Закон двойной трактовки не имеет

В газете «Вечерний Ставрополь» №181 за 4 октября 2013 года напечатана подборка материалов, озаглавленная «Особенности создания казачьих обществ». Эта публикация меня заинтересовала, так как с самого начала возрождения казачества слежу за различными документами, касающимися казачьей тематики, тем более законов и указов Президента РФ, в подготовке некоторых принимал личное участие.

Читая эти документы, касающиеся особенностей создания казачьих обществ, встречаю грубые ошибки, которые, скорее всего, возникли потому, что автор этой подборки достаточно своеобразно комментировал законы и постановления о казачестве.

Так, при описании принципов регистрации реестровых и не реестровых казачьих обществ, составитель ссылается на законы и постановления РФ №82-ФЗ от 19 мая 1995 г., №7-ФЗ от 12 января 1996 года, №154 от 5 декабря 2005 года. Знакомясь с разъяснениями этих статей, читатель вряд ли поймет разницу между общественной казачьей организацией и реестровым казачьим обществом, а тем более принципами их регистрации.

В комментариях ряда статей законов по казачьим вопросам утверждается, что, согласно Закону №7-ФЗ от 19 мая 1995 года, «организации, объединяющие лиц, причисляющих себя к казакам, созданные в иных организационно-правовых формах.., не могут быть признаны казачьими обществами (выд. авт.)…».

Но в Ставропольском крае давно действуют Ставропольское окружное казачье общество ТВКО (объединяет реестровых казаков) и Ставропольское казачье войско (объединяет казаков общественных организаций). В наименовании двух организаций упоминается слово «казачье». Ставропольское казачье войско так же, как и Терское войсковое казачье общество, зарегистрировано в органах юстиции. В этом случае необходимо было четко разъяснить эту юридическую закорючку. Но автор подборки своими комментариями еще больше усложнил ее понимание.

Но самое большое удивление вызывает разъяснение автора о выборах и утверждениях атаманов различного уровня. Читаем: «Атаман войскового казачьего общества (имеется в виду реестрового. — Авт.) утверждается Президентом Российской Федерации после внесения этого казачьего общества в реестр казачьих обществ Российской Федерации».

Но ведь прежде, чем утверждать войскового атамана Президентом РФ, его кто-то обязан избирать? Почему составитель упустил этот важный момент? При этом он отмечает, что атаман утверждается только после внесения общества в реестр. Выходит, что после каждого войскового Круга необходимо производить внесение войска в реестр казачьих обществ РФ, а затем утверждать атамана.

Далее комментарий составителя вообще непонятен. «Если на территории субъекта Российской Федерации действуют два и более войсковых казачьих обществ, не внесенных в государственный реестр (ранее автор утверждал, что общественные организации не могут быть казачьими обществами в Российской Федерации), атаман избирается представительным органом управления этого казачьего общества (Каким? Что это за представительный орган?). А в следующем абзаце составитель произвел открытие: «Атаманы округов и территориальных отделов назначаются Президентом Российской Федерации» (выд. авт). Откуда взята эта статья не понятно. В Терском войсковом казачьем обществе числится пять окружных казачьих обществ, но все атаманы округов избирались казаками, а не назначались Президентом Российской Федерации. Прочитав подборку, невольно приходишь к неутешительному выводу. Если составитель комментариев (а он, по всей вероятности, юрист), касающихся особенностей создания казачьих обществ в РФ, хотел довести свои выводы до казаков (да и вообще до всех читателей), то зачем выдумывать непонятные даже для специалистов по казачьим вопросам статьи законов и неправильно их интерпретировать. Если же он решился опубликовать свои комментарии в газете, то будь добр, напиши так, чтобы выводы были понятны всем.

Петр Федосов, член Союза журналистов РФ, главный специалист ГКУ «Ставропольский краевой казачий центр»