Водителей, к которым нет претензий, - единицы

Наталья Ардалина

В минувшую пятницу многие горожане встретили утро на остановках общественного транспорта при большом скоплении людей, желающих уехать на работу. Но маршруток почему-то было в разы меньше, чем обычно

ГАИ проверяет ставропольских маршрутчиков
Александр ПлотниковГАИ проверяет ставропольских маршрутчиков

Объяснилось все просто: масштабный рейд проводит Госавтоинспекция совместно с министерством транспорта Ставропольского края, а недобросовестные перевозчики, которым есть чего бояться, попросту не выехали на линию.

Напомним, операция «Автобус — нелегальный перевозчик» проходит в крае с 10 по 30 апреля. Однако масштабный рейд именно по краевой столице начался в пятницу в 4 часа утра, когда на ключевые точки в Ставрополе собрались рабочие группы с инспекторами ГИБДД, сотрудниками минтранса и Ространснадзора. Места проведения проверок были определены очень грамотно: это площадки рядом с автовокзалами, традиционные парковки теневых перевозчиков, пункты отправления пассажирского транспорта, конечные остановки. И первые же остановленные водители очень быстро отзвонились своим коллегам с информацией о местах, в которых стоят посты. Соответственно, те из водителей, кто знает за собой нарушения, в этот день устроили себе выходной, а люди понапрасну стояли на остановках. Многие ставропольцы опоздали на работу, другие были вынуждены вызывать такси, чтобы добраться вовремя.

ГАИ проверяет ставропольских маршрутчиков
Александр ПлотниковГАИ проверяет ставропольских маршрутчиков

«Я 40 минут ждал маршрутку номер 8, - рассказывает Игорь В. - Когда она наконец приехала, в ней не было мест, и при этом водитель категорически отказался брать лишних пассажиров. Я, конечно, понимаю, что перевозить стоящих пассажиров нельзя, но нам-то что делать? Спросили у водителя, что случилось, почему нет транспорта, так он ответил, что сегодня на маршруте всего пять машин! Остальные не выехали, испугались штрафов: мол, штрафуют сегодня не только за нарушения правил дорожного движения, но вообще за все - отсутствие аптечки, огнетушителя, какие-то технические неисправности, переделку салона, например, за сиденья, установленные не так, как на заводе делают. Получается, что на этом маршруте всего пять исправных машин работает? Вот и подумаешь в следующий раз, как на них ездить...»

Аналогичная ситуация сложилась на большинстве городских маршрутов: 2, 9, 17, 21, 31, 46, 47, 59 и других. Ставропольцы активно обсуждали сложившуюся ситуацию в сообществе «Нетипичный Ставрополь» в сети «Вконтакте»:

Алексей Эл: «С утра стоял на остановке «Дом торговли», ждал 12 автобус (или маршрутку), за 45 минут прошли всего два, в которые было невозможно влезть, каким-то чудом втиснулся в третий... На остановке людей целая толпа была, кто-то с кем-то перед дверьми автобуса даже подраться успел. Хорошо, что предупредил коллег на работе, и моё 20-минутное опоздание не привело ни к каким последствиям)».

ГАИ проверяет ставропольских маршрутчиков
Александр ПлотниковГАИ проверяет ставропольских маршрутчиков

Кстати, немало добрых слов в этот день было сказано в адрес троллейбусов. Валентина С. написала: «На всех остановках толпы людей! Хорошо, хоть троллейбусы на маршрутах!» Ольга Д. подтвердила: «31-го ни одного не было, хорошо «тралики» хоть ползают».

На мой взгляд, именно по этой ситуации в большей степени можно оценить качество и законопослушность краевых перевозчиков. Кстати, по поведению водителей становилось сразу понятно, будет ли в отношении него составляться протокол: одни начинали нервничать и просили журналистов их не фотографировать, общение с инспекторами явно было им в тягость — и почти обязательно находилось какое-либо нарушение. Другие же улыбались, поздравляли с наступающими праздниками и, кажется, были рады вниманию прессы — вот, мол, в историю попаду! И, на удивление, у таких водителей в автомобиле все было исправно, документы в порядке, а в салоне чистенько и даже приятно пахнет. К сожалению, таких водителей оказалось крайне мало...

