«Я буду долго гнать велосипед»

Мария Ильницкая

«Я буду долго гнать велосипед»

– Ребзя! А давайте в эти выходные на Грушевый махнем на великах, кто со мной? А то ведь скоро дожди начнутся, последние дни осени же, придется его в гараж под крышу на всю зиму ставить. Сбор у «Космоса» в 10 утра – такое предложение появилось на стене постоянного посетителя социальной сети Фейсбук Анатолия. Кто-то из друзей и подруг с удовольствием согласился, кто-то, к огорчению, вспомнил о неотложных делах в субботу. Человек десять набралось. «Особенно весело будет возвращаться», – ехидно заметил кто-то, явно намекая на будущую усталость и неохоту крутить педали. Действительно, так и хочется в такой ситуации просто рухнуть на час–другой в заросли травы…

Еще не так давно подобных молодежных компаний, увлеченных совместными велосипедными прогулками, в Ставрополе особо не наблюдалось. Нынче и любителей-одиночек стало больше. Порхнет такой в седле и с рюкзачком за спиной, заставив посторониться, мимо и укатит по улице дальше либо съедет на соседний бульвар. По дороге-то, уставленной автомобилями, нет желания ездить, точнее, в пробках то и дело стоять. Уже и нашего города сия проблема прямо коснулась, и это – одна из главных причин роста популярности экологичной самостоятельной машины, управляемой индивидуально при помощи лишь мускульной силы, горючего ведь не требует. Детвора еще любит на трехколесных и позднее, повзрослев, на двухколесных по дворам гонять, иной раз чересчур лихо, пугая бабушек-старушек.

«Я буду долго гнать велосипед»

А вначале был самокат…

Правда, и тогда, в годы его расцвета, до городов России, до Ставрополя тем более – его просто не существовало в природе, эта не тягловая мода не добралась. Даже когда город возник в конце XVIII века (считается, в 1977 году), его жители предпочитали передвигаться на лошадях, одной, двух, трех и так далее, иной раз запряженных цугом. Однако жизнь постепенно менялась с эпохи изобретения колеса. Оно, кстати, на всевозможных старинных художественных артефактах средневековья изображено вместе с херувимами.

Есть легенда, что к возникновению велосипеда имеет отношение Леонардо да Винчи, а у нас – крепостной инженер Артамонов. Похоже, все это фантазии. Первопроходцем же, по историческим документам, был Карл фон Дрез из Карлсруэ (отсюда и происхождение слова «дрезина»), назвав изобретение «машиной для бега». Он к самокату приделал два колеса, раму, позднее появились меняющее высоту сиденье – наподобие седла, потом руль, еще позже возникли шатунная передача между колесами и педали – раньше ногами отталкивались от земли и катили. Простенько так.
И вот, пропустим еще кое-какие стадии и тонкости, после использования каучука для колесной резины родился он самый, велосипед. Автор комплекса первых усовершенствований был Пьер Лапман, его и зачисляют в главные создатели этой машины. А появление велосипеда, при опросе общественного мнения в Великобритании в 2005 году, было названо высочайшим техническим достижением человечества с 1800 года, набравшим больше голосов, чем все новшества вместе взятые. Ведь он стал к тому же основой для автомобилей, самолетов.
Но в Россию с ее безразмерными пространствами – лошади подходили лучше – он по-настоящему пришел (прикатил?) только в XIX - начале ХХ века, недаром одна из его первых моделей называлась «Скиталец». Позднее, чем в Европе, на велосипед сели и женщины, для этого были специально придуманы вошедшие в моду в 1890 году шаровары. В рассказе А.Чехова «Человек в футляре», например, главный его герой был так поражен видом невесты на этой чудо-технике, что случился скандал, и он отказался на ней жениться… Вот что эмансипация-то с сильным полом в России вытворяет.

«Я буду долго гнать велосипед»

И процесс пошел – вширь и вглубь

Велосипед нашел свое место и в Первой, и во Второй мировых войнах. У нас, например, армейцев особого подразделения называли «самокатчиками», их использовали больше в минном деле, в разведке. В Москве есть даже улица Самокатная – в их честь. Между прочим, троих из них, совершивших подвиги в Великую Отечественную, за боевые заслуги похоронили в Кремлевской стене.
Но в мирной жизни велосипед очень широкого распространения, разве что в спорте, велогонках, не получил, в отличие от Европы. Особенно в 60-е «экологичные» годы, когда почти вся она стала пересаживаться с четырех автомобильных на два круглых со спицами колеса. Там стала складываться и культура, существуют множественные стоянки, простые, крытые и охраняемые, велосипедные дорожки, сочетание правил дорожного движения с общественным транспортом, оборудование поездов, действует разветвленная система проката (в Копенгагене он бесплатен, на любой срок) и прочая инфраструктура.
Выделяется из всех стран преимущественно Дания. Затем идут Нидерланды, Бельгия и Германия. Вкладываются и в тандемы, в велосипедный туризм (и в качественные дороги, само собой), что и нам, наверное, нужно делать. В Амстердаме, скажем, есть даже специальная гостиница для велосипедистов. Там разъезжают на велосипедах разных марок десятки тысяч почтальонов, включая подростков для доставки газет, специалисты скорой медицинской помощи, полицейские – есть даже специальные велопатрули, не зависящие от пробок…
Кажется, что, значительно отставая, мы тем не менее идем постепенно тем же курсом. Ведь это – разгрузка густонаселенных центров города от автомобилей, в целом улучшение экологической обстановки, в итоге – здоровья людей. Да и просто – удовольствие!