Верю, что победит здравомыслие

Елена Павлова

Яркой страницей нынешнего форума искусств «Золотой Витязь» на Ставрополье стала концертная программа Луганского академического украинского музыкально-драматического театра на Оборонной

Точнее, событием стало участие в форуме этого коллектива, который своей историей – от ее начала в 1941 году и до нынешних дней – утверждает то главное,  что является идеологической, а скорее – духовной  основой и самого «Золотого Витязя» - единение славянских народов. Сегодня это миссия театра, кино, искусства в целом.

 

Театр на Оборонной

Художественный руководитель театра на Оборонной народный артист Украины и ЛНР Михаил Голубович.
Художественный руководитель театра на Оборонной народный артист Украины и ЛНР Михаил Голубович.

Собственно,  на площадках «Золотого Витязя» Луганский театр на Оборонной работал уже не единожды. На кинофоруме в Севастополе луганчане представляли фильм главного режиссера театра заслуженного артиста Украины Анатолия Яворского «Если бы не вы» о ветеранах Великой Отечественной, в Москве – рок-оперу «Распятая юность» о молодогварцейцах (ночи перед их казнью). В нашем крае (в Ставрополе и Пятигорске) театр представлял свое творчество впервые. Актеры, делясь впечатлениями после спектакля-концерта, рассказывали, что понимающего доброго зрителя они почувствовали еще за кулисами – по предпремьерному негромкому гулу, так называемому «дыханию зала», по первым аплодисментам при открытии занавеса – долгим и бурным. Артистов  такое радостное приветствие очень тронуло  и даже несколько смутило – мол, мы ведь еще ничего не сделали…

На самом деле эти аплодисменты уж точно не были «авансом». Ставропольцы, которые с начала войны на Донбассе боль Донецка и Луганска всегда переживали как свою, аплодисментами выражали не только радость встречи, но и восхищение, и благодарность. Театр на Оборонной, который не прекращал работу даже во время обстрелов, который в условиях нынешнего «подвещенного» состояния между миром и войной имеет в репертуаре почти сорок спектаклей и собирает в родном городе аншлаги, вполне этих восторженных чувств заслуживает.

Читайте так же: Привезите нам мир.

Коллективу пришлось очень тяжко. Особенно в первый год  этой новой гражданской войны. Не было воды, не было газа и не было зарплат. Пришлось временно «замораживать» несколько спектаклей. Некоторые сотрудники, особенно с маленькими детьми, покинули город. Но в коллективе никогда не осуждали ни тех, кто уехал в Россию, ни тех, кто уехал на Украину, - даже бывшего директора, который вместе с несколькими актерами убыл в Северодонецк и там зарегистрировал театр.  Тем более что большинство в коллективе (124 человека из 170) не покидали Луганск и продолжали работать, даже когда приходилось прерывать репетиции из-за начавшегося обстрела и потом считать осколочные «ранения» на здании театра. Укрытием для артистов и работников цехов служили  глубокие и добротные театральные подвалы. Многие тогда в театре, по сути, жили, потому что не успевали добраться домой до комендантского часа, да и с транспортом было худо… Коллектив тогда еще больше сдружился. Каждый готов был с друзьями-коллегами поделиться последним. И делились – несли в театр все, что съестного в доме оставалось: кто крупы, кто соленья, кто сухари. Еду готовили тут же – в театральном дворе, на костре… И вот так сообща пережили самое страшное время – конец 2014 - начало 2015 года…

Сейчас  дела житейские более-менее нормализовались. Люди получают зарплату – пусть мизерную по нашим меркам (средняя актерская ставка 8 тысяч рублей), но для ЛНР, где директора некоторых школ получают по 5-6 тысяч, это  неплохо. Могли бы попытаться заработать на сборах, но не то положение в республике, нет у людей денег на дорогие билеты. Поэтому стоимость билета в театр на Оборонной – 60 рублей, а для пенсионеров и школьников – вход бесплатный.