Кто-то скажет: «гаишники» придираются! Могу уверенно сказать — ни в коем случае! Все строго в рамках закона, исключительно вежливо и доброжелательно. Но что делать, если проверяешь водителя по базе, а у него в активе — десяток штрафов? «Да это не за «маршрутку», это я на личном автомобиле нарушил», - оправдывается водитель. Впрочем, если все штрафы оплачены, а в настоящий момент нарушений нет, то у сотрудника ГИБДД нет претензий к водителю. Но ведь такой стиль вождения опасен в принципе. Можно ли доверять жизнь пассажиров человеку, который регулярно нарушает ПДД, пусть и на личном транспорте?

Сами перевозчики тоже на многое жалуются. Вот, к примеру, Вячеслав - всего полторы недели, как водитель маршрутки номер 21. «И мне уже эта работа не нравится», - весело сообщает молодой человек. А почему? Да потому что машина не своя, старая, постоянно ломается. Пассажиры вечно чем-то недовольны, хотя водитель в салоне не курит, музыку громко не включает, старается поддерживать чистоту. Но ведь люди тоже разные попадаются, кто-то требует, чтобы остановили «прямо здесь» - и пассажиру наплевать, что по правилам дорожного движения в этом месте высаживать пассажиров строго запрещено, что водитель может за это поплатиться штрафом в 3 тысячи рублей. Кто-то очень тихо сообщил об остановке, проехали мимо — виноват водитель. Кто-то, наоборот, шумно себя ведет в салоне, мешает другим пассажирам — виноват снова водитель. Иногда коллеги собирают весь пассажиропоток, день выходит «пустой», а хозяину нужно установленную сумму отдать... в общем, кому сегодня «сладко» живется?

ГАИ проверяет ставропольских маршрутчиков
Александр ПлотниковГАИ проверяет ставропольских маршрутчиков

Рейд продолжился и в понедельник, всего за три часа на девяти точках в краевой столице было составлено около сотни административных материалов. Как выяснилось, чаще всего водители выезжают в рейс на технически неисправном автомобиле, причем с такими неисправностями, при которых эксплуатация транспортного средства вообще запрещена. Также немало автомобилей, которые водители переделывают якобы для удобства пассажиров. Это могут быть переставленные кресла, снятые или, наоборот, поставленные дополнительно поручни. И никто не задумывается, что в случае аварии лишняя или неправильно установленная деталь конструкции может стать причиной травмы пассажира.

«У 15 автобусов и маршруток имелись несанкционированные технические изменения в конструкции, при которых перевозка пассажиров запрещена, - прокомментировал первые итоги заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю Евгений Синицын. - В отношении 35 должностных лиц были составлены материалы по статье 21.31 часть 2 КоАП РФ - выпуск на линию транспортного средства, имеющего неисправности, с которыми запрещена эксплуатация, или переоборудованного без соответствующего разрешения. Это влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере от пяти тысяч до восьми тысяч рублей».

Был составлен материал и в отношении юридического лица за выпуск на линию транспортного средства, не зарегистрированного в установленном порядке или не прошедшего государственный технический осмотр. Компании грозит штраф в размере 50 тысяч рублей.

А один из автобусов, например, вообще выехал на маршрут с неисправным рулевым управлением. Автобус на эвакуаторе отвезли к месту ремонта. К каким последствиям это могло привести, если бы инспекторы не сняли его с рейса, можно только предполагать... И это уже не административная, а уголовная ответственность.

«По факту в отношении юридического лица был собран материал по признакам статьи 238 УК РФ - оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей, - отметили в краевой Госавтоинспекции. - Наказание предусматривает денежный штраф, принудительные работы либо лишение свободы на срок до 2 лет».

Всего же за время операции «Автобус — нелегальный перевозчик» уже около сотни пассажирских транспортных средств были сняты с линии и вернулись в автопарк для устранения технических неисправностей. Должностным лицам выдали предписания, дали время на ремонт. Если в отведенные сроки неисправность не будет устранена, будет подниматься уже более серьезный вопрос - об аннулировании лицензии перевозчика.

Подобные рейды сейчас проходят не только в населенных пунктах края, но и на трассах, особое внимание рабочие группы уделяют междугороднему и международному автотранспорту. Госавтоинспекция края в очередной раз предупреждает: пользоваться услугами нелегальных перевозчиков может быть опасно для жизни и здоровья!

общественный транспорт, ГАИ, маршрутки, рейд