Вечные беды России: дураки ездят по дорогам

Наталья Ардалина

Среди наиболее частых причин дорожных трагедий — превышение скорости, пьянство за рулем и неудовлетворительное состояние наших дорог. Такие причины аварий были названы на коллегии ГИБДД, которая состоялась в крае при участии заместителя начальника Главного управления ГИБДД страны Павла Бугаева.

Открывая совещание, начальник краевого управления полиции генерал-лейтенант Александр Олдак отметил, что решение проблемы обеспечения безопасности на дорогах возможно только в тесном взаимодействии всех структур: полиции, органов власти всех уровней, министерств образования, здравоохранения, транспорта и т. д. На заседании было отмечено, что за прошедшие полгода на дорогах края погибли 236 человек. Самое большое количество смертельных ДТП случилось в январе, когда люди расслабились во время празднования Нового года: тогда родные и близкие похоронили 58 человек. И, к сожалению, в крае высока доля аварий, произошедших по вине и с участием пьяных водителей — выше, чем в среднем по России.

Автоматическая фиксация нарушений

Положительным моментом является повсеместное внедрение системы автоматической фиксации нарушений ПДД: уже более 60% нарушений фиксируются именно в автоматическом режиме. «Таким образом, мы разгрузили инспекторов, что позволило их использовать в «болевых» точках», - отметил Павел Бугаев.
Министр дорожного хозяйства и транспорта края Игорь Васильев рассказал, что в ближайшее время 40 комплексов автоматической фото- и видеофиксации, расположенные на территории края, будут взяты на баланс, а в бюджет 2015 года планируется заложить средства на приобретение еще 20 стационарных и 10 передвижных комплексов. Таким образом, нарушителей в крае станет в разы меньше.
Просмотрев статистику судебных дел по нарушению ПДД за последние десять лет, председатель Ставропольского краевого суда Евгений Кузин даже расстроился: есть случаи безосновательного прекращения дел мировыми судьями, например, по истечении срока давности, есть примеры, когда человек 3-4 раза был остановлен за нарушение, а наказание он так и не понес. «Такого больше не будет, - отметил Евгений Кузин. - Хочу отметить, что иногда причиной ухода от наказания становится несвоевременная отправка административных материалов в суд. Обратите на это внимание: нельзя ставить суд в ситуацию, когда у него не остается времени. Правонарушитель это осознает, тянет время и в итоге уходит от ответственности».
Также иногда страдает и взыскание штрафов. Решить эту проблему пообещал руководитель краевой Службы судебных приставов Николай Коновалов: он запретил прекращать производство по взысканию штрафов за нарушения ПДД без его исполнения. То есть судебный пристав будет работать до тех пор, пока нарушитель не заплатит штраф. Единственное исключение — если должник умер.

Видеорегистратор поможет при разборе конфликтов


Генерал-майор Бугаев обратил внимание собравшихся на некоторые серьезные проблемы в деятельности самих инспекторов ДПС: так, по его словам, сотрудники ГИБДД в 3-4 раза чаще применяют табельное оружие в своей повседневной работе, чем их коллеги из других служб. При этом условий для подготовки личного состава недостаточно. Ведь действительно, практически все контакты инспектора с водителем происходят на грани конфликта — мало кто останавливается с удовольствием, особенно если понимает, что нарушил правила. Поэтому сотрудники ГИБДД должны обладать особой выдержкой, устойчивостью к стрессам и хорошими моральными качествами. Пока что, к сожалению, случаются у нас и сломанные носы, руки у граждан, выбитые зубы — причиной являются либо неумелые действия инспекторов, либо прямые нарушения закона. Чтобы полностью защитить от произвола обе стороны конфликта, уже
70% служебных автомобилей оборудованы видеорегистраторами, запись с которых может стать самым объективным доказательством в случае разбора конкретной ситуации. А к концу года этот показатель достигнет 100%. «При этом удивительно, что личный состав нередко выводит регистраторы из строя», - заметил Павел Бугаев.

Привести дороги в соответствие с нормами

Павел Бугаев отметил, что у ведомства есть претензии к содержанию дорожной сети в должном порядке с точки зрения освещения, разметки, средств регулирования движения. Начальник одного из управлений прокуратуры Ставропольского края Эдуард Конопля рассказал, что по поручению прокурора края каждый факт ДТП со смертельным исходом становится предметом тщательной и объективной проверки. К основным причинам аварий, помимо скорости и пьянства за рулем, по мнению прокуратуры, действительно можно отнести неудовлетворительное состояние дорог. «Нами подано более 200 исковых заявлений, большая часть из них уже удовлетворена судами, глав муниципалитетов обязали привести дороги в соответствие со стандартами
и ГОСТами».
Также много вопросов у прокуратуры вызывает качество обучения будущих водителей. По результатам проверок автошкол было внесено более 60 представлений. Эдуард Конопля обратился к сотрудникам ГИБДД с просьбой при приеме экзаменов обращать внимание на то, выпускники каких именно автошкол не могут сдать теорию или вождение с первого, второго, третьего раза, и информировать об этом надзорное ведомство.

Тонировка смертельно опасна

Отчитываясь перед коллегами, начальник Ставропольского краевого управления ГИБДД Алексей Сафонов особое внимание обратил на регион КМВ, где чаще всего встречаются тонированные наглухо «Приоры» и другие ВАЗы. Именно такие автомобили наиболее опасны в ночное время суток, когда видимость через затемненное лобовое стекло становится крайне плохой.

Необычная техника на страже дорог

Интересное новшество в крае - патрулирование дорог вертолетом. С мая этого года полицейская авиация отслеживает на основных магистралях нарушения правил обгона, разметки, выезд на «встречку» и другое.
Еще одно нестандартное средство передвижения инспекторов – мощные мотоциклы «Сузуки». После того как два из них начали патрулировать Советский район, количество ДТП с участием мотоциклистов здесь сократилось в три раза, а раньше именно в этом районе было 70 % таких аварий.

Новая образовательная программа для детей

Алексей Сафонов отметил, что более половины всех трагедий случились на федеральных трассах, большая часть из них — в темное время суток. При этом главный государственный инспектор безопасности дорожного движения края отметил рост смертности уже при оказании медицинской помощи пострадавшим. Решить эту проблему поможет федеральная программа, в которую вошел край и по которой будут обустроены новые современные центры по оказанию помощи пострадавшим в авариях.
Самые страшные трагедии случаются, когда в авариях гибнут дети. К сожалению, часто косвенными виновниками становятся родители, которые не используют детские удерживающие устройства. За полгода сотрудниками ГИБДД в крае выявлено более 12 тысяч таких нарушений. С нового учебного года во всех детских садах края будет запущена региональная программа обучения детей безопасному поведению на дороге, которая уже успешно прошла апробацию. А Госавтоинспекция на безвозмездной основе будет проводить технический осмотр школьных автобусов с применениям самого современного диагностического оборудования.

ГИБДД, аварии, ДТП