Завтра — на теплоход!

Завтра — на теплоход!
Управление образования администрации Ставрополя можно назвать своеобразным «генштабом» всей педагогики города. Это здесь рождаются не только чиновничьи «циркуляры», но и смелые идеи о том, как улучшить систему образования, создать комфортную учительскую среду, имя которой — большая семья педагогов.
Объединять,  а не властвовать, руководить,  а не командовать, доверять, проверяя, — вот принципы управления, которые исповедует и глава «генштаба» — начальник управления образования администрации города Владимир ЗУБКОВ.

Без галстука нельзя

Когда я готовилась к интервью с Владимиром Зубковым, мне очень хотелось в качестве иллюстрации опубликовать какой-нибудь его снимок в неформальной обстановке — без галстука. Владимир Николаевич наотрез отказался: как можно, я же официальное лицо!
Впрочем, высокий статус, как мне кажется, никогда не мешал Зубкову по-деловому четко руководить вверенным ему огромным коллективом, в котором более 4 тысяч женщин — учителей, воспитателей, директоров школ и детских садов города…
А что ему помогает? Наверное, огромный опыт. Ведь Владимир Николаевич сразу после службы в армии начал работу в сфере образования. С гордостью подчеркнул: был старшим пионервожатым в сельской глубинке Ставрополья, потом — воспитателем, учителем русского языка и литературы, директором школы, заведующим отделом образования, замминистра. Словом, прошел всю учительскую и управленческую «вертикаль», «попутно» получив ученую степень кандидата педагогических наук. Кстати, темой его кандидатской диссертации стало взаимодействие семьи и школы по подготовке детей к семейной жизни. До сих пор Зубков уверен: как, по-симоновски, «солдатами не рождаются», так родителями — становятся. Как и начальниками…

Все в наших руках

— Владимир Николаевич, за два с небольшим года Вашего руководства управлением образования, как мне кажется, педагоги города почувствовали позитивные перемены именно в управленческой составляющей: создан Педагогический музей г. Ставрополя, открылась Педагогическая гостиная. Изменилось даже «лицо» педконференций — то учителя обсуждают фильм «Крыша», то проводят «круглый стол» и мастер-классы. Второй год подряд проходят в городе педагогические турслеты, в сентябре состоялась первая педагогическая спартакиада… Этот «фонтан» идей, на Ваш взгляд, связан только с шагающим по стране Годом учителя?
— Нет. Просто Год учителя позволил нам всем взглянуть на себя немножко по- другому, проявить к себе больше внимания. То есть событие российского масштаба — Год учителя — только повод, но если мы реализуем то, что задумано, это станет хорошим плацдармом на будущее — тогда мы уже не остановимся. За этот год мы почувствовали самое главное: все в наших руках.

Государственный подход

— В чем Вы видите главный принцип руководства во всех составляющих своей работы — дошкольном, школьном, дополнительном образовании?
— Создавать условия для доступности образования. Ведь многие родители уже сейчас хорошо понимают, что образование — это капитал, и чем он больше, тем стартовая площадка их детей будет шире. Ведь идея президента о создании новой школы предусматривает и этот элемент — когда педагоги должны думать, как совершенствовать учебный процесс, а не заботиться о материально-технической базе. Меня, как руководителя, очень радует, что исполнительная власть сегодня нашла согласие с депутатским корпусом Ставрополя в вопросе совершенствования материальной базы школ и детсадов, причем особая инициатива исходила и от партийных фракций. «Единая Россия», например, приложила свои усилия к реконструкции школ города, и этот партийный проект вылился в то, что мы намереваемся в течение трех лет полностью завершить реконструкцию, переоборудование наших школ. Вот такую перспективу мы видим, и понимаем, к чему стремиться: создать нормальные условия работы учителей. А учительство, я уверен, непременно откликнется конкретным трудом, новыми творческими предложениями и идеями…
Нас поддерживает глава города Н. И. Пальцев: в прошлом году доля расходов городской казны на отрасль составила 40 с лишним процентов — это более 2 млрд рублей. Город может гордиться и тем, что сделано в области реконструкции наших школ и детсадов. За последние два года были реконструированы пищеблоки всех общеобразовательных учреждений города Ставрополя, на что ушло больше 130 млн рублей. Уже в этом году реконструкция пищеблоков пройдет еще в 10 дошкольных учреждениях, и в других ДОУ она будет продолжена.
Мы вместе с властью еще думаем, как использовать в нашей работе государственно-частное партнерство, для того чтобы решать задачи более ускоренного создания материально-технической базы: нам надо не только реконструировать старые школы, но и строить новые. В этом и принцип нашей работы, и государственный подход к ней.

Возраст — не помеха

— В этом году управление образования сделало ставку «на омоложение» педагогических кадров. Что удалось сделать, что еще предстоит? — спросила я Владимира Николаевича.
— Возраст — не помеха, но преимущество, и еще — задача и повод унаследовать лучшее. Вот в этом году мы создали Ассоциацию молодых педагогов. Думаю, что это объединение позволит молодым учителям увидеть самих себя — кто они, где они, — и даст возможность нашей талантливой молодежи менее болезненно войти в образовательную среду с новыми идеями и мышлением, внести свежую струю в нашу жизнь. Конечно, учитель должен иметь право на свободу, но при этом у него не должно быть обязанности все время придумывать, как нужно действовать. Это — задача управленцев…

«Учитель должен раскрываться в неформальной обстановке!»

— Каковы, на Ваш взгляд, перспективы улучшения положения учителей, повышения престижа педагогического труда? Реально ли учителю получить статус госслужащего?
— Смысл не в том, чтобы получить этот статус! Улучшить положение учителей (такова моя точка зрения!) может достойная зарплата — независимо от статуса. Если говорить о материальной стороне дела, то хороший учитель (если он хороший!) и сейчас получает больше чиновника. Но все равно мало…
— Ждут ли педагогов города еще сюрпризы в Год учителя?
— Да, в конце года мы хотим провести учительский бал. Год учителя должен заканчиваться каким-то праздником, где учителя могут предстать не только как специалисты, но и как обычные люди. Ведь учитель — носитель культуры, так что бал у нас будет классический — с вальсами, танго, широким общением не только на профессиональные темы.
Кстати, таким же будет и путешествие, в которое завтра отправляются на теплоходе по Дону около 150 педагогов нашего города — руководители, победители всех конкурсов — те, кто создает имя Ставрополю. У нас будет не только культурная программа, но и содержательная: мы будем общаться с коллегами во главе с начальником управления образования г. Ростова-на-Дону: проведем «круглые столы», беседы, выработаем концепцию дальнейшего развития. Думаю, это нам здорово поможет, потому что человек раскрывается больше всего в неформальной обстановке.
— А что бы Вы пожелали своим коллегам в этот праздничный день?
— Так держать!

Над материалами, посвященными Году учителя, работали журналисты «ВС» Лариса РАКИТЯНСКАЯ, фотокор Юрий РУБИНСКИЙ, Елена Никифорова,
Сергей АГАФОНОВ, работники управления образования администрации г. Ставрополя, учителя и руководители школ города.