Но не только этим привлекает театр зрителей. В смутные времена человеку особо необходимо то, что лечит, согревает и укрепляет душу.  И если люди  находят это в театре, то идут туда как в храм. Если нет – никакие дешевые билеты не помогут… В театр на Оборонной люди идут – вне зависимости от жанра спектакля:  аншлаги собирают и драма, и рок-опера, и музыкальная комедия. Причем играют здесь на украинском и на русском языках. Востребовано и то, и другое. Тут нет никакой политики – просто театр на Оборонной следует своей давней традиции – пьеса играется на языке оригинала или авторского перевода (если речь идет о мировой классике). И вполне логично и органично, что цирюльник Голохвастов во всенародно любимой пьесе «За двумя зайцами» обольщает Проню Прокоповну на мове… Столь же оправданно и то, что спектакль «А зори здесь тихие» идет на русском…

 

Нельзя предавать веру

Готовясь к встрече с художественным руководителем  театра Михаилом Голубовичем, я просмотрела несколько его газетных и телеинтервью и поняла, что не стоит  задавать ему вопросы, которые казались обязательными и первостепенными: о его личном отношении к событиям на Украине, к самой нынешней Украине, о том, с кем будет Донбасс, кто победит… Он во всех интервью отвечает на это предельно лаконично:

- Я верю, что победит здравомыслие. Войны не хочет никто. И в Луганске, и в Киеве люди от нее устали. Я имею в виду нормальных людей.

Эти слова не смогли убрать из своего сюжета даже украинские коллеги, которые тем не менее  в заголовке назвали театр «оккупированным»…

На самом деле в эти три слова: «верю, что победит здравомыслие» -  уложилось очень многое: маленький городок его детства Золотоноша (тогда это была Полтавская область, ныне – Черкасская), город юности Киев, где Михаил Голубович учился в театральном институте имени Карпенко-Карого, и Луганский (Ворошиловградский) театр на Оборонной, с котором его связывают полвека – по сути, вся творческая жизнь. Имея в активе без малого сотню киноролей, он мог бы еще в советские годы устроиться хоть в Киеве, хоть в Москве, но не променял свой театр ни на один столичный в мирные годы, не смог оставить его и когда в  ставший родным Луганск пришли беда и война. Не осуждая тех, кто уехал, Михаил Васильевич для себя такой перспективы даже не рассматривал.  Это тот случай, когда зрительская любовь и слава подразумевают не особые привилегии, а особую ответственность…

Читайте так же: Ненависти вопреки.

Михаил Васильевич вспоминает два случая  без малого четырехлетней давности, когда по городу по стороны поселка Счастье систематически долбили из минометов и систем залпового огня, вода и хлеб были на вес золота, и дилемма – бежать из города или остаться - была актуальна для подавляющего большинства жителей.

Он запомнил незнакомца, просто встретившегося на перекрестке. Тот катил на велосипеде с притороченной сумкой, из которой выпирали уголки хлебных буханок.

- Эй, мужик, ты за хлебом? – случайный встречный притормозил: - Так его уже нема. Разобрали. Я четыре булки взял. Одну тебе отдам…

Второй случай произошел в магазине… Голубович за долгие годы кинокарьеры привык к тому, что его узнают… Но тут он даже опешил. Какой-то незнакомый мужичок выскочил из очереди и радостно бросился навстречу актеру с криком: «Это вы?!!!»  Тот даже онемел от неожиданности. «Это вы?» - чуть тише и вкрадчивее повторил благодарный зритель. «Да, это я», - уже с улыбкой ответил Голубович. Мужчина развернулся на сто восемьдесят градусов и кинулся обратно в очередь убеждать жену: «Ты видишь, Люся, это он. Он не уехал! И я никуда не поеду!»…

Разве можно было такую людскую любовь и веру предать?..

