«Весенняя» коллегия педагогов Ставрополя: есть успехи, есть проблемы

Лариса Ракитянская
Елена Букша, Ставрополья, Минобр
Елена Букша

В Ставропольском Дворце детского творчества прошла «весенняя» коллегия комитета образования администрации Ставрополя. Традиционно такой форум педагогов подводит итоги работы образовательного комплекса в минувшем году и ставит задачи на будущее – такова уж «мера времени», где основной отрезок – учебный год.

Накануне события журналист «Вечерки» побеседовал с руководителем комитета образования администрации Ставрополя Еленой Букша.

Коротко – о главном

– Елена Петровна, какую оценку вы дали отрасли?

– Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что все поставленные задачи в основном выполнены. И хочется выразить благодарность лучшим лидерам образования 2013 года. За прошлый год ярких имен на педагогическом олимпе Ставрополя прибавилось, и они стали известны не только узкому кругу коллег, но и большому числу горожан – в том числе и благодаря публикациям в «Вечерке» материалов об учителях, воспитателях, наших конкурсах и их победителях.

– Что определило развитие дошкольного образования в прошлом году?

– Одним из приоритетных направлений деятельности комитета образования было наращивание темпов ликвидации очерёдности в дошкольные образовательные учреждения. В 2013 году для малышей города Ставрополя распахнули двери два великолепных новых дошкольных учреждения на 580 мест – это № 15 «Юсишка» в микрорайоне «Перспективный» и № 79 в густонаселенном Северо-Западном микрорайоне. Открылись новые группы в десяти детсадах, что дало Ставрополю еще 575 дополнительных мест. Так что поставленная Президентом России задача обеспеченности детей от 3 до 7 лет дошкольным образованием по итогам комплектования в 2013 году выполнена.

– Да, задача выполнена, но возникли другие вопросы, требующие решения. Какие?

–  Переукомплектованность групп, нехватка кадров и растущая очередность для детей возраста от 1 года до 3-х лет, которая на сегодня составляет 6954 человека. Планируемое строительство четырех детсадов в 2014 году позволит нам частично решить и эту проблему.

Школа – хозяйство большое

– На коллегиях всегда говорят о состоянии материально-технической базы школ. Не измените традиции и вы?

– Конечно! Обязательно скажу, что в прошлом году впервые в рамках модернизации системы общего образования в 12 образовательных учреждениях проводилась замена старых и ветхих оконных блоков на пластиковые. На сегодняшний день уже в 34 школах города Ставрополя (83 процента) установлены современные окна. В рамках противоаварийных мероприятий проведен комплекс работ в исторической части гимназии № 12 и школе № 6. В 2014 году эта работа будет продолжена. 

За счет средств бюджета города, несмотря на дефицит ассигнований, решаются проблемы усовершенствования материально-технической базы учреждений отрасли «Образование». Выполнен ремонт в 25 школах, 15 детских садах и 5 учреждениях дополнительного образования детей, в том числе в детском санаторно-оздоровительном центре «Лесная поляна». И тут я хочу искренне поблагодарить администрацию города Ставрополя в лице Андрея Хасановича Джатдоева и депутатов Ставропольской городской Думы.

Учеба – всего важнее! 

Спросила я Елену Петровну и о содержании образовательного процесса, и тут вновь звучало слово «впервые»:

– Не могу не отметить, что в 2013 году впервые проведена масштабная работа по обеспечению школьников учебниками. Более 72 млн рублей было затрачено на модернизацию учебного фонда школьных библиотек. И это позволило в текущем учебном году обеспечить учащихся учебниками по основным предметам.

Но, анализируя ситуацию с фондами школьных библиотек, необходимо обратить внимание на то, что заказ на 2014-2015 учебный год требует существенных финансовых затрат. При этом часть учебников остается невостребованной из-за изменения в выборе программы. И конечно, надо заботиться о сохранности учебников.

– Елена Петровна, успех педагогов измеряется главным показателем – полученными знаниями...

– Конечно! И тут нам тоже есть чем похвалиться. Самый высокий уровень качества знаний показали учащиеся общеобразовательных учреждений №№ 14, 1, 35, 24, 29, 8, 26, 7, 25, 32. Еще одним индикатором нашей работы являются успехи детей в олимпиадном движении. Несколько цифр: 2013 год: участники – 311, победители – 20, призёры – 74. Лидеры – гимназия № 25, лицей № 14, школа № 1, гимназия № 24, школа № 6. Сравним: 2012 год: участники – 298, победители – 17, призёры – 70.

Наибольшее количество победителей по таким предметам, как информатика и обществознание, а призёров – по информатике и английскому языку.

– Что скажете о ЕГЭ?

– Всем нам понятно, что результаты государственной итоговой аттестации школьников есть главный показатель работы каждого образовательного учреждения. Еще раз подчеркиваю, что наша основная задача в этом году – не снизить уровень качества. Обращаю особое внимание, что процедура экзамена должна быть организована безупречно и, что немаловажно, максимально комфортно для детей.

Растет зарплата

Конечно, я спросила Елену Петровну о заработной плате. Она ответила цифрами и фактами:

– В 2013 году средняя заработная плата работников дошкольных образовательных учреждений к концу года повысилась на 31 процент и достигла 19280 рублей при плановом показателе 17600), а педагогов дополнительного образования – 16859 при плановом показателе – 15831 рубль.

– И все же люди продолжают оставаться недовольными, жалуются, негодуют...

– Ответственно заявляю, что спорные вопросы, вспыхивающие в учительской среде по поводу зарплаты, зачастую связаны с непониманием учителями систем начисления заработной платы. Прежде всего, процедура распределения стимулирующих выплат не должна происходить в кулуарном и закрытом режиме.

Главный враг  коррупции – открытость

В короткой беседе с Еленой Петровной мы коснулись и самой острой темы – коррупции. Руководитель комитета образования администрации города убеждена: сфера образования, как никакая другая, максимально открыта для общества.

– В силу того, что к нашей сфере так или иначе причастен буквально каждый житель города, малейшие проблемы и просчёты тут же становятся предметом реагирования родителей и средств массовой информации, – сказала Е. П. Букша. – Все чаще применительно к школе и детсаду звучит слово «коррупция». Этого быть не должно!

Руководитель комитета уверена, что главный враг общественного зла – информационная открытость учреждений. Ее требуют и положения ФЗ «Об образовании в РФ». Главный документ настаивает, к примеру, что сайт образовательного учреждения должен отвечать определенным требованиям:

– Мониторинг показал, что часть сайтов дошкольных образовательных учреждений до сих пор размещена на бесплатных хостингах, этот факт делает их информационно уязвимыми. Кроме того, структура части сайтов не позволяет обеспечить доступность необходимой информации. Настоятельно рекомендую усовершенствовать модель сайтов образовательных учреждений.

– На весенней коллегии я впервые ставлю вопрос о коррупции в образовании, – продолжает Елена Петровна. – И прошу своих коллег уделить пристальное внимание антикоррупционной деятельности. Необходимо активизировать работу с родителями, чтобы изменить их отношение к участию в совершенствовании материально-технической базы наших учреждений. А для этого должна возрасти роль государственного и общественного управления в каждой школе и детском саду.

Образование, Букша, коррупция, школа, зарплата