Воспитание – в радость. Будьте родителем!

Валерий Манин

 

Завершается второй этап Всероссийской акции «Читают все!», организованной газетой «Книжное обозрение» совместно с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям РФ.

Напоминаем нашим читателям, что «Вечерка» тоже принимает в ней участие публикацией рецензий на популярные книги, которые, может быть, еще не знакомы широкой читательской аудитории.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию рецензию на большую книгу «Современный ребенок: энциклопедия взаимопонимания», выпущенную Фондом научных исследований «Прагматика культуры» в этом году.

Когда мне попал в руки этот огромный фолиант «Современный ребенок: энциклопедия взаимопонимания», вдруг стало страшно – можно ли внимательно осилить 635 страниц текста за недельку, да еще оказаться внимательным, вдумчивым – ответственным – читателем? Решила: нельзя, и схитрила. Открыла оглавление, нашла те главы, которые особенно интересуют меня, маму третьеклассника. «Как развивать умственные способности детей?» ­ вопрос, волнующий многих родителей, не только тех, чьи чада в начальной школе учатся. Вот и в энциклопедии есть целая одноименная глава. Только ответа – прямого – на этот вопрос мы не находим. Сразу же погружаемся в изучение мифов и предрассудков, относящихся к этой теме. Оказывается, то, что в мире нет неспособных детей, – миф. Другой наш предрассудок – то, что одаренность дается от природы, что одаренные дети всегда хорошо учатся и так далее…

Все эти родительские благоглупости по порядку, по полочкам раскладывают­расписывают авторы энциклопедии, и читатель получает не просто рецепты, а системные знания в области педагогики. Очень важно, что они даются не наукообразно (чего я и боялась!), а с примерами из практики. И вот уже прописные истины, которые, кажется, мамы и папы чувствуют на уровне интуиции, облекаются в простые слова: оказывается, что главным условием развития способностей у младших школьников является …радость и удовольствие от самого процесса интеллектуальной деятельности. А как дать малышу такую радость – тут уж должна «включаться» вся ваша фантазия. Чтобы легче было придумывать, есть умные примеры, в которые можно вносить собственные коррективы.

Успех ваших воспитательных экспериментов тоже можно по энциклопедии проверить: в каждом разделе даются тесты для родителей – довольно простые. На них не надо жалеть времени – 15 ­ 20 минут с карандашом в руках будет вполне достаточно, чтобы оценить собственный воспитательный талант.

С проблемами современного воспитания родители сталкиваются на каждом шагу: чуть ли не каждый день надо решать домашние дилеммы типа «телевизор и ребенок», «компьютер и ребенок», «деньги и ребенок», «секс и ребенок», «детская инициатива» и «детский эгоизм». В общем, верно написано в аннотации к энциклопедии: «…из этой книги вам не удастся узнать о том, как вырастить из своего чада гения, или как заставить его беспрекословно слушаться». Можно процитировать и далекий внутренний текст книги, со страницы 391. Мне кажется, эта ключевая мысль может относиться к любому детскому возрасту: «Общаясь с ребенком, делайте только одно: общайтесь с ним, будьте с ним, присутствуйте в его жизни. Здесь тонкость. Не надо навязывать ребенку свое общество: играет сам – отлично. Не надо, если ребенок строит дом­башню, предлагать ему почитать. Но если он попросил почитать – почитайте сразу, если можете, если не можете, объясните, после каких собственных действий вы ему почитаете, и сдержите слово: «Сейчас домою посуду и почитаю». Сосредоточьтесь на этом общении и взаимодействии, слушайте своего ребенка внимательно, смотрите ему в глаза, старайтесь понимать его в каждый момент вашего совместного времяпрепровождения, удовлетворяйте его потребности по возможности сразу и щедро. Это очень много и нелегко. Но в то время, пусть небольшое, отдавайтесь своему ребенку всецело, будьте родителем!»…

В конце последнего предложения стоит точка, а я намеренно поставила восклицательный знак. Потому что это предложение – по своей сути – призыв к нам, вечно занятым современным родителям, которых современный ребенок любит ничуть не меньше, чем в Древней Руси…

Лариса РАКИТЯНСКАЯ.