 

Рыцарь Дикого поля

Может, ради того, чтобы смог он пройти нынешнее испытание войной и перемирием на грани войны, и было все в его жизни – и испытания, и победы. И того, и другого на жизненном пути Михаила Голубовича было много. И много символичного. Начиная с даты рождения, которая записана в паспорте – чуть не день в день с освобождением его родного города от фашистов. На самом деле он родился годом раньше – в 1942-м… Миша был в семье Голубовичей младшеньким поздним ребенком. Старшие братья были на фронте, и мать не понесла регистрировать ребенка в немецкую комендатуру. Обратилась в советскую, как только пришли наши. И комендант, не мудрствуя лукаво, записал днем рождения мальчонки дату ее обращения…

Артистом Миша Голубович решил стать достаточно рано, но прежде, как он теперь вспоминает со смехом,  мечтал стать… котом. Уж больно завидовал мальчуган пушистому лежебоке, с которым они вместе спали на печке. Только  кот мог дрыхнуть там целый день, а пацаненок вынужден был просыпаться ни свет ни заря, чтобы помочь бабушке и матери воды натаскать,  во дворе и у коровы прибраться… Так что эта мечта не сбылась. Не было в его жизни периода «лежки на печи». Путь к главной мечте о сцене тоже был «через тернии к звездам».

Начиналась эта мечта совсем по-детски – с восхищенного разглядывания  фронтовых фотографий братьев. Мальчишке хотелось поскорее стать похожим на них, надеть военную форму… А «поскорее» можно было только в самодеятельности – на чтецких конкурсах, в школьных спектаклях. Так незаметно и «заболел» сценой.

Читайте так же: Форум искусств «Золотой Витязь» ненадолго покинул Ставрополье.

Но птица счастья поначалу не давалась в руки. В театральный институт его приняли с четвертого захода, а потом со второго курса чуть не отчислили.  Михаил, прошедший тяжелую трудовую школу в кузне,  никак не мог сдружиться с одним из профильных  предметов - «Сцендвижение», был слишком скован и зажат. Спасибо преподавателям, которые все же разглядели в бывшем молотобойце будущего хорошего актера. И дали шанс, который Михаил Голубович реализовал в полной мере.

В его послужном списке – множество фильмов и ролей, на которых выросло несколько поколений. Это и «Кортик» (комиссар Полевой), и «Как закалялась сталь» (Артем, брат Павки Корчагина), и Джо («Мустанг-иноходец»), и Карпенко («Дума о Ковпаке»). А еще были «Юркины рассветы», «Пропавшая грамота», «Бирюк», «Дорога на Сечь» и много-много других картин, в которых Михаил Голубович был и красным, и белым, и  рыцарем, и бандитом, и героем, и злодеем, при этом каждый его герой был личностью, многогранной и яркой.  

В театральном репертуаре он ставил и играл очень многое, что мечтает поставить и сыграть любой режиссер, любой актер. Достаточно сказать о двух ролях текущего репертуара. Это Эзоп и Тарас Бульба.

Кстати, «Тарас Бульба» - это восстановленный спектакль. Он шел на сцене театра на Оборонной с 2008 года. В 2014-м был «заморожен» - в связи с отъездом из Луганска части труппы. А когда в театр стали возвращаться те, кто уехал, и пришли новые актеры, этот масштабный спектакль вернули на сцену. Очень уж актуальна нынче тема «Нет уз святее товарищества» и «Нет силы, которая одолела бы русскую силу».

К слову, среди многочисленных творческих удач Михаила Голубовича этого эпического героя можно называть дважды. Был еще ландшафтный спектакль «Дума о Тарасе Бульбе» Запорожского театра, в котором главную роль играл Михаил Голубович. Режиссер просто не видел в этой роли другого артиста. Да и самому Михаилу Васильевичу этот  проект был очень интересен – масштабом, неординарностью решений, вольным духом Запорожской Сечи, которым невольно проникались не только артисты, но и люди, впервые оказавшиеся в театральном процессе: спортсмены, военнослужащие, сотрудники спецподразделения «Беркут». Интересная в этом спектакле была массовка. Это и понятно – в батальных сценах требовались и физическая подготовка, и владение оружием, и умение крепко держаться в седле… Сценическое действие разворачивалось на острове Хортица. Даже была снята телеверсия этого спектакля…

Сейчас рассказ об этом воспринимается с некоторым удивлением. Слишком уж сильны впечатления, накопившиеся после украинской «революции достоинства». А ведь спектакль «Дума о Тарасе Бульбе» - не такая уж давняя история.  Чуть раньше прославленного фильма Владимира Бортко была представлена зрителю.  Российские зрители телеверсии этого спектакля не видели. А теперь не видят и украинские. «Тарас Бульба» в Незалежной -  в списке запрещенных произведений. 

