Зачем журналисту аксессуар Шерлока Холмса?

Лариса Денежная

22 года назад вышел первый выпуск «Уголка потребителя»

 И самой не верится. Кажется, недавно это было. В секретариате газеты «образовалось» несколько моих материалов на тему защиты прав потребителей. «Я придумала тебе рубрику», – сказала ответсек Анжелика Кондикова, показав мне «малышку» – распечатку газетной полосы в уменьшенном формате. А заместитель редактора Вадим Дубило предложил публиковать материалы под этой рубрикой по четвергам. Тогда я ответила «попробую», но сомневалась: найду ли материал для еженедельного выпуска. Лидия Таранова, руководившая в то время отделом защиты прав потребителей городской администрации, проявила искренний интерес к предложению вместе готовить новую рубрику. Забегая вперед, скажу: жизнь подбрасывала такие сюжеты для публикаций, что фактуры для будущих материалов скапливалось на несколько выпусков вперед.

В юности, начитавшись детективных романов и увлекшись «Приключениями Шерлока Холмса», я мечтала стать криминалистом. И даже пробовала применить на практике метод знаменитого сыщика, пытаясь по вещам незнакомого человека составить портрет их хозяина. Тогда совсем не думала, что в будущем профессия журналиста поможет мне реализовать свою мечту. А одним из инструментов в подготовке материалов для «Уголка потребителя» станет неизменный аксессуар Шерлока Холмса и всех сыщиков – лупа в черной оправе. После одной поучительной истории, ставшей для меня уроком на всю жизнь, моим незаменимым инструментом стала отцовская лупа, лежавшая в ящике рабочего стола.

Как-то в отдел защиты прав потребителей обратился подполковник, бывший «афганец». На вид – представительный, с орденскими планками на пиджаке, старший одного из многоэтажных домов Ставрополя. В общем, вызывающий доверие. Мужчина просил помощи в возврате ему денег за невыполненную мастером работу. Предъявил копию расписки в получении работником телефонной станции некой суммы, собранной жильцами на установку домофона. Я подготовила материал по этой ситуации, в газете разместили и фото расписки в качестве доказательства нечистоплотности мастера, обманувшего жильцов. Как потом выяснилось, документ был сфабрикован. Подполковник подставил под текст с получением денег мастером его подпись с другого документа. Это подтвердила графологическая судебная экспертиза, после того как связист подал иск в суд на газету. С тех пор все документы и расписки, этикетки и прочее, что может стать доказательной базой в подготовке материала для рубрики, дотошно изучаю с лупой в руках. Обращаюсь за консультацией к экспертам. Руководствуюсь принципом – все перепроверять, увидеть самой, попробовать. И, да простят меня коллеги, порой им приходится от этого страдать.

Рабочий кабинет часто превращался в испытательную лабораторию. Фальсифицированную тушенку и другие консервы – образцами снабжали специалисты краевой Госторгинспекции – приходилось подогревать на электроплитке и пробовать на вкус. Через лупу изучать каждый кусочек – где текстурированный соевый белок, а где – мясо. Эту науку освоила во время дегустаций консервов, куда меня привлекали в качестве журналиста.

Какие только продукты не прошли через мои руки! Вот женщина принесла в редакцию гранулированный чай, положив на стол со словами «трава какая-то, пить невозможно». Первое, что приходит на ум: подделка. Но как убедиться? Обращаюсь к коллегам в кабинете: «Угостимся?» В их взгляде читаю «пощади!» и ответную реплику, что они сыты разными паштетами, тушенками, рыбными консервами и т.д., которые приходилось им дегустировать как подопытным кроликам. Пришлось прибегать к проверенному способу. Со словами про «издержки» авторства газетной рубрики завариваю чай и дегустирую в одиночку. При первом глотке кидаюсь искать свободную посуду, чтобы уберечь желудок от пищевого «стресса». Органолептику проверила. Потом, вооружившись лупой, сличила упаковку подделки с упаковкой оригинального чая. И – на выходе очередной материал в «Уголок потребителя».

Принесли поддельное какао «Российское». Заварила. Попробовала – суррогат какой-то. «Запах дешевого одеколона», – пошутили коллеги. Другим «почудился» запах квасного концентрата. Дегустировать, правда, наотрез отказались. Позже в Госторгинспекции подтвердили: подделка.

Но когда в редакцию мужчина принес популярный импортный лимонад и мы извлекли из бутылки то, что лишило нас на сутки аппетита, женская половина редакции разбежалась. Пришлось в одиночестве фиксировать с фотокорреспондентом так называемое «постороннее включение» – облезшую дохлую мышь, непонятно каким образом попавшую в бутылку. По нашему сигналу была проведена проверка цеха, где разливали этот напиток. Производство приостановили для выполнения дератизации от мышей.

За 22 года выхода «Уголка потребителя» скопилось приличное «досье» – пухлые папки с выпусками рубрики. Каждый пятый материал – сюжет для хроники происшествий. Особенно «богатыми» на это выдались первые годы выхода рубрики, выпавшие на конец 90-х и начало 2000-х годов. На рынке «Северный» мошенники сумели «впарить» покупателям пельмени… из гипса. Эту подделку люди обнаруживали уже дома, когда «замороженные пельмени» бросили в кипящую воду. Что интересно, никто из покупателей на месте не проверил содержимое пакета, купившись на дешевизну товара и поверив «сказкам» мошенников: мол, на работе зарплату продуктами выдали.

Бывало, и продавцы становились жертвами своего бизнеса. Когда были открыты границы и «челноки» начали завозить в страну импортные товары, эти доморощенные коммерсанты порой и сами не знали, что закупают. Страдали и покупатели, столкнувшиеся с неизвестными для них свойствами товаров, когда, например, после первой стирки красивый дорогой костюм… расползался на глазах. Оказалось, что это похоронная одежда для проводов в последний путь и она не предназначена для носки и стирки. Но на стороне покупателей уже стоял Закон РФ «О защите прав потребителей». И продавцам приходилось возвращать деньги за некачественный товар. Чаще всего – под нажимом специалистов по защите прав потребителей. Наша рубрика в этой ситуации занималась просвещением покупателей и предпринимателей. Привлекаемые эксперты со страниц газеты разъясняли, каких сюрпризов можно ожидать от импортных тканей и на что обращать внимание при покупке швейных изделий из них.

Сегодня у потребителей появились другие проблемы. Мошенники перебрались в интернет. Законодательство еле успевает реагировать на новые виды обмана. А в нашей рубрике появились другие темы. Но аксессуар Шерлока Холмса по-прежнему лежит в ящике рабочего стола.

 

история рубрики, защиты прав потребителей