Владимир Владимиров: «В детстве меня не взяли в музыкальную школу и тем самым не отбили интерес к музыке»

Ольга Метёлкина

Владимир Владимиров: «В детстве меня не взяли в музыкальную школу и тем самым не отбили  интерес к музыке»

Этот гость появился у нас в редакции благодаря доброму другу и автору «Вечернего Ставрополя» Василию Александровичу Скакуну. «Хотите познакомиться с настоящим гусляром и услышать, как он играет?» - поинтересовался он, и уже на следующий день пришёл вместе с музыкантом.

- Владимир Владимиров, - представился гость и засмущался, видя уже привычную реакцию на сочетание имени и фамилии. Тёзка нашего губернатора тоже имеет отношение к Ставрополю, правда не кавказскому, а волжскому, потому что живёт в Тольятти, в городе, который некогда назывался Ставрополь-на-Волге.

Владимиру потребовалось всего несколько минут, чтобы подготовиться к импровизированному концерту. Он появился перед слушателями в белой рубашке, расшитой славянской символикой, взял в руки инструмент, и зазвучала удивительная по красоте музыка...

Как рассказал музыкант, по образованию он историк. После окончания Самарского университета несколько лет преподавал, а в отпуске любил путешествовать по историческим и святым местам.

– В детстве меня не взяли в музыкальную школу, и я считаю, что тем самым не отбили интерес к музыке, - поделился Владимир. - Однажды, когда мне уже было 30 лет и я ходил по горам Кавказа к древним дольменам, у меня внутри вдруг зазвучала музыка. Тогда я задал вопрос: какой инструмент мне подойдёт? И пришел мысленный ответ - гусли. Через несколько месяцев я встретил в Москве Любовь Аркадьевну Басурманову — величайшего мастера игры на гуслях. Я услышал, как она поет, играет, и понял, что это моё. Любовь Аркадьевна показала, как настраивать гусли, как брать аккорды, ставить пальцы. Я заказал мастеру инструмент, начал сам сочинять музыку, подбирать песни, которые мне нравятся.

В репертуаре музыканта древние и современные песни о русских витязях, о Руси, о любви, лирические, веселые, детские. Со временем были сделаны студийные записи с симфоническим оркестром. К своим слушателям, обычно совершенно незнакомым людям, Владимир Юрьевич идёт с открытым сердцем и всегда получает ответный позитивный отклик. Как-то его пригласили выступить в колонии для несовершеннолетних. Прежде никакого опыта общения с такими ребятами у музыканта не было, но ему удалось своей музыкой задеть какие-то потаённые струны в их душах.

- Ребята слушали с таким трепетом, как меня никто нигде не слушал, - говорит Владимир.

Гастролями его поездки по стране назвать трудно. Это скорее странствия пилигрима в музыкальном сопровождении серебряных струн его гуслей. Географию передвижения музыканта по России можно отслеживать в интернете: фестиваль «Трезвая Россия», Грушинский фестиваль, выступления в Кургане, Красноярске, на Алтае, в Челябинской области, в малых и больших городах... «По возвращении в лагерь встретила гусляра, сидящего в беседке. Познакомились. Это Владимир Владимиров, который потом не один раз радовал нас игрой на гуслях и своим пением. Его маленькие концерты звучали божественно. Внутри всё замирало, а душа раскрывалась до неимоверных размеров», - пишет в своём интернет-дневнике о посещении загадочного Аркаима психолог Елена Барымова.

Так и получается, что концерты музыканта бывают только там, где его ждут, готовы слушать, куда приглашают друзья.

- Знакомимся на фестивалях, - поясняет Владимир Юрьевич. - Добрые, хорошие люди приглашают выступить у них в городе. Приезжаю к ним как к друзьям. Обходимся без гостиниц, живу в домашней уютной обстановке. А на концерты собирается публика, которая хочет слышать что-то красивое, душевное. В Ставрополе я побывал уже несколько раз. Здесь меня принимают с любовью. Друзья водили по историческим местам, много рассказывали о городе. Очень приятно находиться среди таких людей.

На этот раз Владимир Юрьевич побывал также в Светлограде. Василий Скакун не мог не познакомить своих земляков с творчеством удивительного музыканта. Кто-то наверняка впервые увидел гусли и услышал их живой звук. Инструмент поистине удивительный, обладающий мистическими свойствами. Неудивительно, что порой после выступления к музыканту подходят слушатели и говорят, что после концерта стали чувствовать себя лучше. Звукотерапия, не иначе...

Гусли – это один из самых древних русских инструментов, упоминавшийся ещё в византийских письменных источниках V века. Они были непременным спутником древних сказителей, странствовавших по Руси. По одной из версий, название инструмента связано с натянутой тетивой лука, которая в древности называлась «гусла». У разных народов есть «родственники» гуслей: греческая арфа, армянский канон, иранский сантур, финские кантеле.

Инструмент для Владимира Владимирова сделал московский мастер Владимир Боков. Как ни странно, в XXI веке интерес к гуслям и другим старинным народным инструментам активизировался. Люди тянутся к исконным традициям, хотят не только слушать живую музыку, но и по возможности её играть. Владимир Юрьевич говорит, что для него с гуслями открываются новые пласты истории, древней традиции, которая не описана в учебниках.

Из Ставрополя Владимир Владимиров отправился в Орёл, потом в Минск. Туда, где люди ждут его и хотят слушать живую музыку, которая помогает душе «раскрыться до неимоверных размеров».

Фото и видео Александра ГОЛОЛОБОВА.