«Воздушная» служба экстренного реагирования
Лариса ДенежнаяВ крае развивается санитарная авиация
региональный проект
С некоторых пор в небе над Ставрополем и районами края можно наблюдать вертолет с непривычной ярко-желтой раскраской. При снижении виден и знак его отличия – красный крест, выдающий принадлежность экипажа к медицине. На Ставрополье борт впервые поднялся в небо 1 сентября, тем самым возвестив о возрождении санитарной авиации в крае. Появление «воздушной» медицинской службы стало возможным благодаря региональному проекту «Развитие первичной медико-санитарной помощи» нацпроекта «Здравоохранение» – составной части большого федерального проекта с одноименным названием. Возрождение санитарной авиации – одно из приоритетных его направлений, призванное обеспечить доступность и своевременность оказания медицинской помощи. На 2020 год в рамках регпроекта предусмотрено выделение 45 млн рублей на обеспечение закупки авиационных услуг и создание необходимой инфраструктуры.
Немного истории
В советское время авиапарк службы санитарной авиации представляли и вертолеты, и самолеты. Они были в каждом областном или краевом центре. В 90-е годы, когда обязательство по финансированию санитарной авиации было переложено с федеральных органов на региональные, содержание «крылатой» техники стало очень затратным. Что говорить о медицинских бортах, если гражданские тогда испытывали дефицит авиатоплива. Помню, была очень удивлена, когда при подготовке материала о работе санавиации в нашем крае руководитель этой службы сообщил, что врачи выезжают в районы на санитарном автотранспорте. В общем, ни о какой «экстренности» в то время не было речи. А от былого предназначения службы осталось одно название.
Этим воспоминанием я и поделилась с заместителем главного врача больницы скорой медицинской помощи г. Ставрополя Зурабом Лобжанидзе, куратором возрожденной службы санавиации в нашем крае. Поэтому и первый вопрос, адресованной ему, был о наличии авиапарка, особенностях сегодняшней «воздушной» медицины.
Как рассказал Зураб Борисович, работа службы построена сейчас по другому принципу. Раньше «профильные» специалисты санавиации выезжали в районы для проведения консультации. Это была плановая работа. Сегодня главная функция санавиации – экстренная доставка пациентов в лечебные учреждения, располагающие высоко-квалифицированными кадрами и современным медицинским оборудованием. Тех, кому требуется высокотехнологичная медицинская помощь в условиях лечебных учреждений краевого центра – с сочетанными травмами, полученными в ДТП, тяжелыми патологиями сердца и сосудов, другими серьезными проблемами. На борту санитарного вертолета посменно работают четыре медицинские бригады, сформированные на базе взрослой и детской краевых клинических больниц, перинатального центра и городской больницы скорой медицинской помощи в Ставрополе.
В России «воздушная» медицинская служба начала возрождаться с 2016 года. Сначала в рамках приоритетного проекта по санитарной авиации для оказания экстренной медицинской помощи в труднодоступных территориях, которыми были признаны 34 региона. В стране была создана Национальная служба санитарной авиации – единственный исполнитель медицинских авиауслуг для государственных нужд. После того как развитие санавиации стало частью нацпроекта «Здравоохранение», санавиация стала возрождаться во многих регионах России, в том числе на Ставрополье.
На организацию вызова санавиации уходит 10 – 15 минут
В распоряжении регионов появились современные санитарные вертолеты отечественного производства «Ансат» и Ми-8 с медицинским модулем. Первый – тот самый ярко-желтый борт, замеченный во многих районах края. Компактный, легкий. Вполне соответствующий своему названию – «ансат» в переводе с татарского (выпускается на казанском заводе) означает «простой, несложный». Но при этом миссия у него – очень ответственная.
Возрождению службы в крае предшествовала большая подготовительная работа. Краевым минздравом была разработана стратегия развития санитарной авиации на период до 2024 года, просчитана потребность в оказании этого вида экстренной медпомощи, определены площадки для взлета-посадки вертолета, ответственные лица, занимающиеся эвакуацией.
При содействии ведомства создана диспетчерская служба санавиации, организовано взаимодействие с медицинскими учреждениями районов и выработан алгоритм действий выездных бригад.
«Мы детально обсудили с нач-медами, заведующими реанимационными отделениями все моменты, связанные с подготовкой пациентов и необходимых медицинских документов к санитарной эвакуации, и то, как этот процесс должен проходить. И если раньше на организацию вызова борта уходило часа полтора, то сегодня – 10 – 15 минут», – рассказал Зураб Лобжанидзе.
