Ставропольский троллейбус: всё для спасения

Для того чтобы троллейбусы сохранились в Ставрополе как вид, муниципалитет бросает на их спасение максимум ресурсов – человеческих, финансовых, технических

Станислав Маслаков

Удар, ещё удар

Проблема городского транспорта в Ставрополе не нова, началась она свыше десяти лет назад. Точкой отсчета стала пресловутая продажа всего имущественного комплекса автотранспортного предприятия (АТП). В те годы мутные схемы с земельными участками, точечная застройка были обычной практикой. На территории АТП по улице Доваторцев, не без ведома известного мэра Дмитрия Кузьмина, планировалось строительство многоэтажек. А городские автобусы отправились в изгнание и обрели прописку на улице Объездной. Материально-техническая база в тамошних бараках отсутствовала, равно как и какие-либо приемлемые условия для размещения подвижного состава.

Второй, еще более ощутимый удар по системе транспортного обслуживания в Ставрополе нанесла продажа СМУТП. Сказать, что сделка времен Кузьмина получилась сомнительной, значит, не сказать ничего. По самым скромным оценкам, имущественный комплекс стоил на тот момент более одного миллиарда рублей, а оказался продан в десять (!) раз дешевле, всего за сто миллионов рублей. Не надо быть гением экономики, чтобы понять: за продажей с молотка снова стояли чьи-то земельные интересы. Вскоре муниципалитет вынужден был выкупать предприятие обратно. Вот тут и началась финансовая яма.

 

Авгиевы конюшни

Как отметил председатель профильного комитета Ставропольской городской Думы по собственности, экономическому развитию, торговле и инвестициям Геннадий Тищенко, реорганизация АТП и СМУТП из-за неэффективных управленческих действий к положительному результату также не привела. Депутат пояснил, что по сей день предприятие каждый год то дотируется, то санируется из бюджетных средств. Городские власти, имея предельный дефицит в казне, денег на СМУТП не жалеют, прекрасно понимая, как важна социальная составляющая проблемы, насколько весом экологический аспект.

Ставрополю троллейбусы нужны, в этом сомнений нет ни у кого. Другое дело, что корм получился не в коня. За четыре года в предприятие, как в прорву, ушли сотни миллионов  рублей! Это – огромные средства в масштабах муниципалитета.  Словом, ситуация накалилась до предела, и обе ветви власти пришли к пониманию – без решительных хирургических мер предприятие из пике не выйдет.

 

Без права на ошибку

Конкретные шаги по выводу СМУТП из затяжного кризиса были разработаны совместными усилиями Ставропольской городской Думы и администрации города. В процессе верстки мероприятий для очередной санации были сформулированы предложения, которые легли в основу плана финансового оздоровления предприятия.   Как сказал глава краевой столицы Андрей Джатдоев, настало время собирать камни. Он намерен контролировать процесс реализации плана в режиме ручного управления, предельно жестко.  И в этой своей, судя по всему, последней попытке муниципалитет не имеет права проиграть.

Было решено пойти на непопулярные, но вынужденные меры. Медицинская аллегория здесь весьма уместна. Ведь порой, чтобы спасти ногу, надо отнять палец. Так и со СМУТП. Дабы удержать его на плаву, придется сокращать штат сотрудников и оптимизировать маршрутную сеть. Тем паче что многие субъекты этого процесса представляют собой не что иное, как балласт. И впрямь, зачем предприятию такие структурные единицы, как плотницкие бригады, служба безопасности или каменщики-строители?

 

В перспективе - развитие

Подвижного состава троллейбусов на сегодняшний день хватает только на два полноценных маршрута. На главных городских магистралях необходимо провести оптимизацию маршрутной сети. Это обусловлено тем, что зачастую маршруты дублируют друг друга и на небольшом участке дороги одновременно концентрируется до сорока перевозчиков. Попутно реализация антикризисного плана призвана решить злободневную проблему с пробками.

Планируется также, что автобусы будут переданы в аренду. Так город сможет сэкономить средства на техническое обслуживание, амортизацию и транспортный налог и получить фиксированную арендную плату.

Что касается перспектив, администрация и гордума смотрят на них с оптимизмом. Необходимо обновление подвижного состава, пополнение парка. Эта задача будет первоочередной при условии стабилизации деятельности предприятия.

Кроме того, рассматривается вариант развития контактной сети в части продолжения линии от конечной остановки маршрута «№1» по новой Объездной дороге и далее на проспект Безымянный. В густонаселенном микрорайоне «Перспективный» это будет весьма востребовано.

У троллейбусного предприятия – новый руководитель, от которого в том числе зависит успех «хирургического вмешательства». Алексей Бушман обладает практическим опытом спасения «утопающих» предприятий. На протяжении последних лет он преуспел в управлении ныне процветающим МУП «Фаун».

 

Общая забота

Сегодня важно понимать, что проблема СМУТП выходит далеко за рамки самого СМУТП, мэрии и Думы. Это, без преувеличения, общая забота всего города, да и Ставрополья в целом. Поддержать экологически чистый вид транспорта в краевом центре могли бы при желании и региональные власти. Примеры такого взаимодействия в части субсидирования есть в ряде субъектов России, взять хотя бы Хабаровский край.

Не стоит забывать, что солидарную ответственность с муниципалитетом  надлежит нести контролирующим правоохранительным органам, налоговой и транспортной инспекции, ГИБДД.

Не секрет, что порядка трети работающих в Ставрополе автобусов малой вместимости являются «нелегалами». В натуральном выражении это от 200 до 500 водителей. Страшно подумать, что эти люди ежеминутно создают угрозу здоровью горожан. Никто не проверяет, в каком состоянии они сели за руль, исправна ли машина, соответствует ли все это установленным требованиям. И в случае ДТП они едва ли понесут адекватную ответственность, что должно стать заботой ГИБДД. Кроме того, нелегалы наносят ущерб самому СМУТП в части недополученных доходов.

У городских властей рычагов не хватает. В соответствии с 220-ФЗ полномочия по надзору за правомерностью перевозки пассажиров и наличия у перевозчика лицензии и карт маршрута принадлежат транспортной инспекции. Кроме того, указанные нелегальные перевозчики, осуществляющие неправомерную предпринимательскую деятельность, отчего-то до сих пор не попадают в поле зрения налоговиков. Обнаружить нарушителей и объявить им войну получится только общими усилиями. Требуется содействие и заинтересованность названных структур – транспортной инспекции, налоговиков, полиции.

Но, как говорится, дорогу осилит идущий. Главное, что есть понимание между ветвями власти, есть направление движения и алгоритм действий, а значит, все с троллейбусами в Ставрополе должно быть хорошо. 

Лилия Быстрицкая.

общественный транспорт, троллейбус, СМУТП, маршрутки, Тищенко