Всё так же трясёт или Почему аэроклуб никак не выйдет из «зоны турбулентности»?

Никита Пешков

Всё так же трясёт или  Почему аэроклуб никак не выйдет из «зоны турбулентности»?

В очередной раз прозвучал тревожный звонок: ситуация со Ставропольским аэроклубом не стала прозрачнее и стабильнее. Недавно, например, свои опасения высказали в кадетской школе имени Ермолова, где ученики старших классов проходят начальную летную подготовку.

Многие родители (среди них тоже есть летчики) отдают учиться своих детей в эту школу именно ради начальной летной подготовки. Отдают, несмотря на то, что это связано со многими проблемами: вопросы с квартирой, если семья не из Ставрополя, покупка формы и тому подобное.

Кафедра авиации и космонавтики работает по утвержденной Министерством образования программе с 2004 года. Ученики 9 - 11 классов еженедельно выезжают на аэродром, знакомятся с летным делом, а главное - прыгают с парашютом и учатся летать. Но если исчезнет летная база, то аэроклуб не сможет исполнять свои обязанности по договору, и кафедра будет не нужна.

- Этому делу не научишь за партой, - пояснили в кадетской школе.

Родители и ученики тоже с тревогой относятся к сложившейся ситуации. Сами кадеты написали письмо в поддержку аэроклуба. Ребята надеются продолжить заниматься любимым делом. Многие из них, как они говорят, хотят связать жизнь с авиацией.


Откуда дует ветер?

За комментариями мы обратились к председателю регионального отделения ДОСААФ России Ставропольского края Владимиру Батракову. Он постарался развеять опасения «по пунктам».

Во-первых, вызывающий много споров и слухов факт переезда на аэродром Холодногорск, по его словам, – это вопрос совместного базирования Министерства обороны и ДОСААФ России, который решался на федеральном уровне, согласно постановлению Правительства Российской Федерации.

- Мы переезжаем, - поясняет Владимир Васильевич,- в связи с тем, что с нынешним аэродромом Ставропольского авиационного спортивного клуба связаны проблемы. Активно растущие вокруг частные постройки, коммуникации, трансформаторная подстанция и высоковольтные линии электропередач делают прыжки с парашютом небезопасными.

Кроме того, большая часть земли аэродрома – чернозем, на котором согласно постановлению губернатора Ставропольского края создан заказник, а согласно постановлению правительства Ставропольского края на его территории запрещены строительство зданий, сооружений и эксплуатация автомобильной и другой техники. Деятельность аэродрома – это взлеты-посадки авиатехники, подвоз к ней топлива и наличие ангаров и других специальных зданий и сооружений. В связи с этим эксплуатация аэродрома в данном месте, по мнению Владимира Батракова, создает массу проблем.

Что же касается конкретных планов дальнейшей финансово-хозяйственной деятельности аэроклуба, Владимир Васильевич пояснил, что на сегодняшний день аэроклуб имеет большие долги перед ДОСААФ России, который сам погасить не в состоянии, так как владеет устаревшей и малочисленной авиационной техникой, требующей капитального ремонта. Отчасти причину этих проблем председатель регионального отделения ДОСААФ России Ставропольского края видит в неумелом подходе прежнего руководства аэроклуба к решению организационных и хозяйственных вопросов деятельности авиационной организации.

- Не все делается так, как бы этого хотелось. Можно было бы организовать экскурсионные полеты, парашютную подготовку призывной молодежи, которая желает служить в ВДВ, выполнение авиационных работ и многие другие прибыльные мероприятия. Вот этим и займется новое руководство аэроклуба.

К тому же Владимир Васильевич рассказал, что в настоящее время, согласно указаниям председателя ДОСААФ России С.А. Маева, убыточные организации ДОСААФ России ликвидируются или объединяются с более прибыльными. В Ставропольском крае авиационных организаций две – это Ставропольский и Ессентукский АСК. Обе находятся в непосредственном подчинении Центрального совета ДОСААФ России, и от того, как будет вестись их финансово-хозяйственная деятельность, зависит их дальнейшая судьба. Как сообщил Владимир Батраков, позиция регионального отделения ДОСААФ – продолжение работы обоих авиационно-спортивных клубов. Поэтому предпринимаются меры по сохранению Ставропольского АСК «путем перебазирования его в Холодногорск».

Слухи о том, что в Ставропольском аэроклубе останется одно парашютное звено, а для полетов будет привлекаться техника Ессентукского аэроклуба, Владимир Васильевич опроверг.

Перемены же в руководстве объяснил тем, что прежний начальник аэроклуба находился на испытательном сроке в Центральном совете ДОСААФ России и со своими обязанностями в полной мере не справился. Но, как сказал Владимир Васильевич, это – внутренние дела подразделения ДОСААФ России, так же, как и принимаемые в нем кадровые решения.

А в дальнейшем взаимодействии Ставропольского АСК с кадетской школой Владимир Васильевич не видит поводов для тревоги. Договор, заключенный между организациями, действителен, а доставка детей на аэродром – не проблема.

Нелетная погода

Однако некоторые люди, уже давно наблюдающие изнутри за развитием ситуации в ставропольской авиации и ДОСААФ вообще, не столь оптимистично смотрят на будущее аэроклуба. Пожелав остаться анонимными, они высказались достаточно категорично.

По их мнению, за землю под аэродром в городе уже давно ведут негласную борьбу влиятельные люди. Там, где сейчас расположены взлетные полосы и стоят самолеты, вряд ли долго будет пусто. Шикарные строения, которые уже теснят аэродром, подтверждают мысль о том, что эта земля является лакомым кусочком.

К слову, о строениях. По Воздушному кодексу РФ, «размещение в районе аэродрома зданий, сооружений, линий связи, линий электропередачи, радиотехнических и других объектов, которые могут угрожать безопасности полетов воздушных судов или создавать помехи в работе радиотехнического оборудования, устанавливаемого на аэродроме, должно быть согласовано с собственником аэродрома…». В связи с этим непонятно, почему Владимир Васильевич Батраков видит в активно растущей инфраструктуре вокруг аэродрома одну из причин для переезда, а не повод указать на беспорядок и нарушение существующих норм. Может, просто нет желания разбираться «в мелочах»? Аэродром находился на этом месте с самого момента образования Ставропольского аэроклуба - с 1939 года. Все это время там был чернозем, все это время кто-то строился вокруг. Так почему же приходится переезжать спустя семьдесят два года?

Аэроклуб пережил на этом месте и развал Советского Союза, и трудное время реформ. Не переживет он лишь нового подхода: попытки найти финансовую выгоду во всем - «официальное» и «неофициальное» стремление к наживе.

И если о «неофициальном», а именно о том, что земля слишком дорогая для неприбыльного аэроклуба, вслух высказаться все боятся, то «официальное» подтверждает и сам Владимир Батраков, говоря, что ДОСААФ объединяет или ликвидирует те свои невыгодные предприятия.

Но как они могут стать прибыльными без каких-либо вложений и пристального внимания со стороны государства? И должны ли они вообще приносить доход? Аэроклуб - это не только те, кто прыгает с парашютом для своего удовольствия, а еще и подготовка будущих летчиков, военно-патриотическое воспитание, которое, между прочим, ставится сейчас во главу угла в государственном подходе к образованию. Это вложение государства в свою будущую безопасность, а не способ заработать. К сожалению, желания взглянуть на создавшуюся ситуацию под таким углом пока не видно. А вот стремление сэкономить и переложить при этом всю ответственность на руководителей нижнего звена просматривается.

К тому же, стоит отметить, что слова Владимира Батракова о бездеятельности «не справившегося» прошлого руководства выглядят странно. Собеседник, комментировавший ситуацию, отметил, что решение об отстранении прошлого директора было принято неожиданно. Это было сделано после того, как Иван Кожевников проявил несогласие с позицией председателя краевого совета ДОСААФ.

Это больше похоже на личные причины. Официальная же причина звучит несколько странно, ведь реальные результаты работы прошлого руководства - это увеличение количества прыгнувших с парашютом с двухсот-трехсот человек за год до такого же числа спортсменов, прыгнувших только за месяц, подготовка команд к соревнованиям, ремонт и возобновление полетов на спортивных ЯК-2.

Куда летим?

Сейчас аэроклуб продолжает работать в прежнем режиме, но стабильности не ощущается. Аэродром «Холодногорск» раньше был полностью военным, а значит - аэроклуб не может чувствовать себя там полноправным хозяином. Есть и другие проблемы. За время запустения с этого аэродрома вынесли все, даже часть бетонных плит, из которых состоят «рулежки» к взлетно-посадочным полосам, несмотря на то, что объект как-никак режимный, закрытый. Отдаленное расстояние от города и не всегда благоприятные метеоусловия делают «Холодногорск» более сложным для тех, кто в первый раз прыгает с парашютом.

Однако переезд – не единственный повод для тревог. Какой будет дальнейшая политика руководства и сможет ли аэроклуб пережить новую политику - вопрос.

СПРАВКА

Ситуация с владениями ДОСААФ в стране вообще очень сложная.
Озвученные недавно председателем ДОСААФ генерал-полковником Сергеем Маевым цифры, опубликованные в «КП», не могут не шокировать.

Всё так же трясёт или  Почему аэроклуб никак не выйдет из «зоны турбулентности»?