Конечно, пандемия коронавируса внесла коррективы в планы по развитию нового направления экстренной медицины. И в первую очередь по подготовке выездных бригад на базе учебного центра Национальной службы санитарной авиации. Взаимодействие с НССА идет в дистанционном режиме и во время визитов его сотрудников на Ставрополье. Под их патронажем состоялся и первый совместный полет по эвакуации из г. Пятигорска пострадавшего, упавшего с высоты. За непродолжительный период работы санавиации – всего-то два с половиной месяца – был накоплен собственный бесценный опыт транспортировки пациентов. На счету новой службы – десятки спасенных жизней.
Санитарные вертолеты – «реанимация» на крыльях
Санитарный «Ансат» – настоящая воздушная скорая помощь. Он позволяет не только перевозить пациентов, но и выполнять мониторинг состояния человека, поддерживать жизненно важные функции его организма. В случае необходимости проводить интенсивную терапию в объеме специализированной медицинской помощи. Эти вертолеты оборудуются системой искусственной вентиляции легких, дефибриллятором, теле-ЭКГ, инфузоматом для капельного введения лекарства. На борту – необходимый запас медикаментов. А эвакуировать на нем можно не только взрослых, но и детей – в салоне есть кювез для новорожденных. Один из первых полетов санавиации был на Кавминводы, где во время ДТП пострадала семья из пяти человек. Погиб отец, получили травмы мать и трое детей, младшему из них – шесть месяцев. Если бы не санавиация, неизвестно, какие последствия были бы для пострадавших. Двоих детей отправили в Ставрополь вертолетом, одного ребенка – реанимобилем.
– Сейчас мы выполняем межбольничную транспортировку, – говорит заведующий выездной медицинской бригадой больницы скорой помощи г. Ставрополя Георгий Навроцкий. – На всех этапах эвакуации продолжается поддержание жизненно важных функций – на каталке, в реанимобиле и вертолете. Время пребывания пострадавших в пути играет важную роль. Там, где раньше уходило на доставку пациента три часа, сейчас – тридцать минут. Санавиация помогает снизить и риски осложнений, связанные с транспортировкой. Чем меньше времени пациенты находятся в пути, тем быстрее начнутся мероприятия интенсивной терапии. Это очень важно, особенно для людей, пострадавших в ДТП. Санавиация обеспечивает не только быструю, но и бережную транспортировку.
Георгий Алексеевич рассказал, что некоторые пациенты, нуждающиеся в экстренной помощи, попадают сразу на операционный стол. Возможности сельских медучреждений в диагностике и лечении ограниченные. В их больнице пострадавшего осматривает бригада врачей – хирург, нейрохирург, травматолог. При необходимости проводится диагностика на высокотехнологичном оборудовании, которым не располагают районы.
За два с половиной месяца «Ансат» вылетал в два десятка территорий края, обслуживая по два, а иногда и три вызова в день. Санитарный авиаборт выполнил более пятидесяти эвакуаций, при том что на весь 2020 год, согласно региональному проекту, было запланировано таковых более ста. И если в сентябре выездные бригады обслужили одиннадцать вызовов, то в октябре – более тридцати.
Чаще всего медицинские бригады санавиации привлекались для перевозки пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, с тяжелыми травмами. Эвакуировали новорожденных. Одного малыша с тяжелыми пороками развития сердечно-сосудистой системы доставили в федеральную клинику Астрахани для оперативного лечения. Экстренная доставка потребовалась детям с тяжелой электротравмой, а также хирургической патологией. Были доставлены по небу пациенты с хронической почечной недостаточностью для экстренного гемодиализа и другими серьезными проблемами, требующими помощи краевых специалистов на современном оборудовании.
– Потенциал санитарной авиации мы используем в полной мере. Тем более что вертолет может совершать взлеты и посадки даже в полевых условиях. Это позволяет сократить время эвакуации. В скором времени на территории больницы скорой медицинской помощи Ставрополя будет построена вертолетная площадка, отвечающая всем необходимым требованиям, с хорошим покрытием, сигнальными огнями. Проводится интеграция диспетчерских служб скорой медпомощи и санитарной авиации. Таким образом, мы обеспечиваем доступность своевременной медицинской помощи экстренным пациентам во всех территориях Ставрополья, – говорит первый заместитель министра здравоохранения Ставропольского края Юрий Литвинов.
С завершением строительства вертолетной площадки, как отметил З. Лобжанидзе, санитарный борт будет приземляться прямо на территории больницы и сможет вылетать в любое время суток, а также непосредственно на место ДТП. Сейчас «Ансат» садится в аэропорту, и отсюда пациенты доставляются в стационар реанимобилем.
Ежегодно количество эвакуированных пациентов по линии санавиации будет увеличиваться. В 2024 году, согласно стратегии развития «крылатой» экстренной службы, запланирована доставка не менее 188 человек. А общее количество вылетов «воздушной скорой» за пять лет реализации регионального проекта «Развитие первичной медико-санитарной помощи» составит без малого восемьсот. И столько же – спасенных жизней.