Возвращение

Елена Павлова

Возвращение
День города еще не наступил, а праздник, по сути, уже начался. Вот и фестиваль славянских национальных и казачьих традиций, что прошел в выходные в парке Победы, тоже был посвящен Ставрополю и его 232-му дню рождения. Фестиваль уже и сам традиция, хотя и новая. Проводится в третий раз, и с каждом годом собирает все больше зрителей и участников. Организаторы — Союз славянских организаций Ставрополья, Ставропольское казачье войско при содействии администрации города. Хотя главное не даты, а то, что благодаря праздникам по случаю этих дат люди, для которых сохранение традиций стало смыслом и состоянием души, имеют возможность этим поделиться — и смыслом, и душой. Со всеми, кому это интересно. А интересно многим.

Песни соловьиного края

И самим участникам — тоже интересно.

— Мы вчера ездили с концертом в казачью станицу Верхнерусскую, - с улыбкой рассказывает мне Валентина Савенко, руководитель фольклорного коллектива «Ростань». - Там нас встретил казачий коллектив. Мы их с удовольствием тоже послушали, а потом вместе пели... Интересно, ведь очень разная и сложная специфика исполнения старорусских и казачьих песен. А получалось. Просто душой приняли эти песни.

Коллектив из старорусского города Суджа, что в Курской области, на славянский фестиваль в Ставрополь приезжает второй раз. Говорят, что песню русскую у нас очень хорошо слушают... И атмосфера самого праздника очень теплая. А может, как-то на уровне исторических параллелей перекликаются наши степные казачьи песни и напевы, звучавшие в районе нынешнего городка Суджа, что сейчас — глубинка России, а когда-то тоже был пограничьем. Название-то тоже — из времен давних, когда от набегов кочевников не только копья и стрелы, но и сама природа защищала — речки да болотца. Суджей грязь и топкие места раньше называли... А песни старинные до сих пор в этих местах поют — из поколения в поколение передают. В этом фольклорному коллективу очень повезло. В экспедиции по нынешним временам немного поездишь — а тут в родной области, в маленьких деревеньках целая кладезь певучей русской истории.

Так что тому, что мелодии курской «Ростани» и ставропольской «Казачьей старины» оказываются вдруг созвучны, удивляться не приходится. Сливаются в людских душах истоки России-матушки.

— А есть ли секрет у названия вашего коллектива - «Ростань»? - спрашиваю я Валентину Савенко.

— Ростань — означает перекресток, перепутье. Мы, когда образовались, колебались - выбрать направление стилизации русской народной песни или доносить до людей звучание русской старины. Выбрали второй, более сложный путь. Но название так и осталось. А о выборе своем мы не жалеем. Это очень интересно — погружаться в русскую старину: в ее мелодии, обычаи и обряды. Мы совсем немного из обрядов в Ставрополе со сцены показать можем. Но это же целое действо в деревнях было, как невестины подружки с дружкой жениха о выкупе торговались, с какими припевками сундуки открывали и приданое хвалили... А как на Святки раньше гадали — это   ж до сих пор в народе живет! На кольях, например, жениха себе определяли...

— Это как?

— А вот девица вдоль забора шла, спиной прикасаясь, - от колышка к колышку. Возле какого ей сердечко подсказывало, у того и останавливалась. Мы этот обряд у бабушки в деревеньке одной записывали. Так она говорила, что колышек ей в свое время точнехонько жениха предсказал. «Гладенькой (добрый), - рассказывает был, - только кривоногонькой»...

— А у вас в репертуаре есть самые любимые песни?

— Про соловушку, что «по конушку» (по окошку) ходит... В Курской области много песен про соловьев. Край-то соловьиный... И не только у нас эти песни любимые — ставропольцы тоже очень хорошо их воспринимают. Значит, душа у людей откликается.

Когда откликается душа

Душа откликалась очень на многое. Зрители подолгу стояли возле икон с ликами православных святых. Иконы не живописные — резные. Я очень удивилась, узнав, что авторы этих работ — совсем еще молоды, им по 16–17 лет и учатся они в Светлоградском педагогическом колледже. Будут учителями технологии. А резьбой по дереву занимаются факультативно. Вот такие работы ребята делают на факультативе...

Их педагог Сергей Майоров рассказывает, что парни взрослеют во время работы над картиной.

