Водоканал. Стратегия цивилизованности

В последние несколько месяцев жители города Ставрополя стали свидетелями дискуссий, развернувшихся по поводу взаимоотношений МУП «Водоканал» города Ставрополя с управляющими организациями, обслуживающими многоквартирные жилые дома города. Спорных вопросов было затронуто много. Это, в первую очередь, вопросы установки общедомовых приборов учета воды и порядок расчета по показаниям этих приборов, включая распределение потребленной воды в доме между всеми квартирами. Это и вопросы правомерности снятия (демонтажа) общедомовых приборов учета воды, конкретизации функций управляющих организаций по управлению домами и пр. Горожане хотят знать ответы на обсуждаемые вопросы. Для того чтобы разобраться в сложившейся ситуации, необходимо понимание юридических основ деятельности МУП «Водоканал» по снабжению водой многоквартирных домов, управляющих организаций, а также понимание прав и обязанностей самих граждан, вовлеченных во всеобщий процесс управления многоквартирными домами. Вопросы порядка предоставления коммунальных услуг волнуют не только жителей нашего города и края, они имеют место на всей территории Российской Федерации — и в городах, и в селах.

В настоящей статье МУП «Водоканал» предлагает горожанам ознакомиться с тем, как разрешаются эти вопросы законодательством Российской Федерации, а также органами государственной власти, призванными обеспечивать в стране единообразное понимание законов и иных правовых нормативных актов.

О расчетах за потребленную воду по показаниям общедомового прибора учета воды

Этот вопрос на данный момент является наиболее злободневным. Ведь многие квартировладельцы купили и установили за свой счет в своих квартирах индивидуальные приборы учета воды (водомеры) в надежде на то, что оплачивать за потребленную воду они будут по показаниям только этих приборов учета. Всё очень просто – сколько потребил воды в квартире, за этот объем и заплатил.

Но законодатель видит эту проблему иначе. Разрабатывая порядок учета объемов потребленной гражданами воды и, соответственно, порядок оплаты за эти потребленные объемы, законодатель (в данном случае это — Государственная Дума РФ либо Правительство РФ) исходил из того, что поставку питьевой воды до многоквартирного дома осуществляют так называемые ресурсоснабжающие организации (в нашем городе это МУП «Водоканал»). МУП «Водоканал» как продавец воды должен получить оплату за то количество воды, которое подано в дом. Ни больше ни меньше. Но как измерить этот объем воды, который поступил в дом? Вот для этого существуют коллективные (общедомовые) приборы учета воды. В Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006г. №307 установлено, что «коллективный (общедомовый) прибор учета – средство измерения, используемое для определения объемов (количества) коммунальных ресурсов, поданных в многоквартирный дом».

Если же рассчитывать объем поданной в дом воды по показаниям только индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах, то желаемый результат точного измерения объемов поданной воды не будет достигнут. Почему? Да потому, что, как правило, не во всех квартирах одного дома установлены индивидуальные приборы учета. Для квартир, не имеющих таких приборов учета, расчет оплаты за потребленную воду производится исходя из нормативов водопотребления, утвержденных главой города. Норматив водопотребления – единица условная, на самом деле она не отражает точного объема воды, потребленного той или иной квартирой. Кто-то потребляет воду в объемах, превышающих норматив, кто-то наоборот. Вот поэтому в целях точного определения объёмов поступившей в многоквартирный дом воды наше государство и практически все муниципальные образования разработали программы оснащения всех многоквартирных домов общедомовыми приборами учета. Такая программа действует и в г. Ставрополе.

Статьей 157 Жилищного кодекса РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Вот так. Либо по приборам учета, либо по нормативам.

Некоторые управляющие организации привлекают внимание граждан к содержанию пункта 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам №307, в котором записано: «При наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета расчет платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета», и при этом разъясняют, что если в доме не установлен общедомовый прибор учета воды, то граждане имеют право производить оплату только по показаниям своих индивидуальных приборов учета воды, установленных в квартирах.

Данное мнение является ошибочным применительно к отношениям МУП «Водоканал» и потребителей воды – квартиро­владельцев.
Здесь уместно привести мнение по этому вопросу Верховного суда РФ. Так, в одном из своих решений от 06.03.2008 г. Верховный суд Российской Федерации разъяснил, что Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за потребленную холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, газ и тепловую энергию, а также водоотведение определяется исходя из нормативов потребления, а так называемые общедомовые затраты могут быть учтены исходя из показаний общедомовых приборов учета. Поэтому оплата по индивидуальным приборам учета при отсутствии общедомовых приборов учета не учитывает общедомовые затраты.

