Все попадают в эти социальные сети

Геннадий Савелов

Мы продолжаем наш разговор о возможностях всемирной паутины, и сегодня речь пойдет об еще одной весьма популярной (как и блоги) составляющей социальных медиа – социальных сетях. Их значение в отечественной общественной и бизнес-сферах с каждым годом очевидно возрастает, и сегодня россияне являются самыми активными пользователями социальных сетей. По данным исследовательской компании Comscore, наши соотечественники проводят в социальных сетях в среднем 9,8 часа в месяц, что вдвое больше мирового показателя (4,5 часа). Любопытно, что на втором по популярности соцсетей месте оказался Израиль (9,2 часа в месяц), где, как известно, немало выходцев из бывшего СССР. На третьем месте Турция, чьи жители проводят в соцсетях 7,6 часа в месяц, и лишь на четвертом западноевропейцы — Великобритания с 7,3 часа. Кстати, по данным того же исследования, в августе социальные сети посетили 34,5 миллиона российских пользователей Интернета, а это 74,5% всей аудитории Рунета. 
Под социальными сетями в Интернете понимают интернет-сервисы, направленные на построение внутренних сообществ людей со схожими интересами. Одним из отличий социальных сетей от блогосферы является закрытость содержимого – чтобы иметь доступ к информации в социальной сети, надо быть в ней зарегистрированным.
Самыми популярными сетями в нашей стране являются «ВКонтакте» (27,8 млн пользователей) и «Одноклассники» - 16,7 млн человек. Мировым же лидером социальных сетей является американская сеть Facebook, насчитывающая более 500 миллионов пользователей. Между прочим, ее основатель и совладелец Марк Цукерберг в возрасте 24 лет стал самым молодым миллиардером мира (с капиталом в 1,5 миллиарда долларов).
Наши популярные социальные сети фактически являются калькой американских: «ВКонтакте» воспроизвел тот же Facebook, а «Одноклассники» - портал Classmates (одноклассники – англ.). Что же привлекает людей в эти сети? Прежде всего поиск знакомых, единомышленников и свободный обмен информацией. Если «Одноклассники» сделали ставку на поиск одноклассников, одногруппников и обмен фотографиями, то «ВКонтакте» - на создание сообществ и свободный обмен информацией (в том числе фото, видео, полезными и рекламными ссылками). В этой связи неудивительно, что «ВКонтакте» благодаря пользовательскому контенту (содержанию, добавляемому пользователями) является самым большим хостингом в СНГ для размещения видео-, аудио- и фотоматериалов.
Дополнительными элементами «ловли в сети» служат разнообразные приложения «социалок», на которых их владельцы зарабатывают приличные деньги. Особо здесь следует выделить онлайн-игры. За прошлый год объем рынка игр в социальных сетях в России  составил 105 миллионов долларов, а к 2015 году, по ряду прогнозов, он может превысить полтора миллиарда долларов.
 Социальные сети могут быть не только общей направленности (как  Facebook и «ВКонтакте»), но и специализированными. Многочисленные сервисы знакомств также фактически являются социальными сетями. Существуют сети профессиональные (для предпринимателей, специалистов определенной сферы) и привязанные к региону. Примером региональной сети могут быть «Односельчане.ру», в которых общаются уроженцы Дагестана. Профессиональные социальные сети служат практическим целям - они становятся базой для поиска работы специалистами с одной стороны, а с другой – выступают площадкой для подбора квалифицированного персонала.
В Рунете насчитываются тысячи социальных сетей. Их огромное количество объясняется не только привлекательностью бурно растущего рынка и потребностями пользователей, но и легкостью создания собственной «социалки». В настоящее время многие системы управления сайтов предусматривают возможность создания социальной сети. Для этого достаточно вложить несколько десятков тысяч рублей, но намного сложнее придумать что-то новое и раскрутить интернет-ресурс такого типа.
Бизнес уже заинтересовался феноменом социальных сетей. Пока самым востребованным является проведение рекламных кампаний с целью продвижения брендов и продажи товаров. Географический таргетинг (настройка по физическому признаку) позволяет показывать рекламу, нацеленную на конкретный регион. С помощью специалистов проводится скрытая реклама, в ходе которой продвигаются реальные товары и сайты, начиная от мобильных телефонов заканчивая якобы чудодейственными снадобьями. Для этого создаются группы, сообщества, рассылаются ссылки, приглашения, создаются и распространяются забавные видео- и аудиоролики со скрытой рекламой и т.п. Используют социальные сети для пропаганды собственных идей политики и общественные деятели, в том числе и для проведения массовых мероприятий.
Феномен социалок заставил по-новому взглянуть на задачи по продвижению сайтов и интернет-рекламы. Как показывает практика, некоторые специалисты добиваются того, что поток посетителей с социальных сетей  на продвигаемые ими сайты превышает число людей, приходящих посредством обычных рекламных объявлений и с поисковых сервисов.
Наряду с большими возможностями, открывающимися перед пользователями социальных сетей, они хранят в себе немало опасностей. Потеря времени – самая ничтожная расплата за неумелые действия. Если переходить по неизвестным ссылкам, то можно запросто «схватить» компьютерный вирус, и тем самым нанести существенный вред кошельку и компьютеру. Другой опасностью является кража персональных данных пользователей «социалок», а также получение доступа к приватным сообщениям, фото и видео, что может обернуться элементарным шантажом.
Мы надеемся, что читатели «Вечернего Ставрополя» смогут избежать досадных ошибок и получат от работы в социальных сетях только дополнительный доход и моральное удовлетворение.