Возьмите обратно «недостающие» стенки!

Александра Гайкалова
Прошло то время, когда мы покупали стандартную мебель в немногочисленных специализированных магазинах и все комплекты в наших квартирах были как близнецы-братья. Сейчас ее изготавливают на заказ. Можно ткнуть пальцем в каталог или выбрать понравившийся образец в демонстрационном зале – любую мебель сделают. Только вот на «выходе» из цеха мебель оказывается не совсем такой, как заказывали. В подобную ситуацию попал Евгений Федорович Я.
В середине декабря 2007 года мужчина заказал в одном из мебельных центров Ставрополя изготовление кухонной мебели по выставленному образцу. Оговорили комплектность: стол, состоящий из пяти отдельных секций, и столько же навесных шкафов. На просьбу Я. изготовить общую столешницу ему ответили, что изделие такой длины – 3 метра - на предприятии не делают. Посоветовали заказать столешницу в другом цехе.При оформлении заказа Евгений Федорович уточнил глубину навесных шкафов – чтобы поместилась встроенная вытяжка. Мужчина успокоился, узнав, что размеры изделий с двухсантиметровым «запасом». Позже Евгений Федорович передал паспорт вытяжки и чертеж с указанием ее параметров. Внес предоплату – половину суммы от стоимости заказа. Мебель должны были изготовить спустя два месяца после оплаты аванса – к 12 февраля. Но в этот день никаких известий из центра Я. не дождался. Через день мужчина побеспокоил стол заказов. Приемщица сообщила: нужно внести 19 февраля оставшуюся сумму, а на следующий день мебель привезут. Получалось, что к оговоренному договором сроку кухонный комплект был не готов.

20 февраля мебель привезли. Но акт приема выполненных работ Евгений Федорович не подписал: вместо пяти отдельных секций сделали три стола, два из них – «спаренные», с общими стенками.

На следующий день Евгений Федорович поехал в мебельный центр. Приемщица стола заказов сослалась на свою некомпетентность: все вопросы по изготовлению – к начальнику цеха. Последний сообщил: всем делают «спаренные» секции. «Но я ведь заказывал мебель по этому образцу!» — сказал Евгений Федорович, указав на демонстрационный комплект. На что начальник цеха ответил: дескать, эти образцы его рабочие не делали. Предложил отдать Я. «недостающие» стенки.

Евгений Федорович стал выяснять в столе заказов, как производился расчет стоимости комплекта. Представитель этой службы расписала на бумаге составляющие комплекта и его калькуляцию. Оказалось, стоимость секционных столов посчитали вместе со столешницей, которую цех не изготавливал. Почему это произошло? В ответ - у них нет данных о стоимости столешниц. И никаких перерасчетов в случае поставки этого комплектующего изделия заказчиком они не делают.

Евгений Федорович обращается с письменной претензией в адрес мебельного центра. В ней он требовал устранить недостатки в ненадлежащем изготовлении столов, вернуть разницу между уплаченной суммой и выполненной работой в соответствии с прей-скурантом, заплатить неустойку за задержку в исполнении заказа сроком в 8 дней, компенсировать финансовые затраты, связанные с дополнительными работами по монтажу навесных шкафов.

Вскоре пришел ответ: согласно договору потребитель заказал изготовление одного стола, состоящего из пяти секций, длиной 3 метра. Исходя из этого производился расчет его стоимости. Если бы секции заказывались отдельно, было бы оговорено пять позиций по одной штуке каждой. Но потребителю разделили три секции (в этих частях — секциях-столах запутаться можно.
— Л. Д.) Кроме того, стоимость стола определена по прейскуранту и не подлежит изменению (!), несмотря на то, использовалась столешница заказчика или исполнителя. Как говорится, без комментариев!

Евгений Федорович обращается за помощью в Ставропольский краевой союз защиты прав потребителей и налогоплательщиков. Общественная организация направила в адрес мебельного центра письмо, предложив удовлетворить законные требования потребителя в досудебном порядке. Центр согласился лишь с некоторыми доводами «защитников». В виде исключения согласился вернуть расходы по изготовлению столешницы из прибыли предприятия, правда, по ее себестоимости.

В общем, пришлось оформлять исковое заявление в суд. Союз защиты прав потребителей выступал в нем в качестве третьего лица, поддерживая исковые требования Я.

Евгений Федорович в заявлении отмечал: заказ производил по находящемуся в выставочном зале образцу, в котором не было общих стенок. Я. также указал: если исполнитель посчитал, что заказан один стол длиной 3 метра и он его усовершенствовал, разделив на три отдельных секции (как следует из ответа на претензию), то почему это было сделано без согласия потребителя? Да и в договоре в разделе «Наименование изделий» слово «секция» отсутствует. В доказательство оплаты каждой отдельной секции Я. приложил запись работницы стола заказов с указанием их стоимости согласно прайс-листу. И еще один аргумент, указанный в исковом заявлении: «Нормальный человек, проживающий на седьмом этаже, не может заказать стол общей длиной 3000 мм в собранном виде».

Кроме того, шкаф для вытяжки сделали меньшей глубиной, чем требовалось, для чего потребовался демонтаж мебели. А все потому, что в договоре не были указаны все размеры изготавливаемых изделий. На переданный чертеж с размерами шкафа для вытяжки не обратили внимание.

К моменту обращения в суд набежала приличная неустойка за 44 дня. Плюс к этому Я. требовал возмещения морального ущерба, взыскания с ответчика штрафа в размере 50% от суммы иска за отказ в добровольном порядке удовлетворить его требования и пр. Когда ответчик оценил предстоящие затраты — в несколько десятков тысяч рублей, сразу пошел на мировую, согласившись выплатить потребителю 23 тысячи рублей. Евгений Федорович, в свою очередь, отозвал иск.

Выводы из этой ситуации вы, наверное, сделали. Мы же еще раз напоминаем: требуйте, чтобы в договоре было расписано точное наименование, описание работ (из какого материала изготавливается мебель, какая фурнитура используется и в каком количестве, комплектность и т.д.) с приложением калькуляции их стоимости, эскиза с указанием всех размеров изделий. Тогда не придется доказывать, что производитель неправильно понял ваш заказ и «усовершенстоввал» его по своему усмотрению.