А вот, например, Высший Арбитражный суд Российской Федерации в своем Определении от 29.12.2008 г. разъяснил, что расчеты с применением показаний только индивидуальных приборов учета лишают смысла установки общедомового прибора учета, по показаниям которого должны производиться расчеты.
Конечно же, с нашей точки зрения, указанные суды рассудили вполне логично, поскольку в соответствии со статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник квартиры несет бремя содержания своей квартиры и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме. Питьевая вода тоже расходуется на содержание общего имущества (полив газонов, уборка площадок и т.п.), а также и теряется внутри дома, даже не доходя до квартир (утечки труб в подвалах, аварии и пр.).

Положение о том, что внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения входят в состав общего имущества многоквартирного дома установлено Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме от 13.08.2006 г. № 491.

В данной связи небезынтересен опыт европейских стран по поводу применения индивидуальных приборов учета воды, установленных в квартирах. В Европе эти счетчики выполняют функцию всего лишь распределителей объемов потребленной воды, а их показания рассматриваются как доли водопотребления в системе водопотребления всего дома. Это означает, что квартирные водосчетчики подчиняются законам распределения, поэтому все утечки на пути от общедомового прибора учета воды до индивидуальных (квартирных) приборов учета, а также возникающая разница за счет погрешностей распределяются между всеми жильцами в соответствии с их долей владения общей собственностью.

Подобная система действует и у нас в России. Другое дело, что в европейских странах сами граждане более взвешенно подходят к вопросам энергосбережения (водосбережения, теплосбережения и т.д.). Для того чтобы меньше оплачивать за коммунальные услуги и чтобы эффективнее контролировать расход воды, тепла и других ресурсов в домах, жители европейских стран создали огромное количество ТСЖ – товариществ собственников жилья.

Как уже было сказано, в России также действует подобная система распределения общего объё­ма воды между жильцами, которая применяется в том случае, если появляется разница между показаниями общедомового прибора учета воды и суммой показаний приборов учёта воды всех квартир в доме (или нормативов потребления в тех квартирах, где приборы учета не установлены). Порядок распределения этой разницы установлен указанными Правилами № 307. Перераспределение разницы осуществляется по принципу: чем меньше воды потребил — тем меньший объём разницы на тебя доначислили. Но есть граждане, не согласные даже с таким наиболее справедливым перераспределением объемов потребленной воды, вследствие чего некоторые многоквартирные дома принимали решение о снятии общедомовых приборов учета.

Скажем прямо, судебные органы пришли к выводу, что подобные решения о снятии общедомовых приборов учета являются незаконными, т.к. противоречат статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ведь законодатель в обязательном порядке установил обязанность осуществлять расчеты за потребленные коммунальные услуги исходя из показаний приборов учета, а только при их отсутствии – исходя из нормативов потребления.

О тарифах

Иногда в средствах массовой информации распространяются утверждения, что в состав тарифа на питьевую воду включены потери во внутридомовых сетях, поэтому жильцы дома не обязаны эти потери оплачивать. Такие утверждения являются неверными и высказываются лицами, которые, очевидно, не разбираются в вопросах формирования и расчета тарифов. МУП «Водоканал» поставляет питьевую воду в дома до определенной границы, за чертой которой эксплуатационную ответственность осуществляют уже либо сами граждане – потребители, либо ТСЖ, ЖСК, либо Управляющие организации. Это зависит от способа управления домом, выбранного жильцами. Для многоквартирных домов такой границей является внешняя граница стены дома либо место соединения общедомового прибора учета воды с водопроводной сетью, входящей в дом, либо другое место, определенное по соглашению между МУП «Водоканал» и потребителями. Такой порядок установления указанных границ определен пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от 13.08.2006 г. № 491.

Таким образом, получается, что само предприятие «Водоканал» не несет потери во внутридомовых сетях, так как эти сети расположены за пределами его эксплуатационной ответственности. В этом случае потери, если они есть, ложатся бременем на тех лиц, которым принадлежат внутридомовые сети.

Соответственно, и в тарифах эти потери не предусматриваются. Условно говоря, МУП «Водоканал» не отвечает за то, сколько кубометров воды утекло впустую внутри дома, ведь МУП «Водоканал» должно получить оплату за воду ровно столько, сколько оно подало в дом. Поэтому борьба с потерями воды внутри дома, в его местах общего пользования – это первоочередная задача жильцов дома. Помните, ещё В. И. Ленин говорил: «Социализм – это прежде всего учёт!»? Вот к какому порядку должны стремиться граждане в каждом отдельно взятом многоквартирном доме, потому что в этой проблеме данный тезис как никогда к месту.

Кто и кому должен предоставлять коммунальные   услуги?

