Юбилей вуза. В.А.Ш. – СГУ

Ирина Боровлева
В феврале СГУ – 75 и 10 лет классическому университету. Воспоминания коллег и однокашников В. А. Шаповалова собрали доктор филологических наук, профессор Ставропольского государственного университета К. Э.Штайн и ее ученик - аспирант СГУ Д. И. Петренко.

- Мы пытались говорить с людьми отдельно о ректоре и об университете. Не получилось! Университет и ректор — единое целое. Это какой-то поразительный агрегат: он приводится в движение одухотворенностью и творческой энергией Шаповалова, всех его единомышленников и даже оппонентов. И студенты, и весь коллектив вовлечены в процесс роста Знания. Так что СГУ, можно сказать, - это «эпоха одного человека»…

Поколение оттепели

В 1964 году на историко-филологический факультет СГПИ поступали дети первого послевоенного года рождения. Пафос победителей, который несли родители, восприняли и дети. Да тут еще и 60-е - с живыми спорами о жизни, о строе, о коммунизме. Время было бурное — период оттепели. И студенты – ему под стать: кто тайно изучал запрещенную русскую идеалистическую философию, кто пытался потихоньку воцерковляться, кто, наоборот, верил в победу коммунизма. А какие преподаватели! Настоящие светила: профессора Попов — известный лермонтовед, Романовский — выдающийся историк, Тамахин —великолепный знаток русской литературы XIX века, Черный — писатель, литературовед, критик, Минаева — знаменитый археолог. Наш декан, красавица и модница, Поздняева, блистательно читала литературу «Серебряного века», была видным театральным критиком, хорошо известным в Москве. Да почти о каждом можно говорить как об увлеченном, разносторонне образованном человеке!

Научные студенческие общества, кружки, особенно кружок литературных новинок, который вел доцент А. М. Гирько, знаменитый философский кружок Р.Н. Китайгородской, краевая библиотека — место встреч и серьезной работы. Везде поспевали энергичные студенты 60-х…

На историческом отделении учился тогда и Владимир Шаповалов - юноша с многообразными интересами, особым даром организатора, исключительной активностью. В научном студенческом обществе, в самодеятельности, в студенческих бригадах — он был первым. Всегда в центре, но никогда не на виду – скромный… Как-то на ученом совете, будучи уже ректором, Владимир Александрович рассказывал, что бедность в его семье была ужасающей, и декан З.М. Поздняева принесла ему кое-какую одежду. Помогали тогда преподаватели студентам — книги дарили, иногда даже подкармливали. Семьи-то были часто неполными: у кого отец погиб, у кого — дед…

Вспоминает профессор А.А. Магомедов:

- С Володей Шаповаловым мы занимались в философском кружке, который вела доцент Р. Н. Китайгородская. Многие крупные партийные деятели вышли из него. Не было особого вольнодумства, но Раиса Наумовна учила нас осваивать философию глубоко, диалектически, осмысливать источники, не принимать ничего на веру. С Шаповаловым мы чаще всего встречались в коридорах старого корпуса. О пустяках не говорили. Думаю, увлечение историей и философией помогло ему сделаться лидером в дальнейшей комсомольской и партийной работе, но и не стать чистым функционером.

Говорит профессор Т. А. Булыгина:

- После защиты диссертации я, как преподаватель, работающий на кафедре истории КПСС, должна была пройти процедуру утверждения в партийных органах. И первый, с кем мне пришлось беседовать, был секретарь райкома партии В. А Шаповалов. Общение с ним разрушило мои представления о партийцах. Мы ведь считали этих людей очень организованными, целеустремленными, лишенными каких-то человеческих чувств. В то время я ждала ребенка. И Шаповалов, вместо того чтобы пропустить меня через «решето» партийных процедур, сказал: «Самое главное для тебя — родить нормально». И отпустил. В общем-то, он рисковал. …

Сейчас мы понимаем, что возвращение Шаповалова в 1982 году в пединститут было не случайным - сознательно или подсознательно, но он искал новые пути применения своим творческим возможностям.

Вернувшись в родной пединститут, он стал проректором по международным связям. Все пришло в движение: преподаватели русского языка взглянули на свою миссию почти как на дипломатическую. И география расширилась: Африка, Мадагаскар, США, Китай и т.д. Да и к нам потянулись коллеги и студенты из США, Германии…

Город губернский, университет - классический

- Наш ректор - человек совершенно незаурядный, — говорит декан факультета филологии и журналистики А. А. Серебряков. — Чем больше его узнаешь, тем больше он вызывает уважения и восхищения. Я – из того поколения, кто сознательно воспринял события начала 90-х. Хорошо помню административные неурядицы того времени. Институт, считай, был обречен на прозябание. Но благодаря колоссальным усилиям ректора вуз получил высший академический статус государственного университета. В последнем рейтинге университетов России СГУ занимает 16-ю строчку. А среди классических университетов страны мы на 13-м месте, в Южном федеральном округе — на третьем.

Но вывески-то можно менять каждый день. У нас же произошли глубинные структурные изменения – в первую очередь, в психологии тех, кто работает в вузе.

- Думаю, случилось самое главное — губернский город стал университетским, — говорит профессор Л.П. Ефанова. — И все благодаря настойчивости В. А. Шаповалова. Наш ректор, как и все мы, бывает разный. Но в нем есть главное — он всегда добивается поставленной цели. А цели его определяются отнюдь не личными интересами. Его можно не принимать, за что-то на него обижаться. Но другой на его месте - нонсенс…

- Наш вуз включен в Ассоциацию российских классических университетов, — продолжает профессор Ю.И. Леденев. —Это событие адекватно определяет статус СГУ, ставит его в число самых значительных вузов России, да и не только России. Университет пользуется большим авторитетом в странах ближнего и дальнего зарубежья, ученые выезжают на международные конференции, наши издания известны в крупнейших библиотеках мира, в университете открываются все новые классические специальности, соответствующие духу времени. Иногда говорят: «Я отдал своему предприятию многие годы». А я хочу сказать о том, что мне дал университет: уверенность в жизни, возможность заниматься любимым делом. Я всегда чувствовал поддержку коллег и руководства …

Большинство людей все-таки слабые, ленивые. Это можно понять и простить. Но не на фоне Шаповалова. С утра до ночи он трудится страстно, вдохновенно. Вникает абсолютно во все. Говорят, когда оборудовали библиотеку, нынешнюю нашу гордость, он даже стулья проверял - удобно ли на них будет студентам. Чувство прекрасного - трудноуловимая категория, но она легко применима к деятельности Владимира Александровича. Он поразительно требователен к тому, чтобы все отвечало критерию красоты и пользы.

«Дать не рыбу, а удочку!»

Были ли в истории образования края примеры, когда от личности человека напрямую зависела судьба учебного заведения? Были! Можно сравнить В. А. Шаповалова с выдающимся педагогом, философом, ученым — директором Ставропольской мужской гимназии середины XIX века Я.М. Неверовым. До того как он возглавил учебное заведение, гимназия была, что называется, заштатной, насквозь провинциальной. Но ей удалось стать одной из лучших в России. Наверное, эта гимназия и ее директор были прообразами нашего университета. А сочинения гимназистов той поры мы по праву считаем сейчас первыми ласточками в процессе становления литературы на Ставрополье! То же можно сказать и об истории, лингвистике, ведь и директор, и его питомцы не просто осваивали, но творчески развивали, в том числе и на местной почве, достижения европейской педагогической мысли в области языкознания.

Профессор Шаповалов тоже крупный историк и социолог, замечательный педагог и организатор науки. В его творчестве глубинно угадывается деятельностная концепция: осваивая современное знание, надо применять его, уметь оперировать информацией, предвидя выходы из сложных образовательных ситуаций.

- Одно из важных личных качеств Владимира Александровича — умение видеть перспективу, — говорит зав.кафедрой современного русского языка Э.П. Лаврик. — У нас есть все возможности для социализации личности, для ее профессиональной реализации. Вся система образования в СГУ направлена даже не на то, чтобы дать комплекс знаний, а на то, чтобы научить учиться, то есть дать не рыбу, а удочку - чтобы студент мог сам найти применение тому, что он получил в университете. Я очень благодарна ректору за поддержку инициативы создания бюро лингвистической экспертизы. А служба русского языка, которую мы только планируем, тоже позволит университету занимать достойное место в социальной структуре города и края.

Где родился, там и пригодился

Сейчас в стране чрезвычайно сложное и напряженное время. Многое находится в плачевном состоянии, в том числе и наука, и искусство. А это говорит и об общем упадке в образовании. И все же есть новые возможности, особенно у представителей власти, да и просто у богатых людей. Смотришь на них и удивляешься, ведь все это - от этой земли, от России! Но неуютно им в родном городе, родной стране. Вот и рыщут по белу свету, вкладывая огромные средства то в экономику США, Европы, а то - и Бразилии и даже Новой Зеландии. Нет бы выставочный зал или современную филармонию открыть, а может быть, и стадион построить, пусть даже «имени такого-то». Так нет же! Бегут из России, вывозят ее же капиталы, истощают страну…

Но бывает и по-другому! Среди развала и разрухи можно твердо стоять именно на своей земле, работать для своей Родины. Зайдите в наш университет, посидите в сквериках у наших корпусов, поработайте в нашей библиотеке — чем не Европа! «Служить Отчизне» — эти пафосные слова не громогласно, а вполне утилитарно звучат в СГУ.

Для министра образования Ставропольского края А.Ф. Золотухиной юбилей университета особенно значим:

- Я, выпускница пединститута, глядя на сегодняшний день вуза, восхищаюсь и завидую молодежи. Она имеет такие замечательные условия для учебы и работы! Мне вспоминаются неуютные коридорчики, закоулочки. А сейчас библиотека СГУ — лучшая в стране. Это говорю не только я, но и все работники Министерства образования России - в один голос. На мой взгляд, В. А. Шаповалов — один из самых крепких ректоров. Он прекрасно осознает, что такое высшая школа, легко ориентируется в сложной сфере деятельности образовательного поля. Тяжело руководить вузом, а руководить классическим университетом — вдвойне. Сплотить работоспособный коллектив — это тоже мастерство. Думаю, СГУ повезло с ректором. Владимир Александрович — менеджер высокого полета, его деятельность распространяется на весь спектр функционера-управленца. Он блестяще справляется с этой задачей…