Василий Скакун: грани возможного. Пред именем твоим позволь склонить колени…

Елена Павлова
Как важно, чтобы каждый из нас, воскрешая эпизоды собственной памяти, мог остановиться перед лицами тех, кто сумел определить направление наших жизненных устремлений, и благодарственно поклониться им. Учитель… Как многолико это слово. Особенно важно каждому из нас встретить учителя на перекрестках жизненных дорог, потому что истинные учителя это те, кто определяет стратегический путь развития нашей дальнейшей судьбы. Для большей наглядности осознания роли учителя нам надо пред-ставить свою жизнь в виде весеннего русла реки, готового разлиться и заполнить собой все пространство, а учителя — в роли опытного мелиоратора, перекрывающего второстепенные шлюзы, чтобы не расплескать энергию воды по мелочам, по ручейкам, по застойным низинам, и, сохранив мощь этого жизненного напора, направить его в истинное русло жизни. Как важно, чтобы каждый родитель чувствовал себя учителем жизни своего ребенка. И это учительство заключается не только и не столько в нравоучительных наставлениях и окриках, а совсем в другом — в личном примере на любые проявления обстоятельств жизни. Иногда видишь молодых мам за рулем автомобиля с ребенком на заднем сиденье и с сигаретой, так и хочется ее спросить: «А хотите ли вы, чтобы ваш ребенок курил, когда подрастет?». Нет сомнения, что в абсолютном большинстве все ответят отрицательно. Так как же не понять, что, выкуривая сигарету в присутствии ребенка, вы уже программируете его на саму возможность будущего пристрастия к сигарете. Мы не понаслышке знаем, что в трудных семьях всегда, или почти всегда, вырастают трудные дети. Хотя за всякие провинности их наказывают довольно строго, почему нет результата? Только потому, что дети впитывают не наказание и страх перед ним, а примеры своих родителей, которые и являются для них основными университетами жизни. И, если нам кажется, что мы можем привить ребенку какие-либо навыки (качества характера), отсутствующие у самих, это просто самообман. Такого в жизни не бывает. Потому что воспитание – это только передача личных качеств своему ребенку или подопечному. Родителям, ругающимся матом в семьях, надо знать, что, как толь-ко ребенок перешагнет рубеж появления собственного «Я» (это 12 — 14 лет), он с вами будет разговаривать на вашем взрослом жаргоне, а может, и раньше. А использование мата — это не что иное, как перекрывание всех каналов личной добропорядочности. Как важно уберечь ребенка от агрессивно-пошлой информации. Кстати, в Англии еще в начале прошлого века психологами было обосновано явление, по которому ни одно впечатление, полученное человеком в самом раннем возрасте (в период младенчества — от 3 месяцев), не пропадает бесследно, а ложится как материал для формирования последующей духовно-нравственной жизни и выработки личности человека. После чего было установлено твердое правило: оберегать их зрение, слух, чувства от всего недоброкачественного в духовном отношении. Ребенок даже в чреве матери способен вбирать в себя и различать энергию отношения к нему будущих родителей — с любовью или недоброжелательностью. И поэтому опытные врачи по первому крику новорожденного безошибочно определяют причину зачатия малыша: в любви или по недоразумению. Наши школьные учителя, абсолютное большинство которых добросовестно преподносят информацию о предмете обучения, и совсем немногие учат урокам жизни. Великие мудрецы Востока всегда говорили о том, что знания полезны только те, которые могут быть использованы в жизни, и добавляли, что, если посредством знаний мы не меняем черт своего характера, то они бесполезны. (И на самом деле, много ли знаний школы и института мы забрали с собой в жизнь?). Ведь абсолютное большинство навыков и умений, которые мы используем, дает нам сама жизнь через своих посредников – учителей. Бывает так: сильный математик в школе — и вся школа математики. Выигрывают олимпиады, многие выпускники идут в технические вузы, становятся учеными в этой области, пытаясь связать свою жизнь с использованием этих знаний. Или вдруг учитель пения с готовностью раскрывает свои секреты — и вся школа поет, десяток хоров, лауреаты конкурсов и т.д. Почему так? Потому что у этих прирожденных педаго-гов есть что отдать. Ведь это удел совсем немногих — иметь то, чем можешь, хочешь и умеешь поделиться с людьми. Что это, как не тепло и свет проявленных духовных качеств. Этому не научишься ни в каком Кембридже, с этим рождаются. Как везет людям, если через их жизнь проходит настоящий учитель! Мне повезло: я проходил свои спортивно-педагогические университеты под руководством большого Мастера – Михаила Владимировича Страхова. Его внутренняя чистота, обаяние и безграничная преданность делу — вот что влекло к нему сотни мальчишек и девчонок. И главное было не то, сколько оборотов вокруг своей оси ты сумел накрутить, а кем становишься ты посредством спортивной деятельности. И недаром на памятнике у него начертано только одно слово: «Учитель». Одна из занимающихся в нашем клубе (йогов) поведала историю из жизни своего отца-учителя. Они жили в селе. Тот всю жизнь преподавал не только предмет в школе, но и боролся за каждого трудного подростка. Возился с ними: если те попадали в милицию, ходил и хлопотал за них. Дом их был всегда полон «пацанвы», которой не досталось родительской любви и внимания. Когда отец ушел на пенсию, забота о ребятишках стала его основным смыслом жизни. И вот отца не стало… Но однажды, когда на годовщину все родственники собрались на кладбище помянуть отца, то увидели там необычную картину. Молодой человек, лет 30, стоял на коленях перед могилой отца и говорил: «Я обещал вам стать человеком, и я им стал. Я не подвел вас, Учитель!». Вот это и есть истинный след Учителя, оставленный после себя. История всех народов полна деяниями гениальных людей во всех областях человеческой деятельности, людей, намного опередивших в развитии своих современников, высоко поднявшихся над массой и ведущих ее по своим направлениям работы и способностям. История любого народа может быть написана в биографиях нескольких отдельных личностей, которые всегда возвышались над остальными, являя начало огромным шагам в искусстве, музыке, литературе, науке философии, политике и религии. Иногда они возвышались любовью к Богу и своим собратьям как великие святые и человеколюбцы, иногда их поднимало понимание человека и природы как великих философов, мудрецов и ученых, иногда они выступали в качестве великих освободителей и реформаторов. Но всегда и везде они поднимали и вели за собой массы, несмотря ни на что. Иногда им приходилось за эти свежие мысли и любовь к людям платить своими жизнями. Бывает же так, что в жизни мне повезло еще раз. Некоторое время назад я встретился и стал учеником великого Учителя — Гуру Шри Чинмоя – писателя, композитора, художника и спортсмена. Я неоднократно встречался с ним, и он живо интересовался работой нашего ставропольского клуба йоги, так как аналогичного образования в мире не существует (с направленностью на открытие в каждом человеке качеств любви, покоя, доброжелательности и количеством занимающихся порядка 700 человек). В настоящее время Шри Чинмой живет в Нью-Йорке и дважды в неделю проводит медитации мира в Организации Объединенных Наций. Гуру, как и мать Тереза, посвятил свою жизнь тому, чтобы показать нам, людям, тропинки, ведущие через непроходимые заросли агрессии, злобы, зависти и всего прочего негатива в Страну Радости, Счастья, Здоровья, понимания смысла жизни. Для этого и приходят на эту землю истинные Учителя.