— В них какое-то пере­осмысление происходит. Вот посмотрите на картины — видно, что это не штамповка, а ручная работа. Есть такое понятие «теплое дерево» - имеется в виду обычно порода древесины, податливость. Энергетическая насыщенность. А тут даже самый неподатливый и твердый материал будет теплым. Тут душа вложена - иконы нельзя без души делать, без души просто ничего не получится...

Я смотрела на картины и не могла с этим не согласиться. Они будут хорошими наставниками для своих будущих учеников, эти ребята, которые в свои 16–17 лет уже научились вкладывать в свою работу душу...

- Вот это и есть наше богатство, - говорит председатель Союза славянских организаций Ставрополья Владимир Нестеров. - Это же наши истоки, это же наши таланты, наша культура и наши люди. Вот это все мы хотели показать жителям города. У нас есть чем гордиться. Песни, пляски, боевые искусства. Фестиваль славянских национальных и казачьих традиций — и проводят его Союз славянских общественных организаций и Ставропольское казачье войском — не надо все время говорить о единении, надо объединять и объединяться. Это и есть задача фестиваля — объединить все, чем гордимся, что нам дорого и свято.  
Второго организатора фестиваля — атамана Ставропольского казачьего войска Дмитрия Стригунова, в связи с только что состоявшимся кругом и избранием на второй срок, журналисты пощадили и вопросами пытать не стали, адресовав их гостю нашего города — верховному атаману Союза казаков России Павлу Задорожному. Он согласился с Владимиром Нестеровым: конечно, объединяться нужно на основе великой русской культуры. И фестиваль, который стал в Ставрополе традицией, может сделать наш город центром единения.

— Я знаю, что в гостях сегодня у вас коллективы не только из Ставрополя и края, не еще из Курска, Москвы, Мурома. Это замечательно, и пусть дальше ширится география фестиваля. Печально, что «Славянский базар» в Витебске в последние годы превратился в просто базар. Но радует, что в разных уголках России возникают очаги возрождения, возвращения к истокам. И пусть набирают силу такие фестивали, как в Ставрополе, как в Воронеже, где 15 тысяч человек собрались на берегу Дона, чтобы послушать русские песни. Я желаю долгой жизни фестивалю, у Ставрополя для этого есть потенциал. Это по-хорошему всколыхнуло бы край. И сплочение на основе культуры здесь политически значимо. Вы ведь центр Северного Кавказа. И это будет иметь огромное воспитательное значение для молодежи. С детства нужно воспитывать любовь к нашей земле, нашей истории и культуре. Человек, который не любит свое прошлое, обязательно получит артиллерийский залп из будущего.
В сравнении со славным городом Муромом с 1147-летней историей Ставрополь еще очень юн. Но наши зрители уже успели полюбить фольклорный коллектив «Мурома» и очень были рады новой встрече с ним. Что взаимно.
— Ехали мы к вам сутки, но совсем не чувствуем усталости, - говорит исполнительный директор ансамбля Валерий Козлов. - От такого теплого приема усталость как рукой сняло. Но мы не удивлены. Знаем, какие здесь зрители — мы у вас и первый фестиваль открывали.

За 22 года существования «Мурома» исколесили полмира, и в каждой стране находили поклонников. Русская песня обладает удивительной притягательной силой. Ну а для русского человека — тем более. Тем более что этот коллектив — хранитель и собиратель не только песенного фольклора, но и уникальных инструментов. Музыканты тут по совместительству еще и мастера, сами рожки и жалейки делают — секреты старинные знают. Ну, казалось бы, — коровий рог да дырочки, а ведь рождается мелодия, что бередит не только человеческую, но и любую живую душу.

— А как же? - смеются музыканты. - В стародавние времена особенно ценились пастухи, которые на рожке умели играть...
А под гусли, рожки и жалейки не только песни прадедов, но и сложенные совсем недавно звучат особенно трогательно и искренно:

А я не аист и не лебедь -

Обыкновенный журавель,

Но остаюсь я русским в небе,

Летя за тридевять земель...

И души зрителей откликались. Наверное, этот отклик, когда, кажется, стихает привычный шум городского парка, и слышишь только эти непритязательные, но искренние слова под перебор гуслей, и есть возвращение к главному. К истокам, к тому, что, слава Богу, еще очень многим дорого, к тому, что зовется Русью. Родиной.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА.