Жизнь в долг

Ирина Крымская

Покупать больше, а платить меньше  – очень распространенное нехитрое желание среднестатистического обывателя. В погоне за этой мечтой люди готовы обречь себя на длительное служение банкам, день ото дня увеличивая свои кредитные истории. Предприимчивые же производители активно этим пользуются.

Жизнь в долг

Психология кредита

Отказать себе в чем-то, особенно когда рынок наполняется новинками с ошеломительной скоростью, многим сегодня почти не представляется возможным. Быстро сменяются современные модели телефонов или, скажем, ярких туфель, хотя буквально пару месяцев назад купленные ранее сами были в списке дебютных товаров. Потребители не в силах отказать себе в приобретении модных новшеств, несмотря на ограниченность денежных средств. Все это и толкает несчастных на «крайнюю» меру – покупку в кредит.

В конце ХIХ века в психологии появился новый синдром под названием «ониомания», или – шопоголизм. Это не что иное, как непреодолимое желание что-либо покупать без необходимости. На сегодняшний день это явление продолжает набирать обороты, набивая карманы компаний. Нет, это не болезнь. Просто образ мышления, где тратить больше, чем зарабатываешь, – норма, где вещи становятся лучшими друзьями. При этом такой субъект выглядит вполне социально здоровым и даже презентабельным за счет броских новинок в его руках. Человек готов бездумно влезать в огромные долги, вместо того чтобы остановиться и начать думать.

В Россию «мода» на кредиты пришла из США. Видя обеспеченную жизнь американцев, многие люди не задумываются о том, что практически вся дорогая техника, машина, дом были куплены в кредит. Вот и российскому гражданину кредит дарит невероятную свободу. Можно прийти в магазин, подписать договор и в этот же день получить желаемую вещь в полное пользование совершенно бесплатно. А точнее, бесплатно конкретно в этот момент. Потребителю совсем не интересно, что уже в следующем месяце ему придет первый счет, затем второй, третий, десятый, двадцатый. Его совсем не пугают цифры, ведь вот он, долгожданный товар, в руках, здесь и сейчас. А далекое «потом» – всего лишь туманное будущее.

Вооружившись разумом

Вполне логично то, что для бесконечной смены и приобретения вещей нужен солидный доход. Но и для тех, кто не справляется со своими «хочу», производители предлагают простое решение – кредит. Пара росчерков в договоре – и человек становится счастливым обладателем желаемого. Причем сегодня иметь несколько неоплаченных счетов считается вполне нормальных явлением. Правда, от такого пленника банков можно нередко услышать фразу – «Денег ни на что не хватает, жить трудно». Само собой, если тратить средства на порой бесполезные или неоправданно дорогостоящие вещи, то едва ли хватит на что-то действительно нужное.

Каким же образом бороться со страшным демоном, который ежемесячно будет вытягивать деньги из кошелька несчастного потребителя? Самым главным методом здесь, наверное, является способность размышлять здраво. Прежде чем опрометью бросаться в магазин, человек должен реально оценить степень нужности покупки. Как правило, трезвый взгляд способен все расставить на свои места и уберечь от инфантильной растраты.

Также немаловажно постоянно сравнивать предложения различных магазинов и производителей, сопоставляя характеристики и качество. Переплата за бренд сегодня является нормой. Компании наживаются на нежелании людей искать и читать информацию по интересующему продукту или категории товаров. Скупой платит дважды, а ленивый – трижды.

К рекламе тоже следует относиться скептически. Поход на распродажи зачастую заканчивается покупкой опять же ненужных или незапланированных вещей. Таким образом, покупая желаемое на 10% дешевле, потребитель рискует оставить в магазине приличную сумму или влезть в кредит, поддавшись на обещаемую выгоду и лучшие предложения. Карты, купоны, скидки – все обещает экономию средств, но неизбежно затягивает несчастных в пучину растрат, которым конца и края не будет.

Желания современного человека уверенно шагают впереди его возможностей. Зачастую смысл покупки заключается лишь в приобретении чего-то нового, блестящего, красивого. Люди, которые не имеют свободного времени, чтобы готовить, скупают соковыжималки, хлебопечки и аэрогрили, используя их лишь несколько раз в году, а затем подыскивают новые модели взамен устаревших. Современные сотовые телефоны и компьютеры могут сменяться по нескольку раз в год у одного и того же владельца. Заручившись непробиваемой информированностью и крепким умом, потребитель способен оказать достойное сопротивление цепким лапам шопоголизма. Как итог – свобода от ежемесячных уплат из семейного бюджета, жизнь не в долг, а в плюс, жизнь ради личных интересов, а не в клетке банковской системы.