классической серенады, в творчестве А. Дворжака приобрёл романтическую взволнованность. Чередование пяти разных по характеру частей наполнено интонациями народного чешского мелоса. Партитура произведения изобилует виртуозностью, требующей от музыкантов высокого профессионализма, что и было продемонстрировано оркестром в искромётном скерцо и блестящем финале.

В первом отделении концерта также было исполнено «Adagio» для струнных инструментов американского композитора Сэмюэля Барбера, которое, являясь второй частью квартета, приобрело статус самостоятельного произведения в оркестровой версии автора. Впервые исполненное в 1938 году оркестром под управлением А. Тосканини, оно стало одним из самых печальных опусов классической музыки. «Adagio» звучало в день смерти А. Энштейна, принцессы Дианы, в память о жертвах терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Юрий Михайленко в интерпретации этого произведения прочувствовал и пропустил через сердце трагизм всеобъемлющей скорби, выраженный музыкантами строгим благородным звучанием большого эмоционального накала. Потрясающее исполнение заворожило слушателей. Растаял последний звук, и несколько минут в зале царила тишина, через миг потревоженная бурными аплодисментами.

Во втором отделении звучала музыка русских композиторов. Впервые была исполнена «Канцона» (в переводе с итальянского - песня) для кларнета и струнного оркестра Сергея Танеева. Любимый ученик П.И. Чайковского унаследовал от своего замечательного педагога музыкальный лиризм, напевность, мечтательность и восторженность, которые нашли отражение в этой пьесе. Соло на кларнете исполнил Сергей Мнацаканян. В течение многих лет я невольно наблюдала за творческим ростом музыканта - ученика Детской музыкальной школы №2, студента Ставропольского музыкального училища и, наконец, артиста муниципального концертного духового оркестра имени Д. Осиновского. Сейчас Сергей - артист симфонического оркестра филармонии. В романтической «Канцоне» он ярко раскрыл звуковые и технические возможности любимого инструмента.

Завершением концерта стало исполнение «Серенады» для струнного оркестра П. Чайковского, написанной в четырёхчастной развёрнутой форме. В первой жизнеутверждающей части композитор выразил своё поклонение гению В.А. Моцарта. Во второй части он отступил от традиции классики и вместо менуэта написал удивительный по красоте вальс. Элегия (в переводе с греческого - жалоба) звучит в третьей части. Музыка наполнена трагическими интонациями, которые позже были использованы композитором в опере «Пиковая дама». Финал «Серенады» построен на темах русских народных песен - плавной хороводной «А как по лугу» и задорной плясовой «Под яблонькой зелёною». Программа концерта из четырёх премьерных разноплановых произведений требовала высокого профессионализма исполнителей, большой физической и эмоциональной отдачи. Вера дирижёра Ю. Михайленко в возможности струнной группы оркестра была оправдана блестящим исполнением произведений. Отрадно отметить звуковую и штриховую культуру, ансамблевую слаженность и чуткий отклик музыкантов на каждый выразительный жест дирижёра. Концерт «Зимние серенады» стал очередной значительной удачей в творческой жизни ведущего коллектива филармонии и главного дирижёра Юрия Михайленко, что было отмечено долгими бурными аплодисментами благодарных слушателей.

Татьяна ДАНИЕЛЯН, заслуженный работник культуры России.

ставропольская филармония, Антонин Дворжак, Петр Чкайковский, симфонический оркестр