Законны ль «лишние» кубы?

В «Вечернем Ставрополе» 28 июня был опубликован отчет с «прямой линии», которую проводили председатель комитета Ставропольского края по жилищно-коммунального хозяйству Александр Скорняков и его заместитель Юрий Голоскоков.

 

«Законы отменить не можем…»

Назывался отчет — «Неизбежные общедомовые…». Судя по его содержанию, все звонившие с тревогой и возмущением говорили о разнице между показаниями общедомовых водомеров и показаниями индивидуальных счетчиков плюс расчетами по квартирам, где их нет, т. е. применяются нормативы потребления. Эта разница, разбрасываемая на квартирные водомеры, очень существенна — от 100 до 600 и больше рублей ежемесячно.

Руководители терпеливо объясняли звонившим, что этот перерасход происходит из-за незарегистрированных квартирантов, иных лиц, которые проживают в квартирах без индивидуальных счетчиков, из-за плохого содержания в этих квартирах санприборов, утечки в подвалах и так далее. Рекомендовалось активнее привлекать участковых и вообще всю милицейскую вертикаль, чтобы они контролировали паспортный режим. А также лучше работать старшим по дому, которые должны ходить по квартирам, выявлять незарегистрированных лиц и составлять акты. А в целом руководители отрасли считают сложившуюся ситуацию с огромными переплатами нормальной и сполна соответствующей законодательству, которое «мы с вами отменить не можем».

 

Жилищный кодекс первичен!

А так ли уж эта ситуация соответствует законодательству? В части 8 ст.5 Жилищного кодекса РФ провозглашено:

«В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса». То есть Кодекс безусловно первичен.

А дальше в части 1 статьи157 ЖК РФ читаем:

1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления…

То есть ответственно можно говорить о том, что размер платы за коммунальные услуги остался прежним – по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — по нормативам потребления.

Стоит, очевидно, отметить, что Федеральным законом от 27 июля с. г. № 237 в эту статью внесено изменение — теперь утверждение нормативов потребления коммунальных услуг вместо органов местного самоуправления возложено на государственные власти субъектов РФ (по постановлению Правительства РФ).

 

Как побудить россиян 

к экономии?

По сообщениям «Российской газеты» и иных СМИ Министерство регионального развития РФ вот уже достаточно длительное время разрабатывает новые правила предоставления коммунальных услуг. Зам. министра Минрегионразвития Анатолий Попов озвучил на одной из пресс-конференций, что проект в сентябре будет внесен на рассмотрение в Правительство РФ. Он же подчеркнул, что при отсутствии квартирных счетчиков с 2012 года оплата по нормативам возрастет на 20 процентов. А с 2013 года — на 40 процентов. Сделано это для того, чтобы побудить россиян к экономии ресурсов и увлечь их квартирными счетчиками. Предлагается широко рекламировать выгоду от их установки, приводить реальные цифры: по нормативам платили столько-то, а по счетчику — намного меньше. Эксперты дают журналистам цифры: экономия составит от 30 до 60 процентов. Люди должны на своем кошельке ощутить, как это выгодно — платить за то, что реально потребили, а не за мифические нормативы.

 

Для чего ставятся общедомовые счетчики?

Озабоченная экономией ресурсов федеральная власть приняла Закон РФ от 23.11.2009 г. №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Он не обязывает собственников жилья многоквартирных домов, имеющих индивидуальные водомеры, платить по общедомовому водомеру. Этот закон предусматривает обязанность для организаций, определенных органом власти, разрабатывать по каждому дому мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и доводить их для исполнения собственникам помещений многоквартирных домов.

К тому же приборы учета не ставятся в ветхих, аварийных объектах и многоквартирных домах, подлежащих капитальному ремонту до 1 января 2013 года.

Стоит ли говорить, что руководители краевого комитета обязаны знать жилищное законодательство РФ и руководствоваться им в практической работе. Не ради интересов монополистов затеяны общедомовые приборы учета потребляемых ресурсов, как сложилось в Ставрополе, а ради интересов страны и ее будущего! Судя по ответам руководителей отрасли, они просто умышленно вводят в заблуждение собственников квартир, убеждая их оплачивать за поставляемую воду не по квартирным счетчикам и нормативам потребления, а по показаниям общедомовых приборов, которые к тому же неизвестно кем и как отрегулированы. В целом по стране уже много фактов того, что монополист тут беззастенчиво «работает» в свою пользу.

К тому же всеми замалчивается такое важное звено жилищного законодательства, как исполнение коммунальных услуг управляющими компаниями. Они должны купить ресурс, поставить его многоквартирному дому, собрать платежи. Но управляющие компании в городе своевольны, и пока не по зубам краевым, городским и отраслевым руководителям.

 

Пострадали самые социально незащищенные

Минуя управляющие компании, игнорируя федеральное законодательство, «Водоканал» вкупе с СГРЦ заставил самую незащищенную, вдохновленную идеей истинной экономии часть населения, решившуюся на немалые затраты по установке квартирных водомеров, оплачивать весь беспредел, весь хаос, творимый в многоквартирных домах. А они — зеркало, частица нашего обманутого общества, разуверившегося в том, что когда-нибудь в России будет порядок. Все это привело к тому, что горожане не хотят устанавливать индивидуальные приборы учета, чтобы не жить постоянно в стрессе и не испытывать чувство творимой несправедливости.

Поднявшаяся однажды волна возмущения от грабежей монополиста докатилась до администрации города. Мы с облегчением и надеждой услышали о моратории — определенное время не платить по показаниям общедомовых водомеров. Естественно, все решили, что будет проведен анализ — насколько сложившаяся ситуация соответствует федеральному законодательству.

Однако через некоторое время чиновники (неизвестно кто принял решение) снова заставили владельцев квартирных счетчиков платить «за того парня», т. е. сверх показаний своих индивидуальных счетчиков.

Работники правого комитета администрации Ставрополя, руководствуясь частью 8 ст.5 и частью 1 ст. 157 ЖК РФ, обязаны были воспрепятствовать возобновлению «дорогой» оплаты. Но это сделано не было.

 

Тотальная проверка. Но не у нас

«Российская газета» в номере за 3 августа сообщила, что департаментом экономической безопасности МВД организована тотальная проверка организаций, оказывающих коммунальные услуги населению в регионах.

Знаем, что инициативные, граждански настроенные люди обращались в органы местного самоуправления Ставрополя с ходатайством о проверке по оплате услуг по водоснабжению и водоотведению в 2009-м и 2010 годах и фактически запланированных расходах по всем статьям, необходимых для выполнения программ развития предприятия.

По нашим подсчетам, по количеству поставленной воды всем потребителям произошла переплата на сумму порядка 800 миллионов рублей. Нам в нашем ходатайстве о проведении проверки МУП «Водоканал» было отказано.

После прочтения в «Российской газете» информации о тотальной проверке МВД мы воспряли духом: а вдруг и наше краевое ГУВД подключится к этой работе? До сих пор никакой поддержки со стороны блюстителей закона население, несмотря на многочисленные обращения, не имело.

Владимир Чеботаев, председатель домового совета д. 15, ул. Доваторцев; Светлана Матеосова, председатель домового совета д.21, ул. Доваторцев; Людмила Гусева, председатель домового совета д. 3а, пер. Степной; Валентина Фомина, дом 9/4, ул. Тухачевского; Нина Козлитина, ул. Фроленко, 20.