До настоящего времени в г. Ставрополе отсутствует нормальная система взаимоотношений потребителей коммунальных услуг и лиц, которые должны эти услуги предоставлять. И это при том, что законодательством Российской Федерации такая система разработана и успешно реализуется в других регионах Российской Федерации. Попытаемся разобраться, в чем дело.
Существуют два основных нормативных правовых акта, которые регулируют отношения в сфере предоставления коммунальных услуг гражданам. Это – Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. №188-ФЗ и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307.
Жилищный кодекс содержит общие обязательные положения о размере платы за коммунальные услуги, порядке её внесения гражданами, о способах управления многоквартирными домами, о договоре управления этими домами и т.д. А Правила № 307 содержат довольно большое количество юридических норм, которые подробно определяют отношения между потребителями (гражданами) и лицами, которые предоставляют гражданам коммунальные услуги. Действие указанных Правил распространяется на отношения между исполнителями коммунальных услуг (управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными и жилищными кооперативами) и потребителями коммунальных услуг (собственниками помещений в многоквартирном доме). Эти Правила не распространяются на отношения между МУП «Водоканал» и потребителями, так как МУП «Водоканал» является продавцом воды, а не исполнителем коммунальных услуг.

Правилами № 307 установлено, что исполнителем коммунальных услуг является лицо, предоставляющее коммунальные услуги и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.

Статьёй 161 Жилищного кодекса установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление в доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.

В данном случае нас интересует третий из перечисленных способов управления домом - это управление управляющей организацией, поскольку масса вопросов возникает именно по поводу взаимоотношений между МУП «Водоканал» — управляющие организации – граждане-потребители.
Итак, жильцы многоквартирного дома выбрали управление управляющей организацией (другой вариант – Управляющая организация назначена администрацией города, в случае если жильцы не выбрали способ управления домом). Управляющая организация известна. После этого Управляющая организация и собственники квартир (помещений) в доме должны заключить между собой письменный договор управления многоквартирным домом. Так предписывает Жилищный кодекс. Для чего должен заключаться такой договор? По данному договору Управляющая организация должна обязаться перед жильцами за плату оказывать им услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, а также предоставлять коммунальные услуги (ст. 162 Жилищного кодекса).

На сегодняшний день многие управляющие организации заключили договоры управления с собственниками квартир. Но в нарушение ст. 162 Жилищного кодекса они не взяли на себя обязательства по предоставлению жильцам коммунальных услуг. Попросту говоря, отказались предоставлять гражданам коммунальные услуги. А что такое коммунальные услуги? Это, согласно п. 3 Правил № 307, деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Почему же управляющие организации отказываются предоставлять гражданам коммунальные услуги, в нашем случае предоставлять услуги по водоснабжению? Управляющие организации нашли на этот вопрос простой ответ. Они объясняют это тем, что им невыгодно это делать.

На наш взгляд, это неверная позиция, которая противоречит положениям Жилищного кодекса. Ведь управляющие организации должны вести свой бизнес таким образом, чтобы деятельность по предоставлению коммунальных услуг не казалась им чем-то обременительным, неудобоваримым. Для этого законодатель предоставил им все возможности.
Поэтому и стали возникать проблемы с перерасходом воды внутри домов, поскольку управляющие организации самовольно освободили себя от функции исполнителей коммунальных услуг, тем самым самоустранились от контроля за учетом воды, за состоянием внутриквартирного сантехнического оборудования и индивидуальных приборов учёта, от ответственности за утечки и т.д.

В связи с этим существует интересная судебная практика. Так, в одном из своих постановлений от 29.12.2008 г. Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа разъяснил, что признаком статуса исполнителя (управляющей организации) является ответственность одного лица и за подачу в жилое помещение коммунальных ресурсов (т. е. воды, тепла и пр.), и одновременно за обслуживание внутридомовых инженерных сетей, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги. В отношении ресурсоснабжающей организации, подающей ресурсы (например, воду), управляющая организация является абонентом, непосредственно приобретающим права и обязанности по договору.

Это ещё и ответ на вопрос, могут ли управляющие организации быть абонентами МУП «Водоканал» (то есть стороной по договору на отпуск питьевой воды и приём сточных вод)? Конечно, могут и обязаны ими быть. И не стоит, наверное, прикрываться рассуждениями о том, что управляющая организация не может быть абонентом МУП «Водоканал» только лишь по той причине, что воду потребляет дом, а не управляющая организация.

Как видим, существуют нормальные и законные возможности для деятельности управляющих организаций в сфере предоставления коммунальных услуг.
В связи с этим возникает вопрос: если управляющая организация в нарушение статьи 162 Жилищного кодекса РФ отказалась от обязанности предоставления гражданам коммунальных услуг, в частности, от водоснабжения квартир, то имеет ли в этом случае эта организация статус управляющей?

Нет, не имеет. Поэтому её деятельность по управлению домом в этом случае – это просто фикция.

Какой способ управления домами лучше?

Многие граждане обращаются с таким вопросом в МУП «Водоканал». На основании уже наработанной практики мы склонны считать, что более надежным и дешёвым способом с точки зрения экономии бюджета семьи является товарищество собственников жилья (ТСЖ). ТСЖ – это организация, имеющая руководителя, правление, с жесткой дисциплиной исполнения своих обязанностей членами ТСЖ. В ТСЖ всё подчинено двоякой цели – надлежащее содержание дома и экономия денежных средств жильцов. Цивилизованный мир живет по этим принципам.