Все это в страшном сне присниться не могло. Правда, предпосылки были. Михаил Голубович знает это лучше многих – по  опыту почти десятилетней работы на посту начальника управления культуры Луганской области. Кстати, даже работая на этой – министерской - должности, Михаил Васильевич не оставлял свой театр…

Так вот, одним из тревожных предзнаменований было распоряжение кабинета министров Украины об оптимизации образовательных учреждений, готовящих специалистов  в области культуры. Попросту – о ликвидации (закрытии) ряда училищ… В Луганской области таких было четыре. И каждое – по-своему уникальное. Любое сокращение – это удар  по людям, по культуре, по будущему. Ведь речь-то – о молодежи. Голубович со товарищи пошли на хитрость. Из четырех создали одно училище искусств – с филиалами. В ходе реорганизации ни один преподаватель не лишился работы, и студенты спокойно продолжили обучение по выбранным специальностям. По сути, изменилась только вывеска. В Киеве этот искусный маневр тогда не раскусили. Может, не шибко вникали. Потом удалось убедить Кабмин Украины в необходимости открытия в Луганске Государственного института культуры и искусств. Это была победа.

…Когда у руля Украины стали «померанцевые» во главе с Ющенко, Михаил Голубович в качестве начальника управления культуры области власть устраивать перестал. Расставание с должностью Михаил Васильевич пережил спокойно.  За десять лет чиновником он так и не стал.

Михаила Голубовича нельзя назвать человеком, обделенным государственными званиями и людским признанием.  Даже звания народного артиста он был удостоен дважды – одно было присвоено Украиной, другое – ЛНР. И еще он – почетный гражданин Луганска. 

Конечно, есть   и несыгранное, и нереализованное, о чем Михаил Голубович сейчас очень жалеет. Жалеет, например, о том, что с ходу, не прочитав сценария, отказался сниматься в «Холодном лете 53-го» в роли главаря бандитов – слишком уж надоело ему в тот период «злодейское амплуа». Потом очень корил себя за эту досадную поспешность…

Жалеет и об остановленном в самом начале съемок проекте «Рыцарь Дикого поля» о кошевом атамане Запорожской Сечи Иване Калнышевском. Образ это могучего человека должен был воплотить на экране Михаил Голубович. Жаль, что не случилось.

- Был великолепный сценарий, который написал Владимир Савельев, - вспоминает Михаил Васильевич. - Уникален он тем, что в нем не было антагонизма между русским и украинским народом. Я впервые за постсоветские годы такой сценарий увидел. И русские, и украинцы были представлены очень достойно. Несмотря на некоторые моменты несогласия. Но ведь в семье всякое бывает…

Сначала на реализацию проекта банально не нашлось средств. А потом по политическим мотивам это и вовсе стало невозможно.

Сыграть Ивана Калнышевского Михаилу Голубовичу не пришлось, а вот Рыцарем Дикого поля актера с тех пор часто называют. А он и есть рыцарь, который, мечтая о торжестве здравомыслия, ненавидя войну, все же воюет на стороне разума и добра. Но не летальным, а духовным оружием. Конечно, ему нестерпимо больно от того, что случилось с его родиной, но, отвечая на вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?» - народный артист Украины и Л.НР Голубович вспоминает притчу о битве двух волков. Первый – это зло и ненависть. Второй – добро, правда и вера. Звучит в этой притче вопрос: «Какой волк победит?» И ответ: «Тот, которого ты кормишь»…

Я поняла, почему на волнующие всех журналистов вопросы об отношении к Украине, о войне и о том, кто победит, Михаил Голубович отвечает предельно лаконично: «Верю, что победит здравомыслие». Для того чтобы получить более развернутый ответ на этот вопрос, достаточно заглянуть в репертуарный лист театра на Оборонной и в любую страничку биографии его художественного руководителя. Он всю жизнь «кормит» доброго волка из старой притчи и вполне обоснованно надеется на его победу.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА

Золотой витязь, Луганский театр на Оборонной, форум искусств, Луганск