Водка – в подарок. Что бы это значило?

Лариса Денежная

К стимулирующим продажам мы уже привыкли. Никого не удивит реклама типа «при покупке стиральной машины – получи в подарок микроволновку!». Но вот одна гастрономическая «подарочная» акция своей «щедростью» всколыхнула Интернет. А все потому, что на фоне объявленной в стране войны с алкоголизмом в одной торговой сети Невинномысска одаривали покупателей водкой. В качестве поощрения.

Как следует из распространенного Региональным центром общественных связей пресс-релиза, за одну купленную бутылку водки стоимостью 89 рублей по акции «1+1» магазин выдавал вторую бесплатно. Таким образом, пол-литра «огненной» обходилось всего в 44,5 рубля, то есть дешевле установленной минимальной цены. А таковая с 1 января 2010 года составила для розничной продажи 89 рублей.

Форум усмотрел в проведении этой акции нарушение концепции борьбы с алкоголизацией населения. «Главная цель – сделать алкоголь менее доступным для населения. А получается, что бутылка водки становится по цене равной пиву. Так с чем мы боремся?» - отреагировала Интернет-среда.

Как сообщил Региональный центр общественных связей, ни в Роспотребнадзоре, ни в Обществе защиты прав потребителей информацией об акции не заинтересовались. Специалисты этих ведомств пояснили, что цена на водку соответствует разрешенной законом минимальной цене. Вторая бутылка в подарок – так это «добрая воля продавца». Между тем в других регионах России, как подчеркивается в пресс-релизе, контролирующие органы ведут себя решительней. Схему «купи бутылку – получи вторую бесплатно» рассматривают как притворную сделку (то есть когда ее совершают с целью прикрыть другую сделку – ст. 170 ГК РФ) и привлекают продавцов к административной ответственности. Штрафные санкции – в размере 100 тысяч рублей на юридические лица, до 50 тысяч – на руководителей торговых точек.

Что по этому поводу думают законодатели и представители торговли?

Олег Сидоренко, заместитель председателя комитета по промышленности, энергетике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы края:

– По поручению Президента Правительством России был разработан целый ряд антиалкогольных мер. В частности, с 1 января 2010 г. введена минимальная розничная цена на водку за 0,5 литра - 89 рублей. Эта цена сформирована с учетом себестоимости продукции, затрат на упаковку, транспортировку и пр., а также уплаты акциза вместе с НДС. Только последний составляет в пределах 50 рублей. Поэтому ниже минимально установленной цены бутылка водки стоить никак не может. В убыток себе ни производители, ни продавцы работать не будут. Поэтому можно предположить, что с «подарочной» водки не уплачен акциз. А значит, она произведена нелегально. Возможно, магазин распродает и прошлогодние остатки продукции.

Нынешняя ограничительная мера была введена для противодействия реализации нелегального спиртного и усиления контроля за производством и оборотом алкогольной продукции. До 2010 года минимальная цена на водку не фиксировалась, поэтому в стране, в том числе и в крае, контрафакт продавался по «смешной» цене — 20 с небольшим и 35 рублей.

Говорят, что на каждый законный акт можно найти обходные пути. Представители теневого бизнеса придумывают дополнительные «ноги», чтобы вывести свою продукцию из подполья. Поэтому фискальные органы должны проводить соответствующую работу по выявлению контрафакта. Не мешало бы проверить документы на водку, реализуемую по акции «1 + 1». А вообще, крупные магазины в подобные игры не играют. Этим грешат небольшие магазинчики «прилавочного» типа.

Денис Запорожец, руководитель отдела маркетинга регионального распределительного центра «Меркурий»:

– Подобные акции практикуются в торговле. Обычно их проводят в том случае, когда залежались какие-то товары и нужно их быстро реализовать, чтобы вернуть деньги. Такое может быть и в этой ситуации, о которой идет речь. То есть продаются старые запасы. Конечно, смущает цена. Не исключено, что «подарочная» водка - «левая». Дешевизной страдает контрафактная продукция, с которой не уплачены налоги. Были случаи, когда мы проводили собственное расследование по поводу происхождения водки торговых марок производителей, дистрибьютерами которых мы являемся, с непонятной ценой и странными акцизными марками. Так вот следы контрафакта вели в северокавказские республики — Осетию, Кабардино-Балкарию и др. Я бы посоветовал покупателям приобретать спиртные напитки проверенных брендов и в проверенных магазинах.