«Юниор» продолжает развитие

Валерий Манин

«Юниор» продолжает развитие

По инициативе депутата ГДРФ Ольги Казаковой и при поддержке министерства образования Ставропольского края в конце 2012 года был проведен конкурс проектов «Юниор» по созданию детского движения на базе общеобразовательных школ.

- Как Вы считаете, - поинтересовался корреспондент «Вечернего Ставрополя» Валерий Манин у Ольги Казаковой, - не получился ли «первый блин комом»?

- Абсолютно убеждена, что задумка удалась. Смотрите, мы получили 65 проектов из общеобразовательных учреждений Александровского, Андроповского, Благодарненского, Буденновского, Георгиевского, Изобильненского, Ипатовского, Кочубеевского, Левокумского, Нефтекумского, Советского, Предгорного, Туркменского, Шпаковского муниципальных районов, а также из Ставрополя, Невинномысска и Кисловодска.

Из них отобраны 22, которые были реализованы в течение текущего года. Их авторы стали моими именными стипендиатами и степендиатами депутатов Думы Ставропольского края: И. Андрющенко, Е. Бондаренко, С. Горло, О. Дроздовой, В. Евлахова, К. Кузьмина, Н. Новопашина, А. Ширинова.

Хочу обратить внимание, что в проекте «Юниор» активно участвовали депутаты, независимо от их партийной принадлежности.

Кроме того, в сентябре в детском оздоровительном лагере «Лесная поляна» города Ставрополя проходила II школа актива учащейся молодёжи «Достижения», где учили реализовывать себя в органах ученического самоуправления и общественных организациях. В рамках школы состоялась и моя встреча с ребятами. Среди участников трое оказались стипендиатами проекта «Юниор». Проект Валентины Рыбас (Благодарненский район) был направлен на милосердие, благотворительность; Юлии Токаревой (Георгиевский район) – на творческое освоение мира, общение; Марины Гагян (Туркменский район) – на развитие «вожатского» дела. Девочки поделились опытом и успехами в реализации своих инициатив.

- В чем заключалась суть конкурса?

- Конкурс направлен на выявление интересов детей начальных классов в части участия в общественно полезной деятельности, вовлечение в активную шефскую работу старшеклассников, формирование доброжелательных отношений в подростковой среде, организацию привлекательного социально ориентированного досуга детей и подростков, воспитание таких качеств, как взаимовыручка, толерантность, умение работать в коллективе.

Участникам проекта (учащиеся 10 - 11-х классов) предлагалось придумать идею, вокруг которой можно объединить ребят 4 - 7-х классов (добрые дела, творчество, экология, любовь к своему селу или городу, патриотизм, спорт или просто дружба) и написать концепцию развития движения в своей школе.

Согласитесь, все это не теоретические выдумки, а идеи, навеянные повседневной жизнью.

- А что Вас, депутата Государственной Думы Российской Федерации, подвигло на проведение такого конкурса?

- Так уж случилось, что практически всю свою жизнь я работала с детьми и молодежью, и, думаю, хорошо знаю процессы, происходящие в этой среде. В советские времена молодежь чуть ли не со дня рождения находилась «под присмотром» государства. О том, хорошо это или плохо, можно долго спорить. Есть мнение, что работа с детьми была излишне идеологизирована. Возможно. Но ведь дети были постоянно на виду и при деле.

Но в то же время никто не отрицает, что необходимым условием становления гражданского общества является не только наличие правового государства, но и активно действующих общественных формирований, в том числе и в детской среде. Детские объединения являются эффективным инструментом процесса социализации подрастающих поколений, где ребёнку предоставляется возможность социальной практики управления и подчинения, проявления социальной инициативы, возможности апробирования новых для себя социальных ролей и обретения новых статусов. В этом - стратегия социальной безопасности.

- Вы считаете, что сейчас государство устранилось от работы с подрастающим поколением?

- Судите сами. После 1991 года, когда прекратила своё существование Всесоюзная детская пионерская организация, кто-то решил, что отпала необходимость в тех взрослых, которые обеспечивали её деятельность. Были закрыты факультеты, на которых готовились методисты, вожатые, даже не стало социального заказа на произведения, фильмы, телепередачи, различные издания для детей и так далее. Огромный опыт многомиллионной детской организации был предан забвению.

А что взамен? По сути, ничего. Родители оказались перед выбором, чем же занять подростков вне школы. Поиски проходили практически стихийно. Возникали различные общественные детские организации, которые объединялись по интересам, по увлечениям, по формам и абсолютно без какого-либо вмешательства органов исполнительной и законодательной власти.

Дети, особенно подростки, в силу своих возрастных особенностей стремятся к групповым формам общения и деятельности. Там, где общество и государство проявляют равнодушие к подростковой самоорганизации, эту нишу заполняют криминальные структуры, деструктивные секты и культы, организации тоталитарного и экстремистского толка. Таким образом, безразличие к интересам и инициативам детей порождает такую детскую «самоорганизацию», которая становится предметом заботы правоохранительных органов.

- Исходя из выше сказанного Вами, можно предположить, что конкурс будет продолжен?

- Да. Новый конкурс стартует 1 ноября 2013 года. Условия практически те же, что и год назад. Более подробную информацию о проекте можно найти на сайте «ольгаказакова.рф». Приглашаем молодых, энергичных, полных идей и сил на их воплощение к